Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональная компетентность спортивного педагога



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Профессиональная компетентность спортивного педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Профессионально-педагогическая деятельность - это особая форма искусства, которая требует от человека высокой эрудиции, осознания величия ее социальной роли в обществе и глубокого предметного содержания. [10]

Для того чтобы спортивный педагог осуществлял свою профессионально-педагогическую деятельность на высоком уровне, он должен быть профессионально компетентным.

Для того чтобы понять, что подразумевается под компетентностью и какова ее роль в профессиональной деятельности рассмотрим определения разных авторов.

Анализ научно-методической литературы показал, что мнения отечественных и зарубежных авторов отличаются.

У отечественных авторов трактовка компетентности сводится к знаниям, умениям, навыкам и способностям.

К примеру, О.Г. Дониченко (2007) утверждает: "В психологии общепринята точка зрения, что "компетентность" включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности". В это определение не вошли даже способности. Близки к этому и другие определения к примеру, определение Ю.Н. Емельянова (1988). Автор пишет: "компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе".

Е.В. Попова (1996) приводит следующую трактовку определения: "компетентность - категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей. Компетентность - устойчивая способность к деятельности со знанием дела".

В противостояние отечественным точкам зрения известный западный специалист, автор книги "Компетентности в современном обществе" Дж. Равен (2001) трактует компетентность как совокупность субъективных условий эффективного поведения человека. Равен подчеркивает, что компетентность не сводится к способностям, но также подразумевает внутреннюю мотивацию. Он приводит отдельный перечень наиболее важных компетенций (вернее, компонентов или видов компетентности) человека и в три раза более объемный перечень ценностей, но в то же время справедливо указывает, что значительное число видов компетентностей может иметь как самостоятельную ценность, т. е. быть личностно-значимыми ценностями сами по себе, так и служить средством достижения других значимых целей. Предлагаемый им перечень компонентов или видов компетентностей включает в себя способность размышлять о личных качествах своих учеников и заботиться об их развитии; замечать, предвидеть и учитывать реакцию учеников; на деле демонстрировать свои собственные предпочтения и системы ценностей и глубоко личные способы мышления и переживания, приводящие к достижению поставленных целей; возможность понимать и успешно воздействовать на внешние по отношению к учебному заведению социальные факторы, которые обычно ограничивают возможности работы и др.

В целом единого понятия определения компетентности не существует. Однозначно можно утверждать, что авторы рассматривают компетентность в системе знаний, умений и навыков. [46, 47, 48, 68, 69]

Что касается профессиональной компетентности, то и здесь существует множество мнений. Каждый из авторов, занимающийся исследованием данного вопроса дает свое определение и рассматривает ее по-разному.

К примеру, Л.И. Анцыферова (1998) в своих работах рассматривает профессиональную компетентность, как "как совокупность профессиональных свойств"; Н.В. Кузьмина (1990) - как "осведомленность педагога, свойство его личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные в свою очередь на формирование личности другого человека"; И.Г.Климкович - как "способность реализовывать на определенном уровне профессионально-должностные требования"; А. К. Маркова (1996) - как "устойчивую способность к деятельности со "знанием дела""; В.И. Стенькова (2007) - как "теоретическую и практическую готовность человека к профессиональной деятельности".

Анализируя перечисленные определения можно сделать заключение, что каждый автор трактует "профессиональную компетентность" по-разному, схожи авторы лишь во мнении, что именно профессиональная компетентность является предпосылкой для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Каждый автор, исследующий профессиональную компетентность, как целое выделяет разнообразные виды компетентностей и их компоненты.

А.К. Маркова (1996) в своих работах под профессиональной компетентностью педагога рассматривает:

.   Педагогическую компетентность, состоящую из предметной, методической, диагностической, инновационной и исследовательской компетентностей;

.   Коммуникативную компетентность, включающую в себя собственно коммуникативную компетентность, перцептивную и управленческую компетентность;

.   Личностно-индивидуальную компетентность.

