Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины. Законы спроса и предложения лежат в основе функционированиярыночного механизма.

Спрос и факторы, его определяющие

Спрос представляет собой проявление той части потребностей, которая обеспечена платежеспособностью покупателей. Функция спроса выражает отношение между количеством товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести, и рядом определяющих его факторов:

 

Qd = F (P, Ps, Pc, I, T, W, N, B)

где

Qd - величина спроса;

P- цена товара;

Ps - цены на товары - субституты;

Pc- цены на комплементарные товары;

I- доход покупателя;

T- вкусы и предпочтения потребителей;

W- ожидание изменения цен в будущем;

N- количество покупателей;

B- прочие факторы.

"При прочих равных условиях", предполагающих постоянство всех других факторов, за исключением цены на данный товар, закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество хотят и могут приобрести. Графически эта зависимость изображается в виде кривой спроса, отражающей обратно пропорциональную связь между ценой и количеством товара и потому имеющей отрицательный наклон. Кривая спроса показывает максимальную цену, по которой потребитель готов приобрести определенное количество товара. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение в объеме спроса как результат изменения только цены. Изменение спроса означает движение всей кривой спроса в ответ на изменение

а) Увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой D в положение D 1 для нормальных товаров и, наоборот, в положение D 2 (уменьшение спроса) для некачественных товаров.

б) Рост цен на товары-заменители (субституты) данного товара повышает спрос на данный товар, и, наоборот, повышение цен на взаимодополняющие (комплементарные) товары сокращает спрос на него.

в) Увеличение числа покупателей увеличивает спрос, т. к. рыночный спрос определяется горизонтальным суммированием индивидуальных кривых спроса.

г) На изменение спроса влияют вкусы и предпочтения потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное влияние на различные группы населения.

д) Инфляционные ожидания в будущем могут вызвать повышенный спрос в настоящем.

 

Предложение и факторы, его определяющие

Предложение отражает готовность фактических и потенциальных продавцов товара произвести и предоставить на продажу некоторое количество товара в течение определенного промежутка времени. Функция предложения определяет объем предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов:


Qs = F ( P , Pr , K , T , Z , N , B ), где

 

Qs- объем предложения;

P- цена товара;

Pr - цены ресурсов;

К- характер применяемой технологии;

T- налоги и субсидии;

Z- природно-климатические условия;

N- количество продавцов;

B- прочие факторы.

"При прочих равных условиях", закон предложения утверждает: чем выше цена товара, тем больше товара будет произведено и предложено на продажу. Графически эта зависимость изображается в виде кривой предложения, отражающей прямо пропорциональную связь между ценой и объемом предложения и потому имеющей положительный наклон. Кривая предложения показывает минимальную цену, по которой продавец готов продать определенное количество товара.

Смещение кривой предложения влево из положения S в положение S 2 означает уменьшение предложения, а смещение кривой предложения вправо до положения S 1, означает увеличение предложения.

На сдвиг кривой предложения влияют:

а) Рост цен на производственные ресурсы означает уменьшение предложения, и наоборот.

б) Применение более совершенной технологии позволяет при тех же ресурсах произвести больше продукции, что увеличит предложение.

в) Введение или увеличение налогов на продавца уменьшит предложение. Выделение субсидий (дотаций) приведет к увеличению предложения.

спрос предложение прибыль конкуренция


Рыночное равновесие

 

В любой экономической модели равновесие отражает такой баланс сил, что переменные, которые стремятся объяснить модель, не увеличиваются и не уменьшаются. Экономическая модель спроса и предложения стремится объяснитьцены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены и количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить, т.е. выполняется равенство Qd = Qs

Qd = QE = Qs

 

Рыночное равновесие имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. При любой другой цене, кроме РЕ, на рынке был бы недостаток или избыток товаров.

РЕ - равновесная цена

Q Е - равновесный объем продаж



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)