Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-познавательные мотивы



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Учебно-познавательные мотивы 0.00 из 5.00 0 оценок




· направлены на приобретение новых знаний, освоение новых способов действий в области изучаемых учебных предметов: мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).

· мотивы, имеющие по отношению к учебной деятельности внешний характер и не связанные с ее содержанием, усвоением знаний: мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

 

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

· 1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

· 2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:

· 1. Учебная деятельность и ее субъект.

· 2. Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:

o  содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;

o содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;

o  содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;

o  содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;

o  содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

 

Подростковый возраст как социально-историческое явление. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на процесс психического развития. Основные психологические новообразования подросткового возраста. Развитие личности подростка.

ОТВЕТ:

Вплоть до начала XX в. подростковый возраст как особый период в развитии человека в онтогенезе не выделялся. По достижению определенного возраста ребенку присваивался статус взрослого, и он наделялся всеми правами и обязанностями взрослого человека. Молодые люди и девушки уже с 13—14 лет считались взрослыми, занимались трудом и хозяйством, на равных участвовали в общественной жизни, военных действиях, обзаводились семьями, становились родителями.

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в., а XX в. уже стал веком тинейджеров. Но еще в 30-х гг. XX в. П.П. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, "почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества". Л.С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и П.П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто "едва приметную полоску" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.
В 20-30-е гг. прошлого века в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах (среди рабочих, крестьян, интеллигенции, служащих, кустарей), у подростков разных национальностей и у беспризорных. Много интересного содержится в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова и др. Обобщая эти работы, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка.

Во второй половине XX в. французский психолог Б. Заззо также изучала подростков из различных социально-экономических слоев общества, чтобы выявить их личные представления о продолжительности подросткового возраста. Б. Заззо показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Однако представления о сроках его окончания расходятся. Рабочие и низкоквалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий - до 21 года. Таким образом, субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет.

  Особенности физического и физиологического развития. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения организма ребенка на пути к биологической зрелости. Эти изменения предопределяются прежде всего половым созреванием. Половое созревание влияет на появление чувства собственной взрослости, появление интереса к представителям противоположного пола, пробуждение новых романтических чувств и переживаний.

Активизация деятельности гипофиза обусловливает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Ускоряется рост тела в высоту. У девочек этот процесс начинается с 11 лет, что на 2 года раньше, чем у мальчиков. В связи с желанием нравиться представителям противоположного пола такая разница приводит к появлению целого комплекса переживаний, особенно у мальчиков.

Укрепляется мышечно-скелетная система, возрастает физическая сила. Но рост позвоночника отстает от темпа роста тела в высоту. Можно заметить нарушения пропорций тела. Прослеживается несоответствие развития сердца, массы тела и сосудистой системы. Поэтому часто нарушается работа сердца, наблюдается быстрая утомляемость. Осуществляется перестройка моторного аппарата. Часто теряется гармония в движениях, умение владеть собственным телом. У подростков может появляться протест против таких изменений внешности и формироваться гипертрофированный образ физического "Я".

Перестройка нейрогуморальных соотношений становится основой общей неуравновешенности подростка, впечатлительности, раздраженности.

Социальная ситуация развития в подростковый период имеет принципиальные отличия от ситуаций развития в детстве. Теперь уже иначе расставляются акценты между семьей, сверстниками и школой. Главное место среди мотивов положительного отношения к школе занимает мотив общения со сверстниками. Эти взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса подростка. Другие мотивы располагаются так: качество преподавания предмета, отношение к своей школе. Происходит дальнейшая социализация "Я" личности: осознание своих прав и обязанностей, стремление завоевать статус взрослого. Подросток вовлекается в жизнь взрослых, вступает в разные общественные организации.

Ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение.

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как

q учебная,

q общественно-организационная,

q спортивная и художественная, трудовая.

Л.С Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростка, которые он назвал доминантами:

эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму).

Основные новообразования:

· чувство взрослости,

· потребность в самореализации и общественном признании,

· стремление к самоутверждению,

· самосознание приобретает моральный характер,

· умение подчиняться нормам коллективной жизни.

Основные противоречия: стремление быть взрослым и вместе с тем отсутствие социального опыта; разница между физической и социальной зрелостью подростка.

Развитие: Развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

Помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого.

 

Общая характеристика психического развития в зрелом возрасте. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Основные новообразования зрелого возраста. Особенности развития личности.

