Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления совершенствования механизма управления муниципальной целевой программы



2020-03-17 147 Обсуждений (0)
Направления совершенствования механизма управления муниципальной целевой программы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программно-целевое планирование - один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели-пути-способы-средства». При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления -это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:

в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;

в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;

в создании механизмов распределения ресурсов;

в создании организационных систем управления реализацией программы;

в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого метода являются:

комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;

организационная система управления программой;

система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;

система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;

законодательная и нормативная базы программы.

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода:

задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;

координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта;

создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы;

органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);

балансировка интересов участников системы.

Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.

Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ. . Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки -зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются:

выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

повышение равномерности распределения производительных сил;

создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства;

создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;

эффективная организация бюджетной системы;

повышение уровня научно-технического развития;

создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;

воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом. Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают:

) Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.

) Наличие неоднородностей и диспропорций в:

пространственном распределении факторов производства;

социально-экономическом уровне развития регионов;

отраслевой структуре экономики;

структуре внешнего торгового баланса;

уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни);

этническом и религиозном составе населения.

) Наличие устойчивых негативных тенденций:

снижение численности населения;

высокий износ и устаревание основных средств;

отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж;

рост коррупции и преступности.

) Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:

уровню научно-технического развития;

энергоемкости экономики;

качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения). Попытки использовать программно-целевой подход в отечественном территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре и др.).

В 60-80-е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Исходную базу для программных разработок в этот период составляли такие крупномасштабные предплановые обоснования, как Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий на прогнозный период до 20 лет и Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР на прогнозный период до 15 лет с более детальной проработкой прогнозных показателей на ближайшее пятилетие. Эти документы разрабатывались как в целом по стране, так и по отдельным отраслям народного хозяйства, отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта, по союзным и автономным республикам, автономным областям и округам, краям, областям и городам общесоюзного значения, территориально-производственным комплексам. Систематически пересматривалась также Генеральная схема расселения СССР, в которой учитывалась периодическая корректировка прогнозных показателей развития научно-технического, экономического и социального потенциалов страны в результате выполнения годовых и пятилетних планов народнохозяйственного, отраслевого и территориального планирования.

Предпосылками ко все более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись: постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем (проблемы регионального развития, как правило, отличаются комплексным характером). Все это способствовало тому, что уже в недрах планово- административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления.

В настоящее время о программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического,    внешнеэкономического,   культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах. Использование программно-целевого метода на каждом уровне - общегосударственном, региональном, муниципальном - в своей основе определяется характером и территориальным масштабом возникновения комплексной проблемы, влияющих на воспроизводственный процесс в целом.

Так, для общегосударственного уровня предметом программной проработки являются проблемы, оказывающие глобальное влияние на динамику развития экономики страны и связанные с реализацией регионального разреза государственной политики.

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике, создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе.

На уровне муниципалитетов предметом программной проработки могут являться участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения, проблемы социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.

При этом для решения проблем, подлежащих программной проработке, в первую очередь, должны быть задействованы ресурсы того уровня, на котором проблема возникла. Ресурсы остальных уровней должны привлекаться по восходящей или нисходящей линии по «остаточному» принципу.


 

Заключение

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации

Целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на произведет венные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том число за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФЦП, являясь сложным комплексным методом, позволяет наиболее эффективно решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.


Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. От 28.12.2010).

.   Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред: От 24.07.2007).

.   Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Дашков и К, 2011.

.   Дробишна Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, Юнити, 2012.

.   Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011.

.   Кол и а шва Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.   Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: Юнити, 2012.

.   Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2010.

.   Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Фи-нансы и статистика, 2010. 421 с.

.   Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. под общей редакцией Фаб-ричного С.Ю. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта).: 2009. - 175с.

.   Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. М.: Экономика, 2011. 223 с.

.   Силич М.П. Технология разработки целевых программ на основе объектно-ориентированного подхода. Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2012. 208 с.

.   Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2010. 493 с.

.   Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии: Учеб. пособие. Белгород: Обл. типография, 2009. 304 с.

.   Харченко К.В. Технология разработки муниципальных программ реализации молодежной политики // Молодежь российского региона: духовные миры и жизненные стратегии / Под ред. проф. В.П. Бабинцева. Белгород: Изд-во БелГУ, 2011.

.   Шабаров А.Б., Шевцов А.В. Стратегии, модели и механизмы инновационной сферы территории. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2011. 391

.   Харченко К.В. Логико-содержательный анализ как инструмент оценки муниципальных программ // Муниципальная власть. 2011. - №5

.   Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34).

.   Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // «ЧиновникЪ.uapa.ru, Выпуск № 6'04 (34).

.   Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2011 г.

21. Программа «Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста» Фонд «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию /www.zone-x.ru <http://www.zone-x.ru/>.

.   Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2009-2011 гг. Аналитический доклад Института современного развития.

.   Соловьев С.Г. Проблемы функционирования механизма ответственности Глав муниципальных образований // «Академия Тринитаризма», М., публ., 16.07.2010.

.   Храмова Т.В. Приоритеты проведения реформ в регионах / Т.В. Храмова // Финансы. - 2011. - №12.

.   Черногоров А. Реформа: проверено на себе / А. Черногоров // Муниципальная власть. - 2010. - №3.

.   http://ulgov.ru/news/gov/08112011/20340/ Губернатор и Правительство Ульяновской области (официальный сайт).

.   <http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections> Министерство экономического развития Российской Федерации.

.   http://www.econom73.ru/target/44/2509.html Министерство экономики Российской Федерации.

.   http://expert.ru/2011/04/18/nvestitsionnyij-klimat-v-rossii/ Эксперт. Инвестиционный климат в России.

.   Закон Ульяновской области о развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области, принят 10 марта 2012.

.   http://shsb.ru/rejtingovye-ocenki-v-formirovanii-investicionnogo-klimata/ Рейтинговые оценки в формировании инвестиционного климата.

.   Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Ялмена. - М. : Проспект, 2010.

.   http://forums.ulyanovskcity.ru/index.php?/topic/5118 Инвестиционный климат Ульяновска. Идеи, проекты, реализация.

.   http://73online.ru/readnews/20884 - Информационный сайт. Ульяновск назвали «муниципальным образованием с благоприятным инвестиционным климатом».

.   http://www.73vdv.ru/page/news/2609/ - Сайт «Все для вас», статья презентация инвестиционного потенциала Ульяновской области в Соедененных штатах Америки.

.   http://www.ulpravda.ru/paper/article/9244.html - Сайт Ульяновская правда, статья «Модернизируем экономику через инвестиции».

.   http://www.narodka.com/news/economy/2012/09/04/ulyanovskaya-oblast-budet-uluchshat-investiczionnyij-klimat-sovmestno-s-asi/ - Сайт Народная газета, статья Ульяновская область будет улучшать инвестиционный климат совместно с аси.

.   http://www.ulregion.com/invest/ - Корпорация развития Ульяновской области, статья «три основных причины выбрать ульяновскую область для инвестирования».

.   http://ulpressa.ru/2011/09/05/meriey-ulyanovska-razrabotan-investitsionnyiy-pasport-goroda/ - Сайт УЛПРЕССА, статья Мэрией Ульяновска разработан инвестиционный паспорт города.



2020-03-17 147 Обсуждений (0)
Направления совершенствования механизма управления муниципальной целевой программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления совершенствования механизма управления муниципальной целевой программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)