Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глобальные социальные проблемы современности



2020-03-17 305 Обсуждений (0)
Глобальные социальные проблемы современности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. В каждой из этих систем по-своему проявляется угроза человечеству. Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств. Среди глобальных социально-экономических проблем в качестве наиболее насущных можно выделить три - проблему экономической отсталости, демографическую проблему и продовольственную проблему.

Демографический взрыв» особенно обострил продовольственную проблему в развивающихся странах. По данным ООН, здесь 800 млн человек живут на грани голода, а 40 млн умирают от истощения. Глобальные социально-экологические проблемы выдвигаются сегодня на передний план в связи с растущей опасностью разрушения природной среды обитания человека. Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель и т.д.Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий мирового масштаба, создание системы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т.д.Глобальные социально-гуманитарные проблемы охватывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это - материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдание от войн и насилия и др. Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечно-сосудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД. Снижение продолжительности жизни.

 

45. Предмет, содержание, структура, функции социальной антропологии

 

Социальная антропология - межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. Иными словами, она изучает человека через призму его культуры. Социальная антропология пытается исследовать самого человека в соотношении с продуктом его же активности - культурой, стремится соединить социальное и культурное, изучить факторы, механизмы и степени оснащенности тех или иных социальных процессов культурными атрибутами: ценностями, нормами, образцами и т.д. Иначе говоря, она ставит цель интегрировать вокруг человека знания прежде всего по социологии, культурологии, психологии и этнографии.

Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Ее предметом являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах.Культура (от лат. culture. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Социологическое понимание культуры следует из предмета социологии. Социология изучает общество как организм (систему), применяя диалектический и структурно-функциональный методы анализа. Общество, взятое в динамическом аспекте, понимается как продукт взаимодействия людей.

Основоположники Э. Дюркгейм, Марсель Мосс (очерк «О даре»). Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс. Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского. Подходы к понимаю человека: 1. Космоцентризм (человек как часть природы и космоса); 2. Теоцентрим (человек - особый вид); 3. Гуманизм (человек в центре вселенной); 4. Антропоцентризм (индивид определяет свою судьбу). Антропология делится на философскую (исследует общую природу человека в соотношении с его миром), физическую (изучались примитивные общества и создавалась картина развития человеческого вида), культурную и социальную. Вспомогательные науки - этнография, этнология, архиология.

 

46. Предмет, содержание, структура, функции экономической социологии

 

Экономическая социология в широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как социального института и его влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп. Экономическая социология - самостоятельная научная отрасль социологического знания, предметом исследования которой являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления).Предмет экономической социологии - социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.В более узком смысле предмет экономической социологии - экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. В общем виде объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно: 1) Человек (как «экономический», так и «неэкономический») во всем разнообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики и финансов; 2) Социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, тендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и проявляющие разные формы экономического поведения; 3) Социальные институты и организации, выступающие в качестве субъектов рынка, - государство, банк, страховая или инвестиционная компания, домохозяйство, налоговая инспекция, фондовая биржа.Функции:Познавательная функция заключается в изучении объективных и субъективных причин влияния деятельности человека или коллектива на негативные или позитивные тенденции развития экономических отношений.; Оценочная функция (оценка развивающихся в обществе экономических и социальных процессов); Аналитическая функция связана с разработкой прогнозов, рекомендаций и планов по оптимизации экономических отношений.; Управленческая функция (Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?); Прикладная функция (преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам).

 


 



2020-03-17 305 Обсуждений (0)
Глобальные социальные проблемы современности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глобальные социальные проблемы современности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)