Каждая из трех основных компетентностей педагога складывается по ее мнению из:

·   профессиональных педагогических знаний и умений;

·   профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, учащимся, коллегам, себе);

·   профессионально важных качеств личности.

П.Г. Постников (2004) при рассмотрении вопроса профессионализма педагога также указывает, что он складывается из разных видов компетентностей. Автор указывает, что педагог должен обладать следующими видами компетентностей:

·   предметная компетентность (эрудиция, знание учебного предмета, интерес к нему, способность изменять его в соответствии с требованиями времени);

·   методическая компетентность (знание методов преподавания, стремление обновлять свой методический инструментарий, индивидуализировать его в работе с конкретным контингентом занимающихся);

·   диагностическая компетентность (владение приемами изучения особенностей и возможностей отдельных занимающихся при усвоении знаний);

·   инновационная компетентность (готовность и способность учитывать и искать новые подходы в обучении и воспитании);

·   исследовательская компетентность (желание и умение осуществлять педагогическое исследование, участвовать в поиске, эксперименте).

При формировании этих видов компетентностей в профессиональной деятельности у педагога складываются профессиональные позиции, такие как устойчивые отношения к делу, занимающимся, коллегам, к себе.

Профессиональная компетентность, по мнению, Н.Ю. Ражиной (2006) требует присутствия других видов компетентностей, таких как:

·   гуманистическая (стремление понять и принять другого человека с его проблемами "здесь и теперь", обмениваться духовными ценностями);

·   социально-перцептивная, как способность воспринимать, понимать и оценивать других людей

·   эмпатийная (способность сопереживать и помочь другому человеку);

·   коммуникативная (способность строить обмен информацией, сотрудничать с другими людьми);

·   конфликтная (умение строить бесконфликтное общение и взаимодействие с другим человеком);

·   управленческая (совокупность умений по воздействию на другого человека).

Зрелость личности педагога предполагает наличие иного ряда видов компетентностей, таких как [86]:

·   субъективная (способность быть субъектом своего педагогического труда, ставить задачи, прогнозировать, регулировать);

·   рефлексивная (самодиагностическая) (совокупность умений анализа своего труда, оценивания его сторон, способность строить адекватную Я-концепцию);

·   индивидуально-личностная (способность видеть зону своего ближайшего профессионального развития, поддерживать свое профессиональное здоровье и долголетие, разумный баланс расхода сил);

·   кризисная (способность предвидеть и разрешать кризисы своего профессионального развития);

·   акмеологическая (готовность и способность стремиться к высоким достижениям ("акме") в своем труде, определить свою индивидуальную траекторию продвижения к следующим уровням профессионализма).

Присутствие всех названных видов компетентностей не является обязательным для каждого педагога, так как у каждого могут быть свои конкретные преимущества и виды компетентности, на которые он опирается в своем труде. Знание разных видов педагогической компетентности может облегчить педагогу процесс осознания их наличия или отсутствия у себя, поиск путей их развития. Соотношение разных видов компетентности может меняться у одного и того же педагога в ходе его профессионального развития. В работах С.Д. Смирнова (2007) в профессиональную компетентность входят:

·   Психологическая компетентность (совокупность знаний, умений и навыков по психологии, умение и желание профессионально их использовать в педагогической деятельности);

·   Аутопсихологическая компетентность (совокупность умений и знаний о себе и своих индивидуальных особенностях, а также готовность к их использованию для повышения стрессоустойчивости, самоконтроля, саморегуляции, выработки адекватной самооценки и др.);

·   Социально-педагогическая компетентность;

·   Дифференциально-психологическая компетентность;

·   Конфликтная компетентность (уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации);

·   Коммуникативная компетентность;

·   Конфликтологическая компетентность (информационно-регуляторная подсистема профессиональной компетенции, обеспечивающая умение конструктивно работать в конфликтной ситуации, а не избегать или подавлять конфликты)

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - хорошо структурированная система знаний, умений, навыков, способностей, установок, личностных свойств, личностных позиций и действенных мотивов, совокупность которых обеспечивает не только успешное и эффективное решение своих профессиональных задач, но и личностный рост самого педагога, а также удовлетворенность и чувство самореализации.

