Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Долгосрочное монопольное равновесие



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Долгосрочное монопольное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если монопольная фирма имеет прибыль в краткосрочном периоде, то эта прибыль, скорее всего, сохранится и в долгосрочном периоде, поскольку фирма защищена от появления возможных конкурентов высокими входными барьерами. Для более полного использования экономии от масштаба производства монополия может сосредоточить производство на одном или нескольких заводах.

Монополия рассматривает вопрос о производстве на двух или более заводах, когда производство, при котором LRMC = MR, осуществляется на одном заводе в долгосрочном плане при средних издержках, которые превышают LRACmin . Производя количества товара, кратные выпуску Q *, при котором достигается LRACmin монополия может предотвратить рост средних издержек выше их минимального уровня. На графике монополия максимизирует прибыль путем производства 2 Q * штук на двух отдельных заводах.

Сравнение функционирования конкурентного рынка и монополии позволяет указать на следующие моменты:

· В условиях монополии излишки потребителей меньше, а излишки производителя больше, но суммарные общественные излишки меньше, чем при совершенной конкуренции на величину потерь “мертвого груза”, которые являются чистыми потерями общества от монополизации экономики.

· Монопольная цена превышает конкурентную цену, а монопольный выпуск меньше, чем выпуск при конкурентном равновесии.

· Монопольное поглощение независимых фирм и отсутствие свободного входа на рынок приводит к перераспределению дохода от потребителей к монополии и неэффективному распределению и использованию ресурсов в обществе.

Вмешательство государства в деятельность монополий осуществляется в следующих основных формах:

1. Установление высоких налогов для монополий

2. Контроль над монопольными ценами

3. Установление государственной собственности на монополизированные предприятия

4. Установление или снятие барьеров для входа на рынок или выхода из него

5. Антитрестовская (антимонопольная) политика

Ценовая дискриминация

 

Продажа товара или услуги данного качества и при заданных затратах по различным ценам различным покупателям называется ценовой дискриминацией.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Монополии занимаются ценовой дискриминацией, когда они могут с ее помощью увеличить свои прибыли. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:

6. Фирма должна обладать некоторой монопольной властью.

7. Фирма должна иметь возможность ранжировать покупателей по степени эластичности их спроса на данный товар.

8. Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого.

Различают три типа, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией:

9. Совершенная ценовая дискриминация, или дискриминация первой степени, имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене ее спроса, и весь излишек покупателя изымается таким образом монополистом. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Однако кое-какая практика похожа на совершенную ценовую дискриминацию, например, агенты по продаже недвижимости назначают для всех одинаковый процент комиссионных за продажу всех домов. При условии, что не существует дополнительных издержек, связанных с продажей более дорогих домов, это создает ценовую дискриминацию.

10.Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда монополия продает по разным ценам не каждую единицу продукции, а определенные ее партии (блоки) в соответствии с одной и той же кривой спроса. На практике она часто принимает форму разного рода скидок (наценок). Например, разная ресторанная наценка в дневное и вечернее время, или сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов и т. п.

11.Ценовая дискриминация третьей степени предполагает сегментацию рынка, т.е. выделение групп покупателей, которые различаются по чувствительности на изменение цены, и назначение каждой группе покупателей своей цены. В некоторых странах этот вид ценовой дискриминации является обычным явлением в отрасли авиаперевозок. В качестве примера можно также привести разные цены на проездные билеты для студентов и преподавателей, разную стоимость гостиничных номеров для иностранных граждан и местных жителей и т.п.


Тема 9. Монополистическая конкуренция

Характерные признаки

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:

12.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара другой фирмы. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциация продукта в большей мере учитывает вкусы потребителей. Чаще всего дифференцированный продукт продается как фирменный товар и имеет какую-то репутацию качества и (или) какую-то степень снобистской привлекательности, которая, будучи реальной или созданной рекламой, дает продавцам товаров этих марок какую-то степень монопольной власти.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях производящих предметы потребления или сферы услуг: легкая и пищевая промышленность, розничная торговля, бензозаправочные станции и т.д.

13.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса (от 1% до 10% в типичном случае).

14.Продавцы на рынке, как правило, не считаются с реакцией своих соперников при установлении цены на свои товары и выборе объема продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке и, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент понесет значительные потери своей доли на рынке из-за снижения продажной цены любой другой фирмой.

15.При монополистической конкуренции не существуют каких-либо значительных барьеров для входа на рынок и выхода из него, т.е. достаточно легко можно основать новую фирму или покинуть рынок. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Однако фирмы могут испытывать определенные трудности при вступлении в отрасль. Ими могут быть патенты, лицензии, торговые марки и т.д.

16.Важное значение при монополистической конкуренции приобретают неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т.д.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

 



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Долгосрочное монопольное равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Долгосрочное монопольное равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)