Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП)
Должностные инструкции Должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания детей (ГКП) Воспитатель ГКП должен знать Закон Российской Федерации «Об образовании», Международную конвенцию о правах ребенка, нормативные документы и методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену детей дошкольного возраста; правила охраны жизни и здоровья детей, основы доврачебной медицинской помощи, теорию и методику воспитательной работы, основы гражданского и трудового законодательства, основы научной организации труда. Основные обязанности Воспитатель группы КП: Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, отвечает за их жизнь и здоровье. Внимательно относится к детям, изучает их индивидуальные способности, интересы и наклонности. Создает условия для развития творческих способностей детей, их самореализации. Взаимодействует с родителями детей и лицами, их заменяющими, в вопросах воспитания. Участвует в работе педагогических совещаний, перенимает опыт других воспитателей, обобщает свой опыт. Координирует работу специалистов в рамках единого образовательного процесса. Должностная инструкция младшего воспитателя группы кратковременного пребывания (ГКП) В своей деятельности младший воспитатель руководствуется: правилами санитарии и гигиены, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей инструкцией, приказами и распоряжениями руководителя ДОУ. Должностная инструкция педагога дополнительного образования группы кратковременного пребывания детей (ГКП) Педагог дополнительного образования группы КП назначается и увольняется заведующим ДОУ. Педагог дополнительного образования должен знать: Закон РФ «Об образовании», конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы, программы и методические рекомендации, требования к оснащению и оборудованию педагогического процесса, основные направления и перспективы развития образования и педагогики, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты. Основные обязанности Осуществляет обучение и воспитание детей с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации и формированию общей культуры личности. Реализует учебную программу. . Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания [7] Организация предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования». При организации среды учитываются: · возрастные особенности развития детей; · уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности; · индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка; · динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами; · использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде. В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений: · комната для раздевания и ожидания родителями; · комнаты для занятий и игр; · сенсорная комната; · «Горенка» - для ознакомления детей с народным бытом; · Музыкальный зал; · Физкультурный зал; · Изостудия. Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду ГКП[17]
дошкольный группа ребенок игровой На основании рассмотренной нормативной базы ГКП, можно сказать о том, что нормативное регулирование вопросов ГКП во многом предопределяется также необходимостью в существовании «писаных правил» работы сотрудников в условиях внедрения информационных технологий [21] Законодательная основа корпоративного регулирования ДОУ В настоящее время регламентация вопросов ДОУ посвященных ГКП на государственном уровне ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование; стандартизация; разработка нормативно-правовых и нормативно-методических документов. Высшей юридической силой обладают законы Российской Федерации. Отдельные направления деятельности организаций и предприятий регламентируются соответствующими законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями органов государственной власти и управления. Деятельность каждого предприятия определяется положением о нем (Уставом). В действующем законодательстве содержится значительное количество обязательных для исполнения норм, правил и требований к документированию различных направлений деятельности государственных и негосударственных организаций, оформлению тех или иных видов документов, их содержанию и структуре текста. [11] Сегодня уже сложилась достаточно обширная государственная система законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу информации и документации ГКП. На основе законодательной базы, затрагивающей различные аспекты ГКП, разрабатываются локальные (корпоративные) нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу, которые составляют область регулирования ГКП.
1.2 Концептуальные подходы к определению содержания работы в группах кратковременного пребывания
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени- дошкольному образованию. Одна из инновационных форм дошкольного образования- группа кратковременного пребывания детей при ДОУ. Группы кратковременного пребывания (часто их называют еще мини-центрами дошкольного воспитания) призваны претворить в жизнь идею кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Она призвана дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы. Главной целью создания групп кратковременного пребывания детей является всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирование у них основ готовности к школьному обучению, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе, взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Воспитательно-образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию. Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности - игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Эксперимент, о котором мы расскажем далее, позволил дать ответы на многие вопросы, связанные с ГКП. На протяжении 3-х лет (с 1999 по 2002 год) проводился всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду. Решение о его проведении было продиктовано сложившимися в системе дошкольного образования негативными тенденциями. Предшествующее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений (с 1990года она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ); оттоком детей из детских садов, а, следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием (к 1995 году около 50% детей не пользовались услугами ДОУ). Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи. В этих условиях одним из направлений решения проблемы может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Именно к таким выводам пришли участники Всероссийского координационного совещания, которое состоялось в ноябре 1999 г. в г. Москве. На этом совещании была обсуждена и утверждена программа, а также определены цели и задачи экспериментальной работы. [9] Цели эксперимента: · сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в условиях социально-экономического кризиса; · обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; · объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста; · создание условий для построения преемственности дошкольного и начального общего образования. Задачи эксперимента: · создание экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений; · разработка и апробация программно-методического, нормативно-правового и финансового обеспечения новых моделей дошкольных образовательных учреждений; · разработка и введение в действие федеральных организационно-правовых документов как основы функционирования разнообразных форм дошкольного образования. . В ходе эксперимента педагогами из экспериментальных регионов было отмечено, что при более коротком периоде пребывания ребенка в детском саду целенаправленная профессиональная работа педагогов позволяет решить целый круг задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, эмоционально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей, т.