Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП)



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП) 0.00 из 5.00 0 оценок




Должностные инструкции

Должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания детей (ГКП)

Воспитатель ГКП должен знать Закон Российской Федерации «Об образовании», Международную конвенцию о правах ребенка, нормативные документы и методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену детей дошкольного возраста; правила охраны жизни и здоровья детей, основы доврачебной медицинской помощи, теорию и методику воспитательной работы, основы гражданского и трудового законодательства, основы научной организации труда.

Основные обязанности

Воспитатель группы КП:

Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, отвечает за их жизнь и здоровье.

Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные способности, интересы и наклонности.

Создает условия для развития творческих способностей детей, их самореализации.

Взаимодействует с родителями детей и лицами, их заменяющими, в вопросах воспитания.

Участвует в работе педагогических совещаний, перенимает опыт других воспитателей, обобщает свой опыт.

Координирует работу специалистов в рамках единого образовательного процесса.

Должностная инструкция младшего воспитателя группы кратковременного пребывания (ГКП)

В своей деятельности младший воспитатель руководствуется:

правилами санитарии и гигиены,

правилами внутреннего трудового распорядка,

настоящей инструкцией,

приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП)

Педагог дополнительного образования группы КП назначается и увольняется заведующим ДОУ.

Педагог дополнительного образования должен знать: Закон РФ «Об образовании», конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы, программы и методические рекомендации, требования к оснащению и оборудованию педагогического процесса, основные направления и перспективы развития образования и педагогики, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Основные обязанности

Осуществляет обучение и воспитание детей с учетом специфики преподаваемого предмета.

Способствует социализации и формированию общей культуры личности.

Реализует учебную программу.

. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания [7]

Организация предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания

Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».

При организации среды учитываются:

·   возрастные особенности развития детей;

·   уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

·   индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

·   динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

·   использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений:

·   комната для раздевания и ожидания родителями;

·   комнаты для занятий и игр;

·   сенсорная комната;

·   «Горенка» - для ознакомления детей с народным бытом;

·   Музыкальный зал;

·   Физкультурный зал;

·   Изостудия.


Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду ГКП[17]

Помещение Применение
Раздевалка для детей и взрослых Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п. Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила (режим работы, расписание занятий). Наглядный информационный материал для родителей (советы психолога, консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей).
Комната для игр и занятий Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.
Сенсорная комната Использование методов релаксации.
«Горенка» Ознакомление детей в доступной форме с народным бытом; народные игры, ознакомление с малыми формами фольклора.
Музыкальный зал Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.
Физкультурный зал Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Изостудия Развитие тонкой моторики - стимуляция двигательной деятельности (координация движений руки и глаз); развитие способности распознавать цвета и формы; эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности.

дошкольный группа ребенок игровой

На основании рассмотренной нормативной базы ГКП, можно сказать о том, что нормативное регулирование вопросов ГКП во многом предопределяется также необходимостью в существовании «писаных правил» работы сотрудников в условиях внедрения информационных технологий [21]

Законодательная основа корпоративного регулирования ДОУ

В настоящее время регламентация вопросов ДОУ посвященных ГКП на государственном уровне ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование; стандартизация; разработка нормативно-правовых и нормативно-методических документов. Высшей юридической силой обладают законы Российской Федерации. Отдельные направления деятельности организаций и предприятий регламентируются соответствующими законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями органов государственной власти и управления. Деятельность каждого предприятия определяется положением о нем (Уставом). В действующем законодательстве содержится значительное количество обязательных для исполнения норм, правил и требований к документированию различных направлений деятельности государственных и негосударственных организаций, оформлению тех или иных видов документов, их содержанию и структуре текста. [11]

Сегодня уже сложилась достаточно обширная государственная система законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу информации и документации ГКП. На основе законодательной базы, затрагивающей различные аспекты ГКП, разрабатываются локальные (корпоративные) нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу, которые составляют область регулирования ГКП.

 

1.2 Концептуальные подходы к определению содержания работы в группах кратковременного пребывания

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени- дошкольному образованию.

