Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности



2020-03-17 659 Обсуждений (0)
Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет общение, социальное происхождение, профориентация, характер деятельности окружающих субъекта людей [6]

Исследованием интереса в нашей стране занимались такие ученые, как М.Ф. Беляев (1944), А.Г. Ковалев (1960), Г.И. Щукина (1968), П.А. Рудик (1973), Г.Д. Бабушкин (1998) и другие. В основном в психолого-педагогической литературе изучался интерес к учению, реже предметом исследования являлся интерес к различным видам деятельности. [38]

В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место, т.к. он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности. [14, 30]

В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать, "как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью". [8] С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. То есть интерес представляется, как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией.

Профессиональный интерес состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационного, волевого [8]:

·   Эмоциональный компонент включает в себя:

–  Степень и характер привлекательности профессии;

–  Уверенность в правильном выборе и отсутствии желания ее сменить;

–  Удовлетворенность выбранной профессией. [38]

·   Мотивационный компонент включает в себя [27]:

–  Мотивы выбора профессии;

–  Мотивы овладения профессией;

–  Мотивы совершенствования профессиональной деятельности;

·   Интеллектуальный компонент включает в себя [85]:

–  Представление о выбранной профессии;

–  Знания о требованиях выбранной профессии к личностным качествам;

–  Отношение к приобретению профессиональных знаний и умений.

·   Волевой компонент. Включает в себя:

–  Постоянство проявления волевых усилий и их характер при овладении профессией и при совершенствовании своей профессиональной деятельности. [26]

Формирование профессионального интереса тесно связано со склонностями, способностями, мотивами. Склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности. [60]

Склонность к педагогической деятельности понимается, как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа "человек-человек", связанной с воспитанием и обучением. [33]

В содержании склонности к педагогической деятельности особое значение занимают [8]:

·   Направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми;

·   Положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей;

·   Стремление к оказанию помощи людям;

·   Быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми;

·   Общительность и отзывчивость;

·   Понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему.

Таким образом, профессиональный интерес формируется у субъекта при наличии склонности к соответствующей деятельности. От уровня профессионального интереса зависит успешность осуществления деятельности.

 

1.2 Особенности деятельности спортивного педагога

 

Спортивный педагог - это педагогическая профессия, поэтому главной особенностью деятельности спортивного педагога является ее педагогический характер. В настоящее время под термином "спортивный педагог" понимают тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов, методистов.

К числу особенностей педагогической деятельности можно отнести следующее[16, 36, 39, 56, 63, 77]:

.   Педагогическая деятельность характеризуется высоким уровнем нормативности, социальной ответственности и морального долга. Ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности каждого отдельного учащегося, требует постоянной высокой личной ответственности педагога. [36]

.   Педагогическая деятельность весьма разнообразна по объекту, предмету, форме и способам ее осуществления [39].

·   объектами педагогического воздействия являются: конкретный учащийся, учебная группа, общественные активы учащихся, их родители, взаимодействующие коллеги, государственные учреждения, общественные и другие организации, участвующие в жизни, обучении, воспитании, досуге учащихся, неформальные лица, группы, объединения, а также сам педагог и характеристики и его деятельности;

·   предметом педагогического воздействия являются знания и умения учащихся в определенной учебной дисциплине, а также нравственные, интеллектуальные, физические и личностные качества занимающихся;

·   формами воздействия являются нормативно установленные, плановые, учетные и ситуативные (необходимость в которых диктуется текущим моментом), вынужденные или инициативные занятия, мероприятия и коммуникации, отличающиеся большим объемом, требующие значительных временных, физических и психических затрат.

·   способами педагогического воздействия являются как общепринятые методические приемы, техники, технологии, составляющие довольно обширный "обязательный" профессиональный арсенал, так и нестандартные, импровизационные и творческие решения, необходимость в которых возникает постоянно.

.   Объектом деятельности педагога является человек в его постоянном развитии. Продукты его деятельности "материализуются в психическом облике его учеников" - в их знаниях, умениях и особенностях личности . [40]

.   Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер. Ее невозможно подвести под определенный алгоритм.

