Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи и методы социального прогнозирования и проектирования



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Задачи и методы социального прогнозирования и проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 - 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.1) краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);2)среднесрочные (от 1 года до 5 лет);3)долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);4)дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта;(задачи)

)уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

)тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

)оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Задача социального прогнозирования: предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.

Главная задача прогнозирования -- научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

анкетирование (интервьюирование, опрос);

экстраполирование и интерполирование -- построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

моделирование -- построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

)в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

)как действительно может протекать развитие;

)каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д Главные методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. в основания социального проектирования:1)социальный объект противоречив;2)у социального объекта существует многовекторность развития;3) невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории; на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. При получении отрицательного результата необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач

Методика матрицы идей -- это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой.

Методика мозгового штурма -- связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления.

Методика синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Задачи и методы социального прогнозирования и проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи и методы социального прогнозирования и проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)