Одна из инновационных форм дошкольного образования- группа кратковременного пребывания детей при ДОУ. Группы кратковременного пребывания (часто их называют еще мини-центрами дошкольного воспитания) призваны претворить в жизнь идею кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Она призвана дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы.

Главной целью создания групп кратковременного пребывания детей является всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирование у них основ готовности к школьному обучению, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе, взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Воспитательно-образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию.

Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности - игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

Эксперимент, о котором мы расскажем далее, позволил дать ответы на многие вопросы, связанные с ГКП.

На протяжении 3-х лет (с 1999 по 2002 год) проводился всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду. Решение о его проведении было продиктовано сложившимися в системе дошкольного образования негативными тенденциями. Предшествующее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений (с 1990года она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ); оттоком детей из детских садов, а, следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием (к 1995 году около 50% детей не пользовались услугами ДОУ). Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

В этих условиях одним из направлений решения проблемы может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения.

Именно к таким выводам пришли участники Всероссийского координационного совещания, которое состоялось в ноябре 1999 г. в г. Москве.

На этом совещании была обсуждена и утверждена программа, а также определены цели и задачи экспериментальной работы. [9]

Цели эксперимента:

·         сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в условиях социально-экономического кризиса;

·         обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;

·         объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

·         создание условий для построения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Задачи эксперимента:

·         создание экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений;

·         разработка и апробация программно-методического, нормативно-правового и финансового обеспечения новых моделей дошкольных образовательных учреждений;

·         разработка и введение в действие федеральных организационно-правовых документов как основы функционирования разнообразных форм дошкольного образования.

. В ходе эксперимента педагогами из экспериментальных регионов было отмечено, что при более коротком периоде пребывания ребенка в детском саду целенаправленная профессиональная работа педагогов позволяет решить целый круг задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, эмоционально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей, т.е. при кратковременном пребывании детей в детском саду, в процессе общения, занятий, игр со сверстниками, закладывается базис личностной культуры ребенка, необходимой для успешного вхождения его в последующую ступень образования.

В течение всего периода экспериментальной работы совместные слаженные действия специалистов федерального и регионального уровней позволили создать, а в ряде случаев и детально апробировать ряд практико-ориентированных документов и материалов по организации новых форм дошкольного образования.

Кроме того, в регионах постоянно проводились семинары-практикумы, мониторинги, маркетинговые исследования семей, не пользующихся услугами ДОУ, выявлялись причины непосещения детьми детских садов, определялись категории семей, требующих индивидуального подхода, такие, как неблагополучные, неполные, многодетные, молодые, семьи беженцев.

С целью привлечения внимания родителей и общественности к дошкольному образованию в экспериментальных регионах проводились конкурсы рекламных проектов, свидетельствующие о целесообразности «прохождения» каждым ребенком периода дошкольного детства в детском саду, коллективе сверстников.

Каждый год эксперимента завершался Всероссийским совещанием. (Их проведено четыре: первое координационное, как уже отмечалось, в ноябре 1999 года; второе - в ноябре 2000 года, третье и четвертое - соответственно в ноябре 2001 и 2002 года).

. Многие участники совещания подчеркивали, что вариативные формы воспитания и обучения детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Для значительной части родителей необходим 10 -12 - часовой и круглосуточный режим работы ДОУ.

Кроме того, на совещании достаточно широко обсуждался вопрос о том, что в условиях кратковременного пребывания ребенка в ДОУ должно обеспечиваться его развитие по всем основным направлениям (познавательное, физическое, художественно-эстетическое, эмоционально-личностное) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подчеркивалось, что именно в этом состоит основное отличие содержания работы в группах кратковременного пребывания от платных образовательных услуг, которые предполагают воспитание и обучение детей по одному-двум направлениям развития ребенка.

В январе 2002 г. состоялось важное событие для ступени дошкольного образования - выездное заседание коллегии Минобразования России, на котором всесторонне обсуждался вопрос «О ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду». Заседание коллегии проводилось в г. Великом Новгороде, на котором присутствовали и принимали самое активное участие губернатор области М.М. Прусак и руководитель комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкин. Вел заседание коллегии первый заместитель Министра образования В.А. Болотов.

Участникам коллегии была предоставлена возможность познакомиться с интересным опытом новгородцев по этой теме.

Коллегией отмечены актуальные направления работы ДОУ с семьей, а также интересные приемы работы с детьми в условиях неполного пребывания в детском саду. Кроме того, положительно оценена целенаправленная работа органов управления образованием ряда регионов России, в том числе Новгородской области, по созданию условий для развития вариативных моделей дошкольного образования.

Одним из пунктов решения коллегии предусмотрена подготовка для специалистов системы дошкольного образования пакета документов и материалов, содержащих опыт регионов и практические рекомендации по организационному, программно-методическому и нормативно-правовому обеспечению новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в ДОУ. Необходимо отметить, что данные материалы создавались не только в процессе собственно экспериментальной работы, но и разрабатывались в рамках научных программ по заказу Минобразования России.

Эксперимент показал реальную возможность:

успешного сотрудничества детского сада с разными категориями семей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в условиях их кратковременного пребывания в детском саду; осознания родителями важности дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка;

проведения профилактической работы с семьями "социального риска", направленной на предупреждение безнадзорности и беспризорности;

использования внутренних резервов ДОУ, позволяющих снизить расходы на содержание детей в них (в ряде регионов подтвердилось главное предположение: группы кратковременного пребывания могут быть доступными даже при самых неблагоприятных экономических условиях);

повышения охвата детей дошкольным образованием (в экспериментальных регионах он повышается ежегодно от 3 до 5%; сокращается количество неукомплектованных мест в ДОУ - на 3-4 единицы ежегодно; 85% детей от одного года до трех лет переводится в группы детского сада с полным режимом пребывания;

Основными выводами, сделанными в ходе эксперимента по указанным направлениям, были:

повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста (до 3 лет). Как правило, в группе кратковременного пребывания ребенок "проходит" адаптационный период вместе с одним из родителей и затем легче входит в жизнь традиционного детского сада с 10-12-часовым пребыванием. В ходе эксперимента выявились и определенные сложности в организации групп кратковременного пребывания для детей раннего (преддошкольного) возраста: за последние годы система дошкольного образования утратила не только особую своеобразную предметно-развивающую среду для таких детей, но и специалистов, опыт работы, технологии. Сегодня практически во всех регионах России ведется целенаправленная работа по воссозданию групп для детей раннего возраста, в том числе на основе их кратковременного пребывания в ДОУ;

стремление участников эксперимента к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом. Специалисты дошкольного образования хорошо понимают, что контингент детей, посещающих детский сад, может быть значительно расширен благодаря хорошо поставленной информации семьи, населения о пользе дошкольного образования. Однако основная трудность заключается в том, что педагоги в ряде случаев не могут преодолеть стереотипы своего профессионального общения, и рекламные ролики, обращения к населению, интервью часто изобилуют профессиональными терминами, непонятными потребителю.

Необходимо отметить аспекты организационного обеспечения, относительно которых в начале эксперимента ожидались серьезные осложнения. Это проблемы взаимодействия с другими ведомствами, например с санитарно-эпидемиологической службой. Эксперимент показал, что опасения такого рода оказались напрасными. Практики на местах успешно решают вопросы приема детей в группы кратковременного пребывания при предъявлении родителями медицинской карты и справки участкового врача в установленном порядке, в результате трудностей с СЭС не возникает. [27]

В программно-методическом обеспечении наибольшие трудности педагогов состоят в том, чтобы выделить в программном содержании главное, сохранив целостность педагогического процесса, обеспечить требования государственного стандарта образования, определить приоритеты в выборе видов деятельности. В ходе эксперимента были определены такие приоритетные направления для работы с детьми в условиях их кратковременного пребывания в ДОУ:

общение (со сверстниками и взрослыми - педагогами, родителями);

игровая и художественно-творческая деятельность;

двигательная активность детей;

воспитание как приоритетное направление дошкольного образования.

На основании результатов изложенного эксперимента были разработаны программы для ГКП, в частности :



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)