Следует также отметить, что понятия "компетентность" и "компетенция" имеют разные определения. При этом компетенции трактуются как характеристики, необходимые для удовлетворительного (т. е. среднего) выполнения задач, а компетентности - это характеристики, отличающие наилучших работников от средних. Другое определение дает в своей работе В.И. Стенькова. По ее мнению, "компетенция" - это отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) в образовательной подготовке специалиста, а "компетентность" - уже состоявшееся личностное качество, означающее владение субъектом профессиональной, учебно-профессиональной деятельности соответствующей компетенцией. Традиционно, характеризуя профессиональную компетентность педагога, в ней выделяют три компонента относительно представленного многообразия видов компетентностей:

.   Профессионально-образовательный;

.   Профессионально-деятельностный;

.   Профессионально-личностный.

или уровни теоретический, практический и личностный соответственно.

Рассмотрим существенные характеристики и объем требований к уровню подготовленности в каждом компоненте. [2, 9, 15, 17 и др.]

Профессионально-образовательный компонент включает в себя следующие знания:

·   Знания по общественным дисциплинам: истории Российского государства; основ экономики; основных этапов развития философии; основ диалектики, ее основных законов и категорий; методов и форм научного познания; социальной структуры общества; роли общественных и партийных организаций в развитии общества и управлении государством; возникновения человеческого общества, индивидуального и общественного сознания; форм общественного сознания; сущности и содержания научно-технических революций; национального вопроса; управления обществом; форм управления государством; рыночных отношений; основных документов о развитии культуры и науки на современном этапе; производительных сил общества и факторов, влияющих на производительность труда; место физической культуры в обществе и жизни человека.

·   Знания по дисциплинам медико-биологического цикла: систем организма человека и органов чувств; адаптационных изменений в организме человека при занятиях спортом; морфофункциональных показателей при спортивном отборе; физиологической характеристики состоянии организма при спортивной деятельности; физиологических основ обучения спортивной технике, силовой и скоростно-силовой тренировки, тренировки выносливости; физиологических особенностей тренировки в различных условиях; реакции организма на различную физическую нагрузку; возрастных особенностей адаптации на мышечную нагрузку; биомеханических характеристик движений спортсмена; строения и функции двигательного аппарата; биомеханической характеристики двигательных качеств; биомеханических основ движений и статических положений тела спортсмена; биомеханической характеристики освоенности техники спортивных движений; возрастной динамики физического развития человека; методов исследования и оценки физического развития сердечно-сосудистой системы; динамики функционального состояния организма спортсмена в различные периоды тренировки; воздействий на спортсмена различных а, метеорологических и географических условий; медицинских средств восстановления спортивной работоспособности; основных заболеваний у спортсменов; биохимических превращений в мышцах при работе различной мощности и продолжительности; биомеханической характеристики различных видов утомления; закономерностей биохимической адаптации к физическим нагрузкам; биохимической характеристики состояния тренированности и перетренировки; биохимической основы методов развития выносливости; биохимической характеристики предстартового состояния; биохимических изменений при занятиях спортом; биохимических особенностей питания спортсменов; клинических данных наиболее распространенных заболеваний; механизмов лечебного действия физических упражнений; общих основ организации и методики лечебной физкультуры; механизмов воздействия и физиологического влияния массажа на отдельные органы и организм в целом; форм, методов и приемов массажа; видов спортивного массажа; особенностей массажа в своем виде спорта; показаний и противопоказаний к массажу; гигиенических основ спортивной деятельности, труда и отдыха; гигиенических требований к спортивной одежде, спортивным сооружениям, питанию спортсменов, к организации и проведению тренировочного процесса в различных климатических условиях.

