Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая(сообщение).



2020-03-17 630 Обсуждений (0)
Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая(сообщение). 0.00 из 5.00 0 оценок




Различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис). Очень важна обратная связь: безоценочная (что-то переспрашивается), оценочная (позитивная или негативная).

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

- ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

- синтетичность – экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

- непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Средства общения делят на вербальные (речь ) и невербальные.

Невербальный вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

- дополнение речи,

- замещение речи,

- репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:

· открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;

· закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых элементах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии.

Кинесика - общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К ней относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

Ø Походка - это стиль передвижения человека. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Ø Поза - это положение тела. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Ø Жесты -это разнообразные движения руками и головой

Ø Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств.

Ø Визуальный контакт.

 

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Проксемикой называют дисциплину, изучающую пространственное поведение человека. Такесика — это научная дисциплина, изучающая невербальное общение, связанное с прикосновением партнеров друг к другу.

Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. Э.Холл, в частности, выделил интимную, личную, социальную и публичную дистанции.

1. Интимная дистанция. Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см.

2. Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней — совершенно другое дело.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной.

3. Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см.

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений.

4. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

Массовая коммуникация - это процесс распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории и тем самым охватывают не отдельных индивидов, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть, как канал формирования массового сознания.

Современные средства массовой информации не знают в принципе никаких границ своего действия - ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.

Коммуникация все больше усложняется, становясь мощным действенным средством организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся средством общения больших социальных групп, ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции:

1. Распространение знаний о действительности, информирование.

2. Социальный контроль и управление.

3. Интеграция общества и его саморегуляция.

4. Формирование общественного мнения.

5. Идейно-воспитательная функция.

6. Реализация социальной активности членов общества.

7. Распространение культуры.

8. Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

1. Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

2. Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

3. Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

1. Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

2. Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилась общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.

3. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.

Массовая коммуникация, как разновидность человеческого общения, безусловно, обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты:

1. Информация, передаваемая через СМИ, является всегда организованной. В противоположность межличностному общению, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, и спонтанные и организованные формы.

Массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были.

2. Институциональный характер массовой коммуникации. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями, газетами, телевидением, которые реализуют интересы той или иной группы.

3. Отсутствием непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией. Источник передачи информации лишён немедленной возможности узнать о своём воздействии, о том, принята или отвергнута переданная им информация.

4. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятыми для самой широкой аудитории.

5. Особая роль коммуникатора. Коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Информация получаемая человеком через СМИ, пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле.

4.Психологические эффекты массовых информационных процессов

Психологические эффекты являются показателем социально-психологических функций. Их разработка является одной из актуальных теоретических и прикладных задач социальной психологии массовой коммуникации.

        Психологические эффекты:

1. Утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем).

2. Престижный эффект (удовлетворение от информации, поддержива-ющей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципи-ент).

3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу).

4. Эффект удовлетворения познавательного интереса.

5. Эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разря-дки).

6. Эстетический эффект (радость эстетического обогащения).

7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта).

 



2020-03-17 630 Обсуждений (0)
Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая(сообщение). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая(сообщение).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)