Таковы основные специфические особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других профессий.

Тренер - это педагог, поскольку "спортивная деятельность есть частный случай учебной деятельности". [28] Следовательно, в задачи его деятельности также входит обучение и воспитание подрастающего поколения. В связи с этой основной особенностью можно выделить ряд других специфических черт, которые характеризуют педагогическую деятельность, вообще, и тренерскую, в частности.

Особенности профессиональной деятельности тренеров заключаются в следующем.

.   Важная черта профессиональной деятельности состоит в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность занимающегося [15, 17] Тренер проводит больше времени со своими учениками, лучше их знает и имеет больше возможностей для влияния, чем обычный учитель. Эта ее особенность предъявляет высокие требования, как к профессионализму, так и к личности спортивного педагога.

.   Деятельность тренера характеризуется высокой степенью ответственности за физическое и психологическое благополучие его подопечных. Г.Д. Бабушкин (2007) отмечает: "в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов". Это обстоятельство является следствием того, что общение тренера со спортсменами часто является "ненормируемым", то есть почти постоянным, например, на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен играть: на ранних этапах - роль опекуна (замещает родителей); на более поздних этапах - роль наставника; на этапе спорта высших достижений - роль руководителя. [10, 11]

.   Спецификой деятельности является относительная неустойчивость системы "тренер - спортсмен". Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсмена к тренеру связано с ростом его результатов. [78, 79] В целом, успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками. [84]

.   Еще одной особенностью тренерской деятельности является повышенная стрессогенность, приводящая к значительным нервным перегрузкам. [54] Высокую стрессогенность деятельности тренера обусловливают следующие факторы [1,11, 27, 58, 67]:

·   деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях при наличии минимального комфорта и отрыве от семьи;

·   тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса - с учащимися и их родителями, представителями администрации, коллегами, судьями на соревнованиях, членами и руководителями других команд, журналистами.

·   успешность деятельности тренеров зависит не столько от них, сколько от спортивных достижений их учеников и от ряда других факторов (от личности руководителей, материальной базы и тому подобного);

·   работа тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия спортсмена в связи с травмами, личными, обстоятельствами.

·   престиж (профессиональный статус) тренера отличается неустойчивостью, его уровень достигает пика только в момент удачных выступлений спортсменов и стремительно падает в период временных неудач, кроме того, деятельность тренера отличается высокой конкурентностью и как следствие - нестабильностью статуса и профессионального положения.

·   деятельность тренера носит публичный характер и от нее многое зависит, тренер в ситуации соревнования испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен их сдерживать или скрывать, имея, к тому же, весьма ограниченные возможности влияния на соревновательную ситуацию;

·   тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда физические возможности уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры, которые подчеркивают ее профессиональную специфику. К таковым следует отнести следующие моменты [10, 53, 57, 67, 75]:

.   У тренера по сравнению с учителем физической культуры гораздо сильнее выражена его спортивная специализация.

.   Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как его успешность более очевидна для посторонних наблюдателей и оценивается, как правило, исходя из спортивных результатов учеников.

.   Тренер осуществляет практически неограниченный объем учебно-тренировочной работы, которая носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в выходные, но и в праздничные дни. Кроме того, в основном, в вечерне время и гораздо больше, чем это предусмотрено нормативами.

.   Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в необходимости этого его родителей. Тренер водится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта для того, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел.

.   Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть, не только осуществлять набор, но и отбор учеников.

.   Постоянная объективация спортивных результатов в определенной степени не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.

.   Тренеры в ответе за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и в тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на установку постоянного повышения результатов, важно сохранить сбалансированное здоровье. То есть, при стремлении к максимальным достижениям, не "потерять" здоровье спортсмена.

.   Тренеры в течение всей профессиональной карьеры должны находиться в хорошей спортивной форме, так как вид спорта, которым занимался тренер, является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, тренеру самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; и, в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят демонстрационные умения (показ того иного элемента при его разучивании).

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами как сближающими ее с остальными специальностями педагогического профиля, так и специфическими, которые существенно ее отличают от них.




2020-03-17 659 Обсуждений (0)
Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)