·   Знания по дисциплинам психолого-педагогического цикла: методологии и категорий педагогики и психологии; закономерностей развития и проявления психики человека; факторов формирования личности; типологии характера и темперамента; фундаментальных и вторичных свойств личности; формирования характера в спортивной деятельности; свойств темперамента; социально-психологических основ формирования коллектива, индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена; особенностей психических процессов и состояний спортсмена; методов педагогических и психологических исследований в спорте, проявления психики спортсмена при занятиях спортом.

·   Знания по практическим дисциплинам (видам спорта) и выбранной специализации. (Курс специализации опирается на знания и умения, приобретенные в процессе изучения дисциплин общественно-политического, медико-биологического и общетеоретического циклов. Современный уровень и перспективы развития видов спорта предъявляют высокие требования к подготовке по специализации). Молодому специалисту необходимо приобрести знания по следующим наиболее важным разделам специализации.

×   Отбор в виде спорта: знания - морфологических, анатомо-физиологических, психологических требований к виду спорта;

×   Система подготовки спортсмена: знания - назначение и содержание каждого этапа подготовки;

×   Техника в виде спорта. Необходим учет данных анатомии и биомеханики, включающих в себя знания биомеханических основ техники вида, перспектив развития техники и влияния на нее модернизации оборудования и инвентаря, классификации упражнений вида;

×   Методика обучения. Опора на знания по психологии, педагогики, теории физической культуры и другие дисциплины, включает знания общих закономерностей формирования двигательных навыков; принципов и методов обучение; применение вспомогательных упражнений и методических приемов;

×   Методика тренировки. Необходимо учитывать особенности спортивной тренировки на различных этапах системы подготовки спортсменов. Этот раздел должен полноценно опираться на знания по физиологии, психологии, спортивной медицины, теории спорта и предусматривает знания структуры тренировочного процесса, периодизации, цикличности, особенностей становления спортивной формы; объема и интенсивности нагрузок с учетом этапов подготовки и периодов тренировочного процесса;

×   Методика проведения занятий с любым контингентом. Опора на данные физиологии, психологии, педагогики, теории физической культуры, теории спорта, гигиены, спортивной медицины и других дисциплин, включает знания структуры занятий, его частей и их задач; методики организации и проведения занятия;

×   Правила и организация соревнований: Знания - правил судейства и организации соревнований любого ранга; прав и обязанностей участников, судей и организаций.

Профессионально-деятельностный компонент подразумевает наличие следующих умений:

·   Умения по дисциплинам медико-биологического цикла: определять антропометрические данные спортсмена, подвижность в суставах; степень развития мышечной системы; определять и вычислять морфологические показатели физического развития спортсмена; определять физиологические показатели (ЧСС, частота дыхания, дыхательный объем, АД, потребление кислорода, дыхательный коэффициент, концентрация гемоглобина, РН и лактата крови). При занятиях спортом определять содержание в крови молочной кислоты, сахара, гемоглобина, жирных кислот, мочевины; определять содержание креатина и белка в моче; диагностировать состояние тренированности спортсмена; определять уровень развития функций анализаторов; состояние нервно-мышечного аппарата, функциональное состояние систем организма, физическую работоспособность, оказать первую медицинскую помощь при травмах, организовать самоконтроль спортсмена за своим состоянием; применять биомеханические методы исследования в спорте; составлять комплексы физических упражнений и применять их при хирургических вмешательствах и повреждениях, при дефектах осанки, сколиозах, при заболеваниях внутренних органов, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, обмена веществ, при заболеваниях суставов и нервной системы; применять массаж на практике; оказать первую медицинскую помощь спортсмену; пользоваться методами контроля за состоянием спортсмена и приемами различных вариантов массажа; выполнять биомеханический анализ спортивных движений;

·   Умения по дисциплинам психолого-педагогического цикла: оценивать социально-педагогические явления, выявлять причины их возникновения и развития; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и их причины; выбирать средства и методы с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов; предвидеть характер ответных реакций спортсменов на применяемые педагогические воздействия; осуществлять процесс воспитания спортсменов и формирования коллектива; определять по внешним проявлениям изменение психического состояния спортсменов; понимать и объяснять особенности их поведения в различных ситуациях; мысленно ставить себя на место своих воспитанников; увлекать спортсменов на достижение более высоких спортивных результатов; быстро принимать решения и находить наиболее действенные средства педагогического воздействия; устанавливать контакт со спортсменами; располагать к себе спортсменов и находить индивидуальный подход к ним; вскрывать характер межличностных взаимоотношений; регулировать и направлять личностные взаимоотношения; ликвидировать возникающие конфликты.

