Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях



2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Экономический зона всемирный хозяйство

Экономические особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России.

Особые экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей страны. Напротив, еще в девяностых годах прошлого века осуществлялись подобные, не имевшие большого успеха попытки создания экономических зон (свободных). К причинам неудачи в создании особых экономических зон можно отнести, прежде всего, слабость их нормативно-правового обеспечения. Особые экономические зоны (ОЭЗ) характеризовались в основном государственными льготами, при разработке принципов создания ОЭЗ основным стал другой путь - совместные инвестиции государственного и частного капитала.

Рождение особых экономических зон в России произошло в 2005 году, когда был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Такие зоны были признаны приоритетным направлением в развитии российского предпринимательства. Чтобы обеспечить выполнение Закона, в том же году был создан РосОЭЗ. В его функции входили государственные услуги и правовое регулирование экономических зон, контроль исполнения нормативных документов в этой области в части производственной, промышленной, рекреационной, туристической сфер деятельности в таких зонах.

Цель работы - рассмотреть основные характеристики особых экономических зон как элементов всемирного хозяйства.

Исходя из цели, формируются задачи работы:

1. раскрыть объективную необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах;

2. рассмотреть особые экономические зоны в России;

. охарактеризовать особые экономические зоны и ВТО.

Методологической основой для написания работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.

 


 

Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах

Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях

 

Особые (свободные, специальные) экономические зоны (ОЭЗ) второй половины XX века становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов [7, C.6].

С момента подписания в 1973 году Киотской конвенции, которая определила свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить большую прибыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах одним из важных направлений своей деятельности.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей [14, C.128].

Целью создания особых зон экономики являлось желание привлечь вложение капитала, дать толчок к развитию экспортного направления в производстве, развить экономику и науку страны. К середине 2008 года в России уже были созданы семь ОЭЗ: три туристических, четыре инновационные, две промышленные. В процессе создания находились портовые зоны. Участие в проектах к этому времени приняли семьдесят четыре компании (в том числе и иностранный капитал): пятьдесят восемь резидентов инновационных зон, шестнадцать промышленно-производственных. Сорок резидентов ожидали своей очереди.

Создаваемой ОЭЗ государство обеспечивало льготный процесс взимания налогов, таможенные льготы. Но основным фактором стало то, что инфраструктура финансировалась за счет государственных средств, уменьшалось количество посредников при оказании государственных услуг (так называемый механизм одного окна). Параллельно шла доработка правовых аспектов образования и деятельности ОЭЗ. База нормативно-правовых документов в основном была сформирована за первые два с половиной года. Кроме заглавного ФЗ в нее вошли около пятидесяти документов, регламентирующих разные аспекты выполнения Закона.

Особые экономические зоны можно рассматривать как механизм развития высокотехнологических секторов промышленности, диверсифицированности экономики в целом. ОЭЗ должны развиваться параллельно с другими инструментами экономики (госкорпорация, венчурная компания и прочие), не утрачивая своей самостоятельности. Таким образом, ОЭЗ в отличие от СЭЗ - экономический инструмент, опирающийся на солидную юридическую базу, функционирующий не только за счет комплекса льгот, но, в первую очередь, за счет партнерских отношений и совместного инвестирования частиков и государства.

Механизм создания ОЭЗ и управления ими был отточен с учетом всех нюансов. Управляющая система ОЭЗ представляла собой рациональную схему с четко очерченными сферами ответственности каждого звена и отсутствием дублирующих звеньев. Все это позволило руководителю РосОЭЗ утверждать, что проект по созданию ОЭЗ удался и доказал свою жизнеспособность. Это заявление подтверждалось и словами Президента, и широким участием в проекте частного капитала [4, C.126].

Эффективность ОЭЗ - гарантия их долговременности. Они должны остаться одним из действенных механизмов и через десять-пятнадцать лет. Причем, развитие пойдет уже не только на федеральном, но, что существенно, и на региональном уровне с учетом наработанного в процессе создания первых ОЭЗ опыта. В настоящее время ОЭЗ продолжают развиваться и активно создаются регионами. Вместе с тем, некоторые ОЭЗ были закрыты, так как интереса для инвесторов не вызвали.

В связи с этим последний правительственный проект постановления, касающийся ОЭЗ, будет обязывать регионы предоставлять подтвержденные планы целесообразности создания зоны, списки инвесторов, резидентов и прогноз развития перед созданием ОЭЗ. Это с одной стороны несколько усложняет процесс создания ОЭЗ, с другой - дает большую гарантию ее благополучного развития.

 



2020-03-17 180 Обсуждений (0)
Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)