Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Эластичность спроса и предложения



2020-03-17 186 Обсуждений (0)
Тема 3. Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой переменной.

В экономической теории понятие эластичности впервые исследовано А. Маршаллом в конце XIX веке. Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он показывает, на сколько процентов изменится зависимая переменная (в данном случае объем спроса) при изменении независимой переменной на один процент. В качестве последней могут выступать цена данного товара, цены других товаров, уровень дохода и т.д.

Эластичность спроса по цене Е d (ценовая эластичность) - это степень чувствительности потребителей к изменению цены товара. Она показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент

 

 

Величина Е d выражается отрицательным числом, потому что закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным, поэтому значение коэффициента берется по модулю.

Спрос называют эластичным, когда | Ed | > 1 (это означает, что объем спроса растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда | Ed | < 1, то есть объем спроса растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если | Ed | = 1, то говорят, что спрос единичной эластичности, т.е. объем спроса, изменяется также как и цена, только в противоположном направлении.

Различают дуговую и точечную эластичность.

Дуговая эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке, и для его расчета используются средние для данного интервала значения цены и объема спроса, а именно:

 

Точечная эластичность определяется при очень незначительных колебаниях цены

 

 

Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:

1. Наличие товаров - субститутов (заменителей): чем больше товаров - субститутов, удовлетворяющих сходную потребность человека, тем выше ценовая эластичность.

2. Время приспособления к изменению цены. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном плане, так как люди с течением времени получают возможность находить больше заменителей.

3. Доля потребительского бюджета, отведенного на данный продукт: чем меньше эта доля, тем более неэластичен спрос на данный продукт.

4. Значимость данного товара для потребителя: чем более необходим данный товар, тем более неэластичен спрос на него.

Если функция спроса является линейной, а ее график представляет собой прямую линию, то эластичность принимает различные значения в каждой точке графика. Наблюдается значительная связь между значением эластичности и наклоном линии спроса. При более пологой форме линии спроса величина коэффициента эластичности выше, чем в случае более крутой (с точки зрения ее наклона) линии спроса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что коэффициент эластичности во всех случаях величина переменная при данной функции спроса. Однако бывают ситуации, когда эластичность спроса на всем протяжении какого-либо отрезка равна -1. В этом случае Р0 · Q 0 = P 1 × Q 1. График такой функции является равнобочной гиперболой и асимптотически приближается к осям координат, никогда не пересекаясь с ними.

Рассмотрим, каким образом изменение цены влияет на доходы продавца при различной эластичности спроса. Здесь можно выделить несколько вариантов:

· при эластичном спросе при снижении цены объем спроса растет более высокими темпами и общий доход продавца растет

 

 

· при эластичном спросе при повышении цены объем спроса снижается более высокими темпами и общий доход продавца снижается

 

 

· при неэластичном спросе при снижении цены объем спроса растет более низкими темпами и общий доход снижается

 

 

· при неэластичном спросе при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами и общий доход растет


 

Графически описанные случаи можно изобразить следующим образом:

Р| Ed | > |

 

При единичной эластичности общий доход TR достигает своего максимального значения.

Перекрестная эластичность спроса по цене измеряет чувствительность спроса на один товар к изменениям цены на другой товар. Этот коэффициент обозначается Е x ; y и рассчитывается по формуле:

 

 

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если Ех;у >0, то такие товары называются взаимозаменяемыми, то есть повышение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар. Взаимозаменяемые товары иначе называются товарами-субститутами и служат удовлетворению сходной потребности. Чем больше взаимозаменяемость двух продуктов, тем больше величина перекрестной эластичности.

Если Ех;у < 0, то такие товары являются взаимодополняющими, т.е. при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Взаимодополняющие товары иначе называются комплементарными товарами, они взаимно усиливают удовлетворение от их потребления. Чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности.

Если Ех;у = 0, то такие товары не являются ни заменителями, ни комплементарными, т.е. потребление одного продукта не зависит от изменения цены на другой продукт.

Эластичность спроса по доходу - это мера чувствительности объема спроса потребителя к изменениям в его доходе. Коэффициент эластичности спроса по доходу измеряет процентные изменения в объеме спроса в ответ на каждое однопроцентное изменение в доходе потребителя

 

 

Значение коэффициента Е I может быть положительным, отрицательным или равным нулю.

EI = 0 - для товаров, потребление которых не чувствительно к изменению доходов.

Это обычно товары первой необходимости.

Е I > 0 - предполагает, что увеличение в доходе сопровождается увеличением объема покупок. Такие товары называются нормальными.

Е I > 1 - характерно для предметов роскоши.

Е I < 0 - предполагает обратное отношение между доходом и объемом покупок, что характерно для некачественных (худших) товаров, т.е. с увеличением дохода потребитель меняют структуру своих покупок, сокращая потребление некачественных товаров.

Следует отметить, что один и тот же товар может оказаться в разных группах по мере изменения доходов потребителей. Так, при высоком уровне дохода хлеб скорее окажется некачественным товаром, а при низком - товаром первой необходимости.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

 


Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени. В условиях кратчайшего периода предложение совершенно неэластично. В более длительных периодах предложение становится более эластичным.




2020-03-17 186 Обсуждений (0)
Тема 3. Эластичность спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Эластичность спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)