·   Умения по практическим дисциплинам (видам спорта) и выбранной специализации: владеть основными спортивными движениями; организовать и проводить соревнования; владеть методикой обучения; изготовлять оборудование и инвентарь для спортивных занятий.

·   Умения по разделам специализации:

×   Отбор в виде спорта: Умения - проведение антропометрических измерений; определение соответствия конституции занимающихся виду спорта; определение функциональных возможностей и типов нервной деятельности; в проведении тестирования физических качеств и волевой подготовки.

×   Система подготовки спортсмена: Умения - в разработке содержания программ работы на каждом этапе (начальном, специализированном, высшего спортивного мастерства и завершающем); в распределении по времени каждого этапа; в разработке планирующей учебном документации на этапы; в определении объема подлежащих освоению упражнений, тактических приемов и тренировочных нагрузок.

×   Техника в виде спорта: Умения - в анализе техники с применением биомеханических методов исследования с использованием необходимой аппаратуры (киносъемки, видеозаписи, тензометрии гониометрии, миографии и др.).

×   Методика обучения: Умения - в разработке программ обучения отдельным упражнениям и тактическим приемам; в разработке последовательности обучения упражнениям различных структурных групп; в определении причин ошибок при выполнении упражнений и путей их устранения; показывать и объяснять технику основных упражнений; осуществлять меры предупреждения травматизма и страховать занимающихся.

×   Методика тренировки: Умения - в разработке документов перспективного, годичного, оперативного видов планирования; в разработке недельных циклов тренировки, объемов и их содержания на каждую тренировку; в определении и применении больших, средних и малых нагрузок; в применении средств реабилитации (массажа, бани, витаминизации и др.).

×   Методика проведения занятий с любым контингентом: Умения - в разработке конспектов занятии, точного соответствия содержанию урока и его задачам; в подборе материала занятий с учетом времени, уровня подготовки занимающихся и содержания учебных и тренировочных программ; в создании необходимых эмоциональных и организационных условий занятий.

×   Правила и организация соревнований: Умения - судить соревнования в качестве судьи, арбитра, главного судьи, секретарей; в разработке всей необходимой документации; составлении отчета, организации и планировки ритуалов, открытия и закрытия соревнований.

Профессионально-личностный компонент:

Общая направленность личности проявляется в мировоззрении, моральных нормах, ценностных ориентациях, сознании общественного долга, чувстве ответственности. Формируется общая направленность личности не только при обучении в вузе, но и в семье, школе. Профессионально-педагогическая направленность включает в себя: устойчивый интерес к профессии, любовь к спорту и детям, увлеченность работой, наличие склонности к педагогической деятельности, профессионально значимые мотивы выбора профессии, качества личности, обусловливающие эффективность работы с людьми. Профессионально-педагогическая направленность начинает формироваться в период занятий спортом и продолжает свое развитие в период профессиональной подготовки в вузе. Познавательная направленность: потребность к овладению знаниями и их углублению и стремление к постоянному самообразованию и самовоспитанию, образованию и самовоспитанию, творческое отношение к учебе и работе, критический анализ существующих методов обучения в спорте, потребность в изучении личности спортсменов и их поведении. Познавательная направленность личности формируется в общеобразовательной школе и при обучении в вузе. Проявление познавательной направленности связано с общим интеллектом личности, творческими способностями и потребностью в самовыражении, самоутверждении. Таким образом, перечисленный состав теоретических знаний и практических умений представляет собой тот необходимый профессиональный комплекс, овладение которым дает возможность подготовиться к профессиональной деятельности спортивного педагога. Однако, необходимо учитывать, запаса знаний и умений, полученных в вузе, недостаточно для длительной, плодотворной работы тренером, для этого необходимо постоянное самообразование.

