Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные тенденции развития мегаполисов



2020-03-17 743 Обсуждений (0)
Основные тенденции развития мегаполисов 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В современном постиндустриальном обществе, именуемом еще и сверхиндустриальным, супериндустриальным или трансиндустриальным, меняются ориентировочные приоритеты развития в различных сферах деятельности. Главными из них стали производственные, коммуникационные и технологические инновации, рыночная экономика, коммерческо-деловые и международные торговые связи. В мировом пространстве происходят процессы характеризуемые понятиями "глобализация" и "логистика", которые к концу XX века вызвали проблему необходимости реконструкции и преобразования существующих складских и транспортных объектов. Эта проблема, связанная с формированием транспортно-логистических комплексов, стала актуальной для многих стран мира, в том числе, и для России. Транспортно-логистические комплексы (ТЛК) - представляют собой, многофункциональные производственные объекты, координирующие взаимодействие различных видов транспорта, и процессы выполнения ряда функций (перегрузку товаров с одного вида транспорта на другой, сортировку и комплектацию партий грузов, долгосрочное и краткосрочное хранение грузов, таможенные процедуры и т.п.). Наряду с организацией грузопотоков ТЛК осуществляют и вокзальные функции по приему и отправке пассажиров, включают полный состав сервисных, коммерческо-деловых и информационных услуг.

Проблема формирования транспортно-логистических комплексов относится к межотраслевой форме организации производства, строящейся на интеграции его составляющих. В настоящее время происходит активное внедрение этих видов производств в структуры городов.

Целью данной работы является изучение особенностей и выявление тенденций развития логистических комплексов в крупнейших городах России. Особое внимание уделено транспортно-логистическому комплексу Санкт-Петерурга.

Развитие инфраструктуры крупных городов на примере Санкт- Петербурга

 

Основные тенденции развития мегаполисов

 

Постепенное укрупнение городов и рождение мегаполисов такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности, появление ТНК (транснациональных корпораций), как развитие средств связи и т.д. В крупных городах выгоднее и эффективнее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, легче создавать образовательные комплексы и прочая и прочая. Кроме того, в мегаполисах возникают свои внутренние рынки, резко удешевляющие многие торговые операции, позволяющие ограничить перевозки дешевых и габаритных товаров. Вот почему мегаполис, как форма организации производственной жизни общества более эффективна с точки зрения экономики - в мегаполисах выше общественная производительность труда - главное мерило всех современных организационных новинок и проявляется она естественным образом.

В настоящее время половина из шести миллиардов людей, населяющих нашу планету, проживает в крупных городах. В индустриально развитых странах доля городского населения значительно выше. Уровень урбанизации в ближайшие 25 лет, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет только повышаться. В связи с этим проблемы развития крупных городов попадают в разряд важнейших, и именно от успешности их решения в значительной степени будет зависеть динамичность и устойчивость социально-экономического развития, как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.

Для России проблема мегаполисов имеет особое значение, хотя может показаться, что как раз в России с её пространствами говорить о мегаполисах преждевременно. Однако уже сейчас становится очевидным, что проблема мегаполисов - это не только проблема отдельных крупных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Эта проблематика напрямую связана со стратегией развития России, ростом её конкурентоспособности в процессе глобализации.

Мировые города находятся в центре глобальной информационной сети и так называемой экономики знаний, их иерархия строится с учётом организационных структур транснациональных компаний в сфере передовых услуг. Это оплоты постиндустриальной экономики: в них сконцентрирован бизнес, связанный с финансами, СМИ, образованием, здравоохранением, туризмом. В современных условиях мегаполисы вносят существенный вклад в развитие национальных экономик.

Согласно международной статистике на мегаполисы стран ОЭСР приходится 10-50% ВВП соответствующих стран:

· Копенгаген обеспечивает 49,6% датского ВВП;

·   Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт - 42-47% ВВП их стран;

·   Вена, Лондон, Парижа, Стокгольм и Токио - 28-34% ВВП их стран.

Для сравнения отметим, что на Москву приходится более 21% суммарного ВРП всех субъектов РФ (причём за годы экономического роста эта доля увеличилась), а на Петербург - менее 4%. Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной экономики, в структуре её ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге - только 63%).

Такая экономическая концентрация объясняется не только количественными факторами. В подавляющем большинстве мегаполисов производительность труда выше, чем в остальной части страны (особенно в американских, в Европе разница меньше). Жители мегаполисов больше работают и обладают более высокой квалификацией, а темп роста городского валового продукта обгоняет национальный ВВП. Мегаполисы притягивают человеческий капитал, финансы, инновации. Вместе с тем интересно отметить, что по расчётам экспертов ОЭСР существует экономически оправданный предел роста мегаполиса - 7 млн. человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП, а также качеством жизни становится отрицательной.

По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.

В связи с этим следует выделить ряд существенных проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.

Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам. Без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.

Во-вторых, неотъемлемая черта стратегического планирования - его вариативность, учёт разнообразных политических, экономических и социальных факторов как внутри страны, так и вне её пределов. Должны быть установлены некие контрольные точки, от которых идёт разветвление сценариев и при достижении которых возможна коррекция принятых органами власти прежних решений.

В-третьих, при подготовке стратегических планов городов важно как можно полнее задействовать потенциал частного бизнеса в интересах развития мегаполиса. Стимулами этому может выступать предоставление налоговых льгот, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, причём не только на развитие городской инфраструктуры, но и для реализации других социально значимых для мегаполиса проектов, помогающих обеспечивать профессиональную занятость населения, решать проблемы образования, медицинского обслуживания, отдыха и развлечений.

Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать интересы частных инвесторов с общественными интересами.

Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации - детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры.

Как показывает мировая практика, даже незначительные просчёты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города - проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок. Требуются знания не только и не столько архитектурных и строительных норм и принципов, сколько концептуальных принципов развития города, умения спрогнозировать общие социально-экономические тенденции и разработать концепцию застройки, позволяющую максимально эффективно удовлетворять динамичные требования города и управлять ими.

Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его «основную ткань», активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего «лица», а постоянный рост количества размещённых по всей их территории построек со стандартной архитектурой создаёт проблемы психологического порядка.

Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всём мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.

В таких условиях именно городские органы управления посредством имеющихся в его распоряжении инструментов воздействия призвано упорядочить или хотя бы минимизировать негативные тенденции территориального развития и застройки городов. Проведение градостроительной политики, основанной на четком определении комплексных приоритетов и прогнозов развития во всех секторах экономической и социальной сфер, позволяет достичь максимально эффективного и сбалансированного архитектурно-градостроительного результата для города в целом и каждого его жителя.

Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространённым решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего её целостность и долгосрочность - генерального плана развития города. Генеральный план - это один из основных законов города, базирующегося на стратегии его развития и создаваемый на базе всего спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций.

 



2020-03-17 743 Обсуждений (0)
Основные тенденции развития мегаполисов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные тенденции развития мегаполисов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)