ОТВЕТ:

В возрастной психологии отдельные ученые зрелый возраст условно делят на два периода: до сорока лет и после сорока лет (Г.С. Абрамова). При этом считается, что на стадии до сорока лет у человека активно накапливается жизненный опыт, и он достигает к концу этого периода полного расцвета (возраст «акме» - вершина), а после сорока лет человек постепенно начинает как в физическом, так и в психологическом плане сдавать свои позиции. Вторая стадия зрелого возраста описывается в пессимистическом плане. Такой подход имеет право на существование. Однако, если учитывать возрастные закономерности психического и личностного развития то в развитии человека все значительно сложнее. Каждый возраст по-своему хорош, имеет преимущества и некоторые слабые стороны перед другими возрастными стадиями.

В соответствии с возрастной периодизацией развития по Э. Эриксону выделяется три стадии взрослого человека: ранняя взрослость (20-45 лет), средняя взрослость (45 – 60 лет) и поздняя взрослость свыше 60 лет.

В ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Э. Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Эту способность отдать часть себя, не боясь потерять собственную идентичность. При благоприятных условиях для удовлетворения возрастных потребностей возникает способность - близость к людям, а при неблагоприятных условиях - возникает психическое образование - изоляция от людей.

В средней взрослости, после того как предыдущие конфликты хотя бы частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. В этом случае проявляется позитивная направленность развития – творчество. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов, при пассивном отношении к жизни часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности собственным здоровьем, стремлением удовлетворить собственные психологические потребности, уберечь свой покой. В данном случае развитие определяется как застой.

В поздней зрелости человек обычно пересматривает прожитую жизнь, и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя, что было ему отпущено судьбой. В таком случае человек испытывает полноту жизни. При неблагоприятном истечении, если человеку жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает отчаяние.

Следуя возрастным закономерностям психического и личностного развития, в зрелом возрасте можно выделить несколько стадий.

Первая стадия зрелого возраста начинается с возникновением новой возрастной потребности – потребности самореализоваться в расширении свои возможностей в межличностном взаимодействии, поиске новых форм общения и отношений. Эта потребность возникает, как правило, к двадцати семи годам и удовлетворяется в целом к тридцати шести годам. Этот возраст можно условно назвать «бальзаковским возрастом» (См. О. де Бальзак «Тридцатилетняя женщина»).

Социальная ситуация развития включает переживание межличностных отношений с другими людьми, возможностей изменить что-то в жизни, искать новое, необыкновенное в отношениях и общении.

Ведущим видом деятельности для большинства людей этого возраста является коммуникативный компонент профессиональной деятельности. Работа цениться тем, насколько она удовлетворяет возрастным потребностям в общении, комфортных межличностных отношениях, совместной с другими людьми активности. При достаточно высоком уровне личностного развития и при благополучных условиях на работе в семье человек приобретает в этом возрасте психические и личностные новообразования: понимание других людей, чувствование их, доверительные отношения, открытость и другие свойства, обеспечивающие ему «близость к людям» (Э. Эриксон).

При неудовлетворении возрастных потребностей возникает отчужденность, непринятие других людей, а иногда возникает потребность в сексуальной близости как компенсация духовной близости к людям. Сензитивной сферой является система отношений в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Второй стадией зрелого возраста можно назвать период примерно с тридцати шести лет до сорока двух лет. На этой стадии возникает новая потребность – потребность в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности, в большей мере ее когнитивного и поведенческого компонента. Следовательно, ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная деятельность. Успехи в деятельности, материальные блага, карьера, признание наиболее полно удовлетворяют возрастные потребности. Кроме этого, влияет на развитие семейное благополучие, различные успехи членов семьи, успехи в учебе детей.

Социальная ситуация личности в этом возрасте характеризуется переживания собственных жизненных успехов, ретропереживаний своего поведения на предшествующей возрастной стадии. При благоприятном течении обстоятельств, при удовлетворении возрастных потребностей проявляются психические и личностные новообразования: самоуважение, самодостаточность, ощущение себя как успешного человека. При неблагоприятном истечении условий развития человек может испытывать неудовольствие своей работой, чувство вины, безысходность, безразличие, ощущение себя как неудачника.

На этой стадии возникает такое психическое новообразование как уважение к мудрости. Человек может легче, чем на других возрастах перенести первые потери – смерть близких людей, родителей. Он готов спокойнее принять отчуждение детей, их вступление в брак, рождение детей и рационально осознавать и переживать все значимые для него события.