 

Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

 

Как указывалось ранее профессионализм педагога, складывается из разных видов компетентностей. Следует сразу отметить, что зачастую педагогическая и психолого-педагогическая компетентности употребляются авторами как синонимы, что на наш взгляд не является верным.

Рассмотрим определения разных авторов термина "педагогическая компетентность" и "психологическая компетентность".

И.А. Колесникова (1995), исследуя феномен педагогической компетентности, отмечает, что это интегральная профессионально-личностная характеристика, обуславливающая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами и, стандартами, требованиями.

Л.М. Митина (1998) в работе "Психология профессионального развития учителя" пишет, что под педагогической компетентностью понимается "гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Перейдем к рассмотрению определения психологической компетентности. В научной литературе понятие психологическая компетентность получило довольно широкое распространение. Однако однозначного определения до сих пор нет.

Например, А. Д. Алферов (1999) рассматривает психологическую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя; умение видеть за поведением состояние его души, уровень развития познавательных интересов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера; способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях и избирать рациональные способы общения; педагогически грамотно воздействовать на психику в целях его гармоничного развития.

Н. Е. Костылева (1997) относит психологическую компетентность учителя к частным характеристикам системы личностно-профессиональных качеств. Автор приходит к выводу, что наряду с методической и специально-научной компетентностями она является составной частью познавательных механизмов индивидуального характера.

В структуре психологической компетентности учителя Н. Е. Костылева (1997) выделяет следующие элементы:

·   знание наиболее общих характеристик личности;

·   знание особенностей протекания психических процессов;

·   знание закономерностей обучения и воспитания;

·   знание закономерностей и особенностей возрастного развития;

·   умение перенести психологические знания в реальную педагогическую практику;

·   владение способами и приемами психической саморегуляции.

В процессе анализа литературы по данному вопросу, можно заключить, что практически все авторы, перечисленные выше, понимают психологическую компетентность как знания по психологии (личности, деятельности, познавательных и когнитивных процессов и т.д.) и умение профессионально их использовать в педагогической деятельности. Соответственно, под педагогической компетентностью подразумеваются знания по педагогике и умение их профессионально использовать в трудовой деятельности.

Рассмотрим более детально психологическую компетентность спортивного педагога. Как уже говорилось, профессия спортивного педагога относится к педагогической и содержит в себе те же компоненты, что и профессия педагога. [10, 22, 56]. При психологическом анализе трудовой деятельности авторы выделяют компоненты, составляющие деятельность в целом и обеспечивающие успех человека в ней.

У Л.С.Домидонтовой (2001) в структуре деятельности специалиста в области ФК и С, а у Г.Д. Бабушкина (2006) в структуре деятельности тренера по спорту выявлены четыре компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. В содержание каждого компонента входит совокупность умственных и практических действий, направленных на достижение поставленных задач. Однако профессия спортивного педагога имеет свои особенности. Эти особенности состоят в том, что спорт постоянно развивается, рекорды растут, изменяются методы тренировки и т.д. Современный специалист в области физической культуры и спорта - это профессионал своего дела, который находится в постоянном поиске. Поэтому в деятельности тренера дополнительно выделяются творческий и двигательный компоненты. [9]

Рассмотрим детально каждый из компонентов.

Гностический компонент - это система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. [34]

С.Д. Смирнов (2007) в системе знаний выделяет мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

Мировоззренческие знания связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям и к самому себе, а также в активности его жизненной позиции.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности в профессиональной деятельности.