е. при кратковременном пребывании детей в детском саду, в процессе общения, занятий, игр со сверстниками, закладывается базис личностной культуры ребенка, необходимой для успешного вхождения его в последующую ступень образования. В течение всего периода экспериментальной работы совместные слаженные действия специалистов федерального и регионального уровней позволили создать, а в ряде случаев и детально апробировать ряд практико-ориентированных документов и материалов по организации новых форм дошкольного образования. Кроме того, в регионах постоянно проводились семинары-практикумы, мониторинги, маркетинговые исследования семей, не пользующихся услугами ДОУ, выявлялись причины непосещения детьми детских садов, определялись категории семей, требующих индивидуального подхода, такие, как неблагополучные, неполные, многодетные, молодые, семьи беженцев. С целью привлечения внимания родителей и общественности к дошкольному образованию в экспериментальных регионах проводились конкурсы рекламных проектов, свидетельствующие о целесообразности «прохождения» каждым ребенком периода дошкольного детства в детском саду, коллективе сверстников. Каждый год эксперимента завершался Всероссийским совещанием. (Их проведено четыре: первое координационное, как уже отмечалось, в ноябре 1999 года; второе - в ноябре 2000 года, третье и четвертое - соответственно в ноябре 2001 и 2002 года). . Многие участники совещания подчеркивали, что вариативные формы воспитания и обучения детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Для значительной части родителей необходим 10 -12 - часовой и круглосуточный режим работы ДОУ. Кроме того, на совещании достаточно широко обсуждался вопрос о том, что в условиях кратковременного пребывания ребенка в ДОУ должно обеспечиваться его развитие по всем основным направлениям (познавательное, физическое, художественно-эстетическое, эмоционально-личностное) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подчеркивалось, что именно в этом состоит основное отличие содержания работы в группах кратковременного пребывания от платных образовательных услуг, которые предполагают воспитание и обучение детей по одному-двум направлениям развития ребенка. В январе 2002 г. состоялось важное событие для ступени дошкольного образования - выездное заседание коллегии Минобразования России, на котором всесторонне обсуждался вопрос «О ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду». Заседание коллегии проводилось в г. Великом Новгороде, на котором присутствовали и принимали самое активное участие губернатор области М.М. Прусак и руководитель комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкин. Вел заседание коллегии первый заместитель Министра образования В.А. Болотов. Участникам коллегии была предоставлена возможность познакомиться с интересным опытом новгородцев по этой теме. Коллегией отмечены актуальные направления работы ДОУ с семьей, а также интересные приемы работы с детьми в условиях неполного пребывания в детском саду. Кроме того, положительно оценена целенаправленная работа органов управления образованием ряда регионов России, в том числе Новгородской области, по созданию условий для развития вариативных моделей дошкольного образования. Одним из пунктов решения коллегии предусмотрена подготовка для специалистов системы дошкольного образования пакета документов и материалов, содержащих опыт регионов и практические рекомендации по организационному, программно-методическому и нормативно-правовому обеспечению новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в ДОУ. Необходимо отметить, что данные материалы создавались не только в процессе собственно экспериментальной работы, но и разрабатывались в рамках научных программ по заказу Минобразования России. Эксперимент показал реальную возможность: успешного сотрудничества детского сада с разными категориями семей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в условиях их кратковременного пребывания в детском саду; осознания родителями важности дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка; проведения профилактической работы с семьями "социального риска", направленной на предупреждение безнадзорности и беспризорности; использования внутренних резервов ДОУ, позволяющих снизить расходы на содержание детей в них (в ряде регионов подтвердилось главное предположение: группы кратковременного пребывания могут быть доступными даже при самых неблагоприятных экономических условиях); повышения охвата детей дошкольным образованием (в экспериментальных регионах он повышается ежегодно от 3 до 5%; сокращается количество неукомплектованных мест в ДОУ - на 3-4 единицы ежегодно; 85% детей от одного года до трех лет переводится в группы детского сада с полным режимом пребывания; Основными выводами, сделанными в ходе эксперимента по указанным направлениям, были: повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста (до 3 лет). Как правило, в группе кратковременного пребывания ребенок "проходит" адаптационный период вместе с одним из родителей и затем легче входит в жизнь традиционного детского сада с 10-12-часовым пребыванием. В ходе эксперимента выявились и определенные сложности в организации групп кратковременного пребывания для детей раннего (преддошкольного) возраста: за последние годы система дошкольного образования утратила не только особую своеобразную предметно-развивающую среду для таких детей, но и специалистов, опыт работы, технологии. Сегодня практически во всех регионах России ведется целенаправленная работа по воссозданию групп для детей раннего возраста, в том числе на основе их кратковременного пребывания в ДОУ; стремление участников эксперимента к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом. Специалисты дошкольного образования хорошо понимают, что контингент детей, посещающих детский сад, может быть значительно расширен благодаря хорошо поставленной информации семьи, населения о пользе дошкольного образования. Однако основная трудность заключается в том, что педагоги в ряде случаев не могут преодолеть стереотипы своего профессионального общения, и рекламные ролики, обращения к населению, интервью часто изобилуют профессиональными терминами, непонятными потребителю. Необходимо отметить аспекты организационного обеспечения, относительно которых в начале эксперимента ожидались серьезные осложнения. Это проблемы взаимодействия с другими ведомствами, например с санитарно-эпидемиологической службой. Эксперимент показал, что опасения такого рода оказались напрасными. Практики на местах успешно решают вопросы приема детей в группы кратковременного пребывания при предъявлении родителями медицинской карты и справки участкового врача в установленном порядке, в результате трудностей с СЭС не возникает. [27] В программно-методическом обеспечении наибольшие трудности педагогов состоят в том, чтобы выделить в программном содержании главное, сохранив целостность педагогического процесса, обеспечить требования государственного стандарта образования, определить приоритеты в выборе видов деятельности. В ходе эксперимента были определены такие приоритетные направления для работы с детьми в условиях их кратковременного пребывания в ДОУ: общение (со сверстниками и взрослыми - педагогами, родителями); игровая и художественно-творческая деятельность; двигательная активность детей; воспитание как приоритетное направление дошкольного образования. На основании результатов изложенного эксперимента были разработаны программы для ГКП, в частности :
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |