Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация структурных элементов урока при использовании компьютерных моделей



2020-03-17 163 Обсуждений (0)
Реализация структурных элементов урока при использовании компьютерных моделей 0.00 из 5.00 0 оценок




Включение компьютера в учебный процесс не только не сняло имеющиеся противоречия (например, между педагогическим руководством и активной деятельностью учащихся, их индивидуальной и коллективной работой, обучением и самообразованием, контролем и самоконтролем), но и высветило их особенно ярко[18].

С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, работая в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет предъявление учебной информации, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся.

С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся оказывает негативное влияние на учебно-воспитательный процесс[27].

Современная дидактика знает множество подходов к организации обучения. И число их постоянно множится. Работа со знанием как таковым в эпоху плюрализма знаний, умение работы с информацией и поиск новых образовательных технологий, множественность подходов к одним и тем же объектам ставят вопрос о легитимности знаний[29].

Недопустимой является фронтальная работа с учащихся, сидящими за компьютерами, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на «среднего» ученика.

Одновременная работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течении короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления[4].

Одним из способов подготовки учащихся к осознанной и рациональной работе является использование учителем демонстрационного компьютера и использование программ учебного назначения, содержащих в своем составе компьютерные модели. Это позволяет свести работу учащихся за компьютерами к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте.

Рассмотрим подробно взаимодействие структурных элементов урока, на котором могут быть использованы программы учебного назначения, содержащие в своем составе компьютерные модели. В реальном педагогическом процессе структурные элементы урока выступают как этапы процесса обучения.

Визуальная адаптация к обучающей программе

Задачи этапа:

· Подготовить учащихся к усвоению нового материала;

· Придать формированию учебной деятельности учащихся целенаправленный характер;

· Организовать познавательную деятельность учащихся;

· Научить детей понимать интерфейс программы.

Содержание этапа.

Сообщение названия обучающей программы. Формирование у школьников эмоционального отношения к программе. Постановка познавательной задачи.

Объяснение алгоритма работы

Задачи этапа:

· Дать учащимся конкретное представление об изучаемой программе;

· Добиться усвоения учащимися способов и средств достижения результата;

· Сформировать нравственное отношение учащихся к данной программе.

Содержание этапа.

Организация внимания учащихся, процесса восприятия, осознания, осмысления и демонстрация учителем системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата. Указание на местонахождение программы и способа завершения работы с ней. Уяснение вначале того, что надо сделать, а затем уже как сделать.

Условия достижения положительных результатов обучения:

· Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся;

· Успешная адаптация учащихся к программе;

· Широкое использование различных способов активации мыслительной деятельности учащихся;

· Включение в работу всех учащихся.

Показатели выполнения задач этапа:

· Качество ответов учащихся на последующих этапах урока;

· Пополнение терминологического запаса;

· Активная и рациональная самостоятельная работа учащихся с программой.

Закрепление алгоритма работы

Задачи этапа:

· Закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы с компьютерной программой;

· Добиться глубины понимания материала;

· Провести работу по развитию речи учащихся.

Содержание этапа.

Закрепить знания учащимися способов и средств достижения результата. Учитель, задавая вопросы учащимся, добивается от них правильных и полных ответов, демонстрирует пошаговое выполнение задания и анализирует ошибочные варианты выполнения действий.

Условия достижения положительных результатов обучения:

· Использование вопросов, требующих мыслительной активности учащихся;

· Демонстрация учителем формального выполнения команд;

· Привлечение всего класса к ответу учащегося для дополнения, уточнения и исправления;

· Определение глубины и пробелов в понимании материала.

Показатели выполнения задач этапа:

· Демонстрация учащимися прочных и осознанных знаний;

· Умение узнавать и соотносить конкретные действия с правилами и идеями;

· Умение четко формулировать свои мысли;

· Умение выделять основные этапы выполнения задания.

Разъяснение задач для самостоятельной работы

Задачи этапа: Организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами.

Содержание этапа.

Формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой.

Условия достижения положительных результатов обучения:

· Систематическое проведение инструктажа по выполнению самостоятельных заданий;

· Обеспечение внимания всего класса;

· Задания для самостоятельной работы должно быть понятно каждому;

Показатели выполнения задач этапа:

· Активность и самостоятельность учащихся при выполнении работы с программой;

· Рациональная организация учащимися своей познавательной деятельности.

Прежде чем перейти к самостоятельной работе учащихся с программой, целесообразно организовать их синхронную работу.

Синхронная работа учащихся на компьютере

Задачи этапа:

· Закрепить знания учащихся;

· Проверить усвоение операционных операциональных умений;

· Подготовить учащихся к самостоятельной работе на компьютере.

Содержание этапа.

Закрепить знания учащимися способов и средств достижения результата. Выполнение серии заданий. Контроль и корректировка выполнение действий различными способами.

Условия достижения положительных результатов обучения:

· Использование серии однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно во времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся;

· Рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников;

· Обеспечение синхронности действий учащихся;

Показатели выполнения задач этапа:

· Достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах;

· Выполнение каждым учащимся хотя бы одного из последовательно предложенных однотипных заданий;

· Активная работа всех учащихся класса[20].

В.Н. Лихачев отмечает, что создание интерактивных компьютерных моделей – процесс очень сложный и трудоемкий, т.к., необходимо соблюдать ряд правил и делать опору на определенные принципы. Он также отмечает, что качество созданных на сегодняшний день моделирующих программ невысокое, в связи со слабо изученной структурой и плохо разработанной методической базой.

Выделенные нами элементы урока, на котором используются программы учебного назначения, содержащие в своем составе компьютерные модели, могут иметь различную длительность, разнообразное сочетание и взаимодействие между собой. Не следует ограничиваться только одной последовательностью структурных элементов на уроке. Постоянная схема урока сдерживает творчество учителя. Поэтому необходимо уходить от шаблонности в проведении уроков. Например, урок можно начать с самостоятельной работы на компьютерах, которая будет направлена на разрешение проблемной ситуации, а затем уже проводить фронтальную работу с использованием демонстрационного компьютера.

 



2020-03-17 163 Обсуждений (0)
Реализация структурных элементов урока при использовании компьютерных моделей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация структурных элементов урока при использовании компьютерных моделей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)