Специальные знания включают изучение специальной литературы по теории и методике спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханике, физиологии, опыта ведущих российских и зарубежных тренеров; анализ причин, ошибок, трудностей, при овладении спортивными действиями; постоянный контроль за уровнем развития двигательных и волевых качеств; изучение индивидуально-типологических особенностей занимающихся; анализ взаимоотношений в процессе занятий ; анализ и коррекция своей деятельности в зависимости от результатов усвоения изучаемого материала и повышения спортивного мастерства. [9, 57] Предметные знания высоко ценятся самими педагогами, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания, то они представляют собой слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее только незначительное меньшинство занимается психолого-педагогическим образованием.

Главной особенностью гностического компонента является деятельность по приобретению новых знаний.

Вся деятельность гностического компонента обусловлена следующими основными умениями [24, 32, 37]:

·   адекватно оценивать состояние занимающихся;

·   анализировать специальную литературу и выбирать необходимое;

·   находить причины ошибок и трудности при овладении спортивными движениями;

·   анализировать свою деятельность, деятельность воспитанников и коллег;

·   анализировать явление и находить в нем главное. Профессионализм тренера-педагога зависит от умения правильно [55]

·   анализировать и перестраивать собственную деятельность. Тренер, воспитавший сильного спортсмена порой не может перестроить свою деятельность в воспитании следующего поколения и эффективность его усилий снижается.

Гностические умения начинают развиваться еще до начала работы тренером, т.е. в период занятий спортсмена в ДЮСШ и в вузе. При самостоятельной работе тренером они находят свое дальнейшее развитие.

Если гностические способности составляют основу педагогической деятельности, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступает конструктивный компонент. Именно от него зависит эффективность использования всех других знаний. В соответствии с исследованиями А.М. Имашева (2001) для качественной работы спортивного педагога необходимо сделать акцент на осуществлении работы в направлении изменения характера гностического компонента.

Конструктивный компонент предполагает отбор и композицию материала соответственно целям деятельности, возрастным и индивидуальным возможностям занимающихся и уровню своих возможностей. Конструктивная деятельность педагога по сути является проектировочной деятельностью. Различают перспективное, текущее и оперативное планирование. [22]

Этот компонент связан с анализом своего труда и с установкой на будущее и проявляется двояко:

Во-первых, в планировании, осуществляемом до тренировочного занятия, куда входит отбор и распределение учебного материала на неделю, месяц, год и более; определение последовательности усвоения двигательных действий; составление заданий на каждое занятие.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом на занятии, которое может быть связано с изменением плана тренировочного занятия. Основные конструктивные умения спортивного педагога следующие [63, 75, 80]:

·   умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям;

·   умение выбирать и синтезировать учебный материал при планировании процесса подготовки спортсменов;

·   умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их.

Конструктивные умения начинают формироваться в период обучения в вузе при изучении специализации, теории и методики физического воспитания, основ спортивной тренировки, психологии и физиологии спорта и на повышении спортивного мастерства. [9]

Конструктивный и гностический компоненты - основание для последующей работы. Однако, конструктивная деятельность приносит плоды лишь в том случае, если она сочетается с организаторской. Как бы хорошо не был отобран материал и как бы интересно он не был построен, педагог не будет иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность занимающихся и свою собственную на занятии и вне его. Каждое целесообразное педагогическое действие, в конечном счете, представляет собой какой-либо организаторский акт.

Организаторский компонент является одним из ведущих в спортивной деятельности и включает в себя реализацию своих планов на практике и в корректировании ее, т.е. носит как исполнительный характер, так и творческий. Это практическая деятельность, требующая знаний, умений и навыков в своей работе. Она предусматривает следующее: организацию содержания тренировочного процесса, организацию речевой деятельности в процессе тренировки; постановке конкретных задач перед занимающимися, раскрытии смысла их решения, показе, объяснении, оказании помощи, организацию поведения тренера в подготовке мест занятий, в регулировании нагрузки, в дисциплинарных воздействиях; организацию деятельности спортсменов при разучивании и выполнении спортивных действий; организацию сплоченного спортивного коллектива; пропаганду своего вида спорта и создание спортивной базы. [62, 83]

В практике работы тр



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Профессиональная компетентность спортивного педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональная компетентность спортивного педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)