Актуальность темы исследования
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 1.1 Содержание понятия "словоизменение существительных" 1.2 Формирование словоизменения имён существительных в нормальном онтогенезе 1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 1.4 Особенности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 2.1 Научно-теоретическое обоснование исследования 2.2 Цель, задачи исследования 2.3 Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей 2.4 Содержание методики исследования состояния словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 3.1 Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 4.1 Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования В последние десятилетия в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико- грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это-группа детей с общим недоразвитием речи. Пристальный интерес к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи уделяли исследователи: Р.Е.Левина [25], Г.И. Жаренкова, Л.Ф.Спирова [35],Н.С.Жукова [16], С.Н. Шаховская, Т.Б.Филичева [38], Г.В.Чиркина, Г.А.Каше [19],А.В .Ястребова [50] и другие. Многолетняя педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей с общим недоразвитием речи обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьёва, Т.В.Туманова и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Вопрос особенностей формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы. Таким образом, заявленная проблема является весьма актуальной и значимой в современной логопедии. Проблема исследования - эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: словоизменение имен существительных. Предмет исследования: состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: · Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. · Разработка методики исследования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. · Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и количественно – качественный анализ его результатов. · Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: · уточнены приемы и методы комплексной диагностики словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. · были уточнены, расширены и выявлены особенности состояния словоизменения имён существительных у детей с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием. · определены основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая значимость. - в подборе методического материала, позволяющего наиболее точно определить наличие особенностей в системе словоизмененения имён существительных; - в разработке критериев оценки данного нарушения; - в выявлении характера, степени выраженности и уровня нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи функции словоизменения имён существительных; · - анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил определить комплекс методических приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории детей.. · дошкольники с ОНР имеют определенные общие и специфические отклонения в формировании словоизменения существительных, что составляет одну из необходимых предпосылок для формирования правильной устной речи (лексико-грамматического строя); · коррекционно-педагогическая работа, построенная с учетом особенностей развития одного из ее компонентов (словоизменения имён существительных) сможет обеспечить качественное развитие у этих детей необходимых предпосылок для овладения правильной устной речью, и будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма в период начального школьного обучения. Методику исследования состояния словоизменения существительных можно использовать как диагностический метод для определения уровня развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Полученные материалы могут быть использованы в работе специалистов, работающих с детьми с ОНР. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений. Объем работы – 75 страниц компьютерного набора. Список литературы включает 50 наименований. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами. дошкольник недоразвитие речь логопедический словоизменение
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |