Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образцы поведения, обычаи, нормы, ценности как элементы культуры



2020-03-17 626 Обсуждений (0)
Образцы поведения, обычаи, нормы, ценности как элементы культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Образцы поведения это определённые схемы поведения в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культуры.

Принимаются добровольно и часто не осознаются носителями культуры.

Могут быть положительными или отрицательными.

Многие образцы поведения формализуются и имеют чёткие предписания - воинский Устав, дипломатический этикет и др.

Обычай - это определённый стереотип поведения, превратившийся в привычку и передающий из поколения в поколение накопленный социальный опыт.

Нормы - это общепринятые правила поведения, устанавливающие его допустимые границы и являющиеся условием принадлежности индивида к группе.

 

Таблица

 

Ценность - это личностно-окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом, носителем ценности.


 

Таблица

 

Субкультурная стратификация общества

 

Социальная стратификация - это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге, т. е. различение в населении высших, средних и низших классов. Такая иерархия предполагает неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния среди членов общества. Такая дифференциация может происходить на экономической основе, когда одни классы оказываются имущими, другие неимущими. Эта дифференциация может происходить и на политической основе, т. е. одни классы оказываются ближе к институтам власти и, соответственно, имеют престиж, статус, авторитет и т. д.

Что касается субкультурной стратификации, то здесь делается акцент на дифференциации культурного характера, т. е. если исходить из дифференциации общества на группы, то вклад каждой из них в культуру будет различен.

Среди субъектов культурной жизни можно различить тех, кто создает культурные ценности, кто делает их доступными для потребителя (кто их фиксирует и распространяет), кто их пропагандирует и, наконец, кто их потребляет (воспринимает) .

Ценность - это личностно-окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом, носителем ценности.

Важно отметить, что всякая субкультура, как минимум, заботится о самосохранении, и, как максимум, стремится к распространению своего влияния (своей картины мира) как можно более широко в том культурном сообществе, в пределах которого она функционирует.

Подобно любым социальным системам, субкультуры взаимодействуют между собой, эволюционируют в изменяющихся социокультурных условиях. Между субкультурами возможны конкуренция или конфликты (научные, религиозные, художественные эстетические, этнические). Подобные конфликты решающим образом воздействуют на формирование и осуществление государственной культурной политики. Субкультурное разнообразие обществапорождает множественность картин мира, представляющих общество в целом и его отдельные фрагменты под специфическим углом зрения (например, профессиональный нищий видит общество иначе, чем преуспевающий юрист, поэт - иначе чем бизнесмен, христианин - иначе чем мусульманин и т.д.). Эта множественность картин мира, с одной стороны, составляет культурное богатство общества, но с другой - серьезно затрудняет решение главной задачи культурной политики - формирования у всех граждан сколько-нибудь единообразной картины мира, консолидирующей общество.

 

Содержание и объём понятий «ядро культуры», «субкультура», «контркультура»

 

ЯДРО КУЛЬТУРЫ - ядро любой культуры составляют ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, т. е. являются общими для всех времен, для всех обществ.

Ядро культуры - это своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и др., направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации.

Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.

Так как главная функция ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности социума, то оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. Ядро культуры выполняет функцию генетического механизма, своего рода социальной ДНК, хранящей информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности и этнического потенциала. Эта информация, аккумулируемая в ядре, через систему воспитания и образования, транслируется от поколения к поколению, и именно этим гарантируется самоидентичность данного этнического или социального организма.

СУБКУЛЬТУРА - 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура (впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком) может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.

КОНТРКУЛЬТУРА (впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком)- 1. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру. 2. Леворадикальное, анархистское социально-политическое и идеологическое движение, возникшее в 60-е гг. XX в. (Западная Европа, США) в форме социального протеста, выступающее с резкой критикой существующей социальной системы. Теоретики Контркультуры выступали против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма и т. д., поощряя индивидуальную свободу, раскрепощение личности и т. д. 3. Маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением, которое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокультурным нормам (алкоголизм, дипсомания, наркомания, проституция и т. д.)

 

39. Предмет, содержание, структура, функции социологии моды

 

Мода - это одна из социальных норм, присущих, прежде всего, индустриальному и постиндустриальному обществам. В качестве обязательной социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. По отношению к индивиду мода как социальная норма носит внешний характер.

Мода становится ценностью, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится осознанной внутренней потребностью, желанием.Уже в XIX веке, с момента зарождения социологии, мода стала предметом исследовательского интереса.

Среди выдающихся социологов, отводивших изучению моды важное место в своей работе, можно назвать Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Т. Веблена, Г. Блумера, П. Бурдье.

Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения. «Модные объекты - это любые объекты, которые оказываются «в моде» (Гофман 1994: 11). В их числе - одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т.д. Правда, одни предметы, типы поведения чаще оказываются в роли модных объектов, другие реже. Так, одежда, популярная музыка в наибольшей мере подвержены моде, в то время как жилище, еда - в значительно меньшей. Если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена моде. Чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде. Наиболее явно это демонстрируется ювелирными изделиями, украшениями одежды, поп-музыкой и т.п. При этом этот критерий полезности может распространяться как на целую вещь, так и на ее отдельные части. Модные стандарты поведения могут быть как чисто поведенческими актами, следующими определенной модели (например, модные танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание модной мебелью).

Как и любая иная социальная норма, мода опирается на санкции. Однако ее санкции носят относительно мягкий характер:быть модным хорошо, но на этом основании человек не станет национальным героем или вождем, быть немодным нежелательно, но игнорирование моды обычно не чревато социальной изоляцией, строгими мерами наказания. Лишь в некоторых молодежных и артистических кругах мода приобретает относительно жесткий характер.

Моде свойственны следующие функции:

. Инновационная - мода стимулирует экспериментальное начало в обще­стве и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по срав­нению с предыдущими, культурные образцы.

. Регулятивная - мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру.

. Психологическая - мода удовлетворяет психологические потребности че­ловека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компен­сирует неудовлетворенность своим социальным статусом.

. Социальная - мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценнос­тей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кро­ме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя ре­гулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное не­равенство.

. Престижная - мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социаль­ного статуса.

. Коммуникативная - мода представляет собой одну из форм массовой ком­муникации.

. Экономическая - мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формиро­вание определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

. Эстетическая - мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростра­нения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отра­жает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха пост­модерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок.

 


 



2020-03-17 626 Обсуждений (0)
Образцы поведения, обычаи, нормы, ценности как элементы культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образцы поведения, обычаи, нормы, ценности как элементы культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)