Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Критерии классификации зон в контексте инновационного развития, позволяют нам выделить следующие их виды (рис.1).


 

Рис.1. Классификация зон в контексте инновационного развития

 

В начале XXI века развитые страны вступили на путь создания совершенно новой, постиндустриальной экономики, экономики знаний. Создание продвинутых технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе, обеспечивает ее национальную безопасность.

В экономиках ведущих стран первостепенную роль стали играть информационные технологии, компьютеризированные процессы, инновационные технологии в производстве и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Очевидно, что результатом происходящей в данной момент социально-технической революции должен стать переход к новой форме организации экономики - инновационной экономики.

В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т.е. в этих странах развивается инновационная экономика.

В данный момент многие влиятельные политики и крупнейшие средства массовой информации все чаще и чаще используют в своем повествовании слова «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная экономика» [6, C.287].

Всемирно известная электронная энциклопедия дает следующее определение инновационной экономики - это тип экономики, при которой генерируется постоянный поток инноваций.

Инновации, в свою очередь, представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Следовательно, инновации являются результатом инновационной деятельности, которая обуславливается комплексным научно-технологическим, организационным, финансовым, инвестиционным, производственным и маркетинговым процессом, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы, имеющие коммерческую ценность, а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков.

Действительно, именно инновации, полученные в процессе инновационной деятельности, должны стать основным движущим элементом современного хозяйственного уклада, основным источником генерирования доходов в инновационной экономике.

Для того чтобы экономика могла называться инновационной, она должна обладать следующими признаками:

наличие современных и продвинутых информационных технологий и компьютеризированных систем и процессов;

наличие развитой, высокотехнологичной инфраструктуры;

ускоренная компьютеризация и автоматизация всех сфер и отраслей производства и управления;

создание и внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;

наличие системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;

наличие развитой финансовой системы, способной поддержать постоянный поток инвестиций в инновации.

Помимо вышеперечисленных признаков инновационная экономика должна опираться на особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса:

Инновационные центры, направляющие исследования, анализирующие инновационный спрос и предложение, координирующие усилия коллективов-разработчиков;

Законодательство, регулирующее отношения в сфере инноваций (защита интеллектуальной собственности, патенты, прочее);

Центры коммерциализации технологий и разработок, которые смогли бы провести инновацию через весь долгий путь от идеи до конечного продукта;

Финансовые институты (государственные и частные), оказывающие поддержку инновационной деятельности при помощи грантов и кредитов;

Образовательные центры, институты и школы, на базе которых будут готовить не только инженеров и ученых, но и прочих специалистов, ориентированных на инновационные процессы (экономисты, управленцы, предприниматели).

Вместе вышеперечисленные институты формируют национальную инновационную систему (НИС), которая является опорой инновационной экономики. НИС - это совокупность государственных и частных организаций и предприятий, которые проводят научные исследования и разработки, производят и реализуют высокотехнологичную продукцию, а также органов управления и источников финансирования. Таким образом, оплотом инновационной экономики становятся инновации, полученные путем инвестиционной деятельности, которая опирается на развитую инновационную инфраструктуру - национальную инновационную систему. Но переход к новому типу хозяйствования невозможен без высококвалифицированных и высокопроизводительных кадров [6, C289].

Рассмотрим СЭЗ как институт инновационной экономики на примере Белоруссии и России.

Свободные (специальные) экономические зоны на рубеже ХХ и ХХI вв. получили глобальное распространение, охватив практически все страны мира, включая высокоразвитые, развивающиеся и бедные. Причем в последнее время при создании СЭЗ все в большей степени основной акцент делается не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на внедрение новейших технологий. Именно за счет инноваций современные товаропроизводители в рамках СЭЗ постоянно повышают конкурентоспособность своей продукции, завоевывают новые рынки сбыта.

Республика Беларусь вступила на этот путь сравнительно недавно. Одним из конкретных шагов стало создание в стране свободных экономических зон. В Беларуси первая СЭЗ появилась в пригороде Бреста в 1996 году. Сегодня их в республике шесть - по одной в каждой из областей, причем лишь две действуют менее пяти лет, что позволяет говорить о прохождении остальными стадии становления и выходе на полноценную деятельность. СЭЗ полностью являются комплексными и включают в себя производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Ставится цель образования белорусских СЭЗ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создании и развитии производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для поощрения таких производств, выпускающих высокотехнологичную экспортную и импортозамещающую продукцию, в СЭЗ введен специальный правовой режим, предусматривающий для товаропроизводителей существенные налоговые и таможенные преференции.

Примечательно, что Беларусь единственная из стран СНГ, где правовые аспекты деятельности СЭЗ гарантируются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах». В Законе записано, что специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству, гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

В этой связи указанный Закон Республики Беларусь можно считать одним из первых в стране правовых актов, реально стимулирующих научно-техническую, технологическую и инновационную деятельность в границах СЭЗ. К сожалению, влияние специального правового режима свободных экономических зон Беларуси на активизацию инновационной деятельности остается пока недостаточно изученным.

Сегодня в Беларуси определились два направления в создании специальных инновационных зон. Сторонники первого из них предлагают создать в масштабах республики Парк высоких технологий, своего рода белорусскую «Силиконовую долину». В апреле текущего года проект декрета «О Парке высоких технологий» обсуждался на совещании у Президента Республики Беларусь. Выявилось немало различных мнений. И поскольку в ходе обсуждения четкого ответа на все вопросы не было получено, проект декрета отправлен на доработку [5, C.28].

Бесспорно, идея создания национального Парка высоких технологий имеет право на реализацию. Но в научных кругах республики утвердилось и другое направление, сторонники которого предлагают решать проблемы инноваций путем своеобразного синтеза технопарков и СЭЗ. Они убеждены, что создание технопарков (технополисов) в рамках свободных экономических зон может стать действенным фактором повышения инновационной восприимчивости регионов и республики в целом и при нехватке средств на эти цели обойдется государству дешевле.

Действительно, создание технопарков (технополисов) даже для развитых стран дело дорогостоящее. На их финансирование в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Франции, ФРГ выделяется от 62 до 100% государственных средств. Фирмам, вкладывающим капиталы в научные парки, создают льготный режим амортизации оборудования, зданий, предоставляют льготные кредиты на длительный срок и т.д. В Китае, где сегодня действует более 50 технопарков, государство также взяло их «под свое крыло» в рамках госпрограммы «Факел». Считается, что одним из решающих факторов грандиозного успеха действующего в рамках СЭЗ «Шэньчжэнь» научно-промышленного парка стала благоприятная среда для бизнеса, созданная в этой СЭЗ.

Аналогичную схему избрала для себя и Россия, где в соответствии с новым Законом «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) по стране создается целая сеть высокотехнологичных парков. Предусматриваются два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие, причем образуются они, как и Шэньчжэньский технопарк, с «чистого поля» (green field), т.е. под новые инвестиции и бизнес. Создание инфраструктуры ОЭЗ будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов в пропорции 50:50. Стоимость одной ОЭЗ оценивается в 50 млн долларов США. Главная приманка для инвесторов - налоговые льготы, в частности, та же ускоренная амортизация, снижение ставки ЕСН до 14%, освобождение от уплаты налогов на землю и недвижимость сроком на 5 лет и др.

Если учесть, что у нашего государства нет пока средств и возможностей для создания столь масштабной инфраструктуры инновационного предпринимательства, то пример россиян можно считать фактом беспрецедентной поддержки белорусских сторонников идеи синтеза «Технопарк - СЭЗ». Ведь нам в данном случае не требуется вновь «изобретать велосипед», добиваться дополнительных стимулов и льгот для участников инновационного процесса. Резиденты СЭЗ «Гомель-Ратон» и других белорусских СЭЗ уже имеют существенные таможенные преференции и налоговые льготы: в течение пяти лет с них не взимается налог на прибыль с момента ее объявления, а затем он уплачивается лишь в половинном размере. И что здесь особенно важно: высвобождаемая прибыль не связана с каким-либо нормативным распределением, да и НДС уплачивается в половинном размере, а значит, у предприятий-резидентов СЭЗ есть возможность пополнять оборотные средства, направлять полученную прибыль на модернизацию производства, освоение новых технологий. Нет также налога на недвижимость, а следовательно, в условиях СЭЗ отсутствует и проблемная ситуация, когда чем дороже оборудование и чем быстрее идет обновление основных фондов, тем больше налог на недвижимость. Действует и ряд других льгот, о чем многие обычные предприятия и фирмы, стремящиеся заниматься научно-инновационной деятельностью, могут пока лишь мечтать.

Используя столь благоприятные условия, многие вошедшие в состав резидентов СЭЗ предприятия в короткие сроки освоили современные технологии, вышли на мировые стандарты качества, сделали конкурентоспособной свою продукцию на мировых рынках. К таковым относятся ОАО «Гомелькабель», ОАО «Электроаппаратура», СП «Беккер-Систем», иностранные фирмы «Белкэпс», «Мультипак», «Каштан», «Интертейпс», «Поликап» и ряд других. Вынужденные в условиях жесткой рыночной конкуренции постоянно обновлять свою продукцию, совершенствовать технологии, эти предприятия и создали предпосылки для образования технопарка в рамках СЭЗ [5, C.30].

Сейчас по поручению Гомельского облисполкома группа научных сотрудников разрабатывает бизнес-план организации технопарка на базе СЭЗ «Гомель-Ратон». Это, кстати, изначально предусматривалось генеральным планом развития СЭЗ, и администрация зоны за прошедшие годы сделала определенные наработки в данном направлении. Под технопарк, формирование которого планируется начать в конце этого года, выделена площадка. Она именуется в проекте как территориально-планировочное образование (ТПО «Технопарк»). Находится площадка не в «чистом поле». На ней размещены: переведенный из Минска Институт радиобиологии НАН Беларуси, РУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, СКТБ «Металлополимер» базирующегося в Гомеле Института металлополимерных систем НАН Беларуси и Гомельское головное СКТБ гидроаппаратуры. Кстати, оба СКТБ имеют опытные производства, являются резидентами СЭЗ, по сути своей деятельности это инновационно-внедренческие организации. Тут же размещаются такие резиденты СЭЗ, как Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Ратон», ИП «Ай-Би-Эй-Гомель», работающее на мировом рынке информационных технологий, 13-этажное здание бизнес-центра СЭЗ, которое, наряду с администрацией зоны, способно вместить и многие структуры технопарка.

Но дело не только в материальной базе. Как известно, американская концепция технопарка полагает его не структурой, построенной из стекла и бетона, а средой, которая создается путем эволюционного развития экономики, науки, культуры. Такая среда формирует сегодня в гомельской СЭЗ промышленный сектор, который по своей инновационной восприимчивости на порядок выше, чем большинство предприятий региона. Речь идет о рыночной среде, в условиях которой работают все предприятия-резиденты СЭЗ. И это еще один веский аргумент в пользу создания комплекса «Технопарк - СЭЗ».

Разумеется, сделать предстоит еще многое. Во всем мире в технопарках отлично зарекомендовали себя бизнес-инкубаторы малого предприни-мательства. Есть такой и в составе резидентов гомельской СЭЗ. Но потребуется создание и целого ряда других рыночных структур: страховых, лизинговых компаний, консалтинговых, инжиниринговых, внедренческих фирм, иных мобильных творческих коллективов. Для этих фирм потребуются сотни менеджеров, маркетологов, программистов. Все это предстоит заранее предусмотреть в бизнес-плане, включая создание бизнес-школ и бизнес-классов, рекламной фирмы и ярмарочно-выставочного комплекса. Без перечисленных чисто рыночных структур не существует ни одного технопарка в мире. При этом важно учитывать, что их наличие на рынке инноваций диктуется только спросом со стороны хозяйственников.

И самое главное - технопарку потребуется живая, постоянная, творческая связь с наукой, основанная на коммерциализации взаимоотношений. Наука, ее потенциал призваны стать генератором инноваций. И в этом плане в гомельской СЭЗ также есть некоторые наработки. В частности, это касается заключения долгосрочных договоров на сотрудничество с научными институтами и университетами региона в сфере инновационной деятельности и подготовки кадров. Предполагается, что, наряду с Гомельским облисполкомом и администрацией СЭЗ, учредителем технопарка станет и один из профильных научных институтов или университетов Гомельщины.

 


 



2020-03-17 193 Обсуждений (0)
Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)