На этом возрасте может наблюдаться у человека первая стадия стагнации брачных отношений.

Сензитивная сфера психического и личностного развития самосознание – формирование «Я- образа».

На следующей стадии зрелого возраста, в соответствии с законом отрицание отрицания возникают новые возрастные потребности – потребности в самореализации во взаимодействии с другими людьми. Примерные возрастные границы этой стадии от сорока двух до сорока восьми лет. Серединой этого возраста является возраст сорока пяти лет, о котором в народном творчестве существуют известные поговорки.

Социальная ситуация развития этого возраста определяется возрастными потребностями и возможностями их удовлетворять. При благополучных условиях личность в этом возрасте активно реализуется в совместной деятельности. В этом возрасте личность стремиться в взаимодействии оказывать помощь, опекать других людей, поучать их.

На этой стадии снова доминирует межличностное общение, но в отличие от общения на первой стадии зрелого возраста, характеризуется высоким уровнем социальной направленности. В этом возрасте иногда возникает ностальгия по общению и отношениям со старыми товарищами, друзьями из детства и юношества. Люди этого возраста интересны тем, что с ними легче общаться как по профессиональным вопросам, так и по поводу личных проблем. Они уже имеют богатый жизненный опыт и в соответствии с возрастными потребностями еще не чувствуют своего возраста. При неблагополучном истечении событий, в этом возрасте возникает замкнутость на себе, уход в работу (психологическая зависимость), обеднение эмоциональной сферы.

Возрастными психическими новообразованиями этого возраста является эмпатия, умение сочувствовать и переживать не только родным и близким людям, но в целом к любому человека.

В этом возрасте проявляется такое возрастное новообразование как «аутичная генеративность» - психологическая готовность иметь внуков. Это психическое новоообразование часто неосознанно проявляется в рассказах о семьях друзей или знакомых, у которых уже появились дети или внуки.

Центральным образованием личности является дальнейшее формирование «Я-образа», в котором гармонизируются «Я-реальное», «Я-будущее», «Я- идеальное» и другие «Я» образуя самость, самодостаточность личности.

При удовлетворении возрастной потребности этого возраста зарождаются и проявляются новые возрастные потребности для следующего возрастного периода зрелости – потребности в самореализации личности в профессиональной деятельности или другой деятельности (домашнее хозяйство), осознании значимости своих достижений в профессиональной деятельности и материальном благополучии.

Возрастные границы данного возраста примерно от сорока восьми до пятидесяти четырех лет. Социальная ситуация развития этого возраста характеризуется переживаниями о той деятельности, которой занимается человек. Как правило, человек, с особой тщательностью выполняет свои обязанности, ответственно относится ко всему, чем занимается, и это значимо переживается в этом возрасте. Отношение к профессиональной деятельности несколько похоже на отношение к работе на втором этапе зрелого возраста, только эти отношения являются более мудрыми, философскими. В этом возрасте основными новообразованиями являются профессиональное самоуважение. Личность, как правило, конструктивно переживает свои достижения, ценит себя как личность. При негативной оценке со стороны других людей болезненно переживает это. Наряду с самоуважением формируется ответственное, а иногда и гиперответственное отношение к профессиональной деятельности (деятельности, которой занимается). В этом возрасте проявляется такие качества, как бережливость, критичность.

Сензитивной сферой развития является дальнейшее развитие «Я- образа».

   В соответствии с общими законами развития, примерно к пятидесяти пяти годам проявляется возрастная потребность в самореализации в профессиональной деятельности в другом плане – социальном.

Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется переживаниями личности об отношениях, складывающихся на работе и дома. В этом возрасте человеку до всего есть дело, и это иногда проявляется в чрезмерной вербальной активности. И вообще типично для этого возраста делать все так, как в последний раз хорошо. Ведущим видом деятельности в этом возрасте чаще всего является профессиональная деятельность.

В этом возрасте формируется такие новообразования возраста как мудрость: умение предупреждать и успешно разрешать конфликтные ситуации, быть снисходительным и хорошо понимать других людей и уметь прощать им. В последней стадии зрелого возраста личность еще устремлена в будущее: строит еще жизненные планы, начинает осуществлять новые проекты, не боится начать новое дело. Хотя для лиц этого возраста типично адекватно, и иногда скептически относится к своим успехам в трудовой деятельности, и больше ценить в себе и людях нравственные качества.

 

 



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Учебно-познавательные мотивы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-познавательные мотивы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)