Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особые экономические зоны и ВТО



2020-03-17 222 Обсуждений (0)
Особые экономические зоны и ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для развития экономики России большое значение имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Это инструмент диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей хозяйства и т.д. На территории особых экономических зон действует и особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий преимущества для инвесторов. Минэкономразвития определяет ключевые аспекты развития особых экономических зон, включая их нормативно-правовое регулирование. 24 из действующих в стране ОЭЗ находятся в ведении управляющей компании ОАО «ОЭЗ».

августа 2012 Российская Федерация официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В соглашениях ВТО нет прямых указаний на системы льгот и стимулов в особых экономических зонах. Однако международные эксперты сформулировали однозначный вывод: многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными. То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира.

Целый ряд льгот, преференций и стимулов, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью или частично попадают в список запрещенных или спорных мер поддержки [10, C.22].

Само определение запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии - это меры, применяемые в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для поддержки экспорта, по поддержке замещения импортных товаров товарами внутреннего производства».

В этом списке: выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы для экспортных поставок - более низкие, чем тарифы на внутренние перевозки; предоставление товаров и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более выгодных условиях, нежели для производства товаров внутреннего потребления; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, особые льготы по страхованию в связи с экспортной деятельностью; экспортные кредиты на льготных условиях и т.п.

Определение так называемых «спорных» мер поддержки также довольно расплывчато. Практика показывает, что это дает возможность опытным консультантам трактовать их гибко, с учетом интересов заказчиков экспертных услуг.

Спорные меры поддержки не относятся к запрещенным, однако они могут быть запрещены по решению структуры ВТО, которая называется Комиссией по урегулированию споров (сокращенно - Суд ВТО). Основание для такого решения - официальная жалоба потерпевшей стороны. Пока жалобы принимаются только от центрального/федерального правительства государства. Однако по настоянию США и Великобритании ведутся переговоры о том, чтобы транснациональные корпорации также получили право напрямую обращаться в Суд ВТО с жалобами на правительство той или иной страны по поводу «отрицательного воздействия на международную торговлю» или «нанесения ущерба отрасли в другой стране-члене ВТО».

С этой точки зрения, отмену импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ также можно рассматривать как запрещенные экспортные субсидии, которые получают фирмы-поставщики материалов и оборудования для ОЭЗ.

В число запрещенных субсидий, указывают эксперты, могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам. Не согласуются с правилами ВТО любые виды регулирования, которые обеспечивают действующим в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства.

В идеале, по правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и равные условия участия в конкурсах на госзаказы и госзакупки. По этому вопросу между ведущими рыночными странами нередко возникают серьезные противоречия и конфликты. Наиболее яркий пример тому - закон «Buy American Act» («Покупайте американское»), принятый администрацией США. В других странах и, прежде всего, в Канаде закон был обоснованно расценен как проявление протекционизма, нарушающее принципы и правила ВТО (за исключением случаев, когда это не связано непосредственно со сферой обеспечения обороны и безопасности страны). В данном случае нарушается одно из главных правил: ни в особых экономических зонах, ни за их пределами государство «не должно создавать особые преимущества какой-либо конкретной фирме, отрасли или группе интересов» [10, C.23].

По существу ВТО - это еще и система регламентации режима для инвестиций и государственной экономической политики

Очевидно, что действующие и новые системы стимулов для ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «Используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь - устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин».

В плане преобразования в налоговых режимах рекомендуется следующее. «Используйте процесс создания или изменения режима функционирования зоны как возможность в целом рационализировать системы налоговых стимулов. В идеале это должно привести к гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с налоговой политикой, действующей на общенациональном уровне. Или, по крайней мере, создавайте для предприятий зоны налоговый режим, сходный с тем, который действует для наиболее «продвинутых отраслей». Считается предпочтительным, чтобы действующая в стране система налоговых стимулов поддерживала определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовала посредством применения специальных законов.

Международные эксперты особо подчёркивают необходимость упрощения систем регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ. «Ключевым аспектом успешного функционирования ОЭЗ является упрощение и упорядочение процедур утверждения инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта» и т.п. Отмечается целесообразность введения так называемых «автоматических» разрешительных процедур, которые строятся по принципу соответствия нескольким основным и четко сформулированным критериям.

Рекомендуется упростить процедуры выдачи «второстепенных» (их также называют дополнительными) разрешений - по пользованию землей и зданиями, по труду, охране здоровья и т.д. Считается целесообразным передать такие решения с уровня министерств и ведомств на уровень управляющих структур на местах - а таковые рекомендуется создавать как негосударственные структуры или государственно-частные партнерства.

В целом, в результате выполнения данных рекомендаций должна значительно снизиться налоговая и регулятивная нагрузка на бизнес, как в ОЭЗ, так и за их пределами. Вместе с тем, по окончании переходного периода ОЭЗ фактически утратят большинство возможностей предоставлять особые преимущества своим резидентам.

Важно отметить, что при формальном равенстве стран-членов ВТО некоторым из них удается «обходить» или даже нарушать установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. В этом плане особый интерес представляет опыт таких стран, как Китай, Бразилия, Чили, Израиль, Индия.


 

Заключение

 

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Мировая практика показывает, что создание ОЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Территории, наиболее благоприятные для размещения ОЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

Принципиальная необходимость создания ОЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Свободные зоны как институт инновационного развития - это, главным образом, транзитивные и функциональные зоны.

Особые экономические зоны в России могут развиваться в направлении транзитивных функциональных зон и в этом случае реализоваться как институт инновационного развития.


 

Список использованной литературы

 

.Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590)

.Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №213-3 « О свобоных экономических зонах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235)

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 №311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации»

.Аверьянова О.Д. Финансовые отношения в свободных экономических зонах: Автореф. дис. канд. экон. наук / СПб. ун-т эк-ки и фин. - СПб., 2011. - 17 с.

.Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости, 2012, № 1-2. - C.4-9

.Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики, 2011, № 12. - C.126-140.

.Клим И.В. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики // Российский внешнеэкономический вестник. - № 4 (апрель), 2011. - С.26-31

.Кушлина В.И., Волгина Н.А. Государственное регулирование экономики, М.: Экономика, 2011. - 624 с.

.Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания экономических зон // Проблемы местного самоуправления. - №5. - 2008. - С.6-15

.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 727 с.

.Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2011. - 734 с.

.Немова Л. Особые экономические зоны в условиях ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - № 10, 2012. - С.21-28

.Панкратов Ф.Г. Мировая экономика. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. - 473 с.

.Петрова А.Н. Государственное регулирование экономики. - СПб.: Знание, 2011. - 327 с.

.Сакс Дж. Рыночная экономика России. - М.: Экономика, 2009. - 489 с.

.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

.http://www.economy.gov.ru/wps/portal - Министерство экономического развития и торговли (официальный сайт)

.www.expert.ru

.www.ChinaWindow.ru

.www.wto.org

.http://matfak.ru

22.http://ru.wikipedia.org/



2020-03-17 222 Обсуждений (0)
Особые экономические зоны и ВТО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особые экономические зоны и ВТО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)