Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творительный падеж (со значением орудийности).



2020-03-17 366 Обсуждений (0)
Творительный падеж (со значением орудийности). 0.00 из 5.00 0 оценок




Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода – ом / -ем, которое появляется в онтогенезе раньше , чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

III .Образование предложно-падежных конструкций единственного числа

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из - под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;

3. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,

4. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;

5. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а)выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации(Iэтап);

б) уточнение предлога в импрессивной речи(IIэтап);

а) употребление предлога в экспрессивной речи(IIIэтап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

1) уточнение значений одного и того же предлога:

а) с существительными одного склонения;

б) с существительными других склонений;

2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;

3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;

4) закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.

Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.

Образование форм существительных множественного числа

Проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;

б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап- продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

II этап- менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

III этап - дифференциация грамматических форм. [23]

Вывод: на основе планомерного накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается чутье языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном общении. Успешная коррекция речевого недоразвития происходит в процессе результатов воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Коррекционные задачи решаются путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена изучению проблемы словоизменения существительных у школьников с ОНР.

Основной целью нашей работы является изучение и сравнение особенностей понимания и употребления словоизменений существительных у дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками без речевых нарушений.

Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что понимание речи окружающих и грамматически правильное оформление собственных высказываний являются важным условием коммуникации. Употребление и понимание данных конструкций предполагает высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи, словесно-логического и абстрактного мышления.

На основе рекомендаций Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой нами была разработана методика изучения словоизменения существительных у дошкольников.

Результаты эксперимента показали:

у детей из экспериментальной группы большие трудности возникали при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении беспредложных конструкций родительного и творительного падежей существительных единственного числа. Также и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного дательного и предложного падежей множественного числа;

дети из контрольной группы также испытывали трудности в выполнении заданий, но в меньшем количестве. У дошкольников возникали трудности при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного и предложного падежей;

Нарушения построения предложно-падежных конструкций проявляется в пропуске, замене предлогов, опускании предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у дошкольников с ОНР гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогом.

При выполнении задания назвать один предмет и много предметов испытуемые обеих групп допускали ошибки: использование словообразования вместо словоизменения, не учитывали беглую гласную.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

овладение словоизменением дошкольниками с ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в словоизменении;

образование производных слов доступно дошкольникам с ОНР лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей словоизменения;

при усвоении навыков словоизменения существительных у дошкольников с ОНР наиболее трудными являются: предложно-падежные конструкции, дифференциация единственного и множественного числа.

Полученные опытно-экспериментальным путем результаты позволили определить основные направления логопедической работы.

Таким образом, на основании полученных результатов мы разработали методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению функций и операций, которые обеспечивают понимание словоизменения существительных.

Развитие процесса словоизменения существительных имеет исключительное значение для развития лингвистических способностей дошкольников и их общего развития. От полноценного овладения словоизменением зависит не только состояние системы языка, но и развитие языковой компетенции ребёнка и его речевой коммуникации в целом.

Вывод: у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.

Таким образом, можно утверждать, что в нашей дипломной работе цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.— СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 128.

2. Артамонова С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество её коррекции в условиях детской поликлиники. Логопедия. Научно-методический журнал №2 (16), 2007. стр. 12-18.

3. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007.-224 с.

4. Виноградов В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". 1998. с. 363.

5. Виноградов В.В. Русский язык. - М. "Русский язык"., 2001. – с.720.

6. Выготский Л. С.Развитие устрой речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие./ Сост. И.Ю.Кондратенко. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224.

9. Гинзбург Е. Л. Слово как членимое единство, как комбинация морфем. - Пермь. 1973.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., "Наука",1961. – с. 336.

11. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: "Акцидент", 1995.- 64 с.

12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.

13. Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина Л.М. и др. Пособие для самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие. – СПб.: Наука- Питер, 2005, - с. 232.

14. Ермишина Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР. Логопед. Научно – методический журнал № 3, 2005,с.78- 83.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание. - М., Просвещение, 1990. – 220 с.

16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320.

17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург. "Литур"., 2004. – с. 320.

18. Зорина С.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., "ВЛАДОС".,2004. – 303 с.

19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., "Владос"., 1985. – с. 286.

20. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Т.Ц. " Сфера", 2007.- 128 с.

21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: "Союз", 2001.

22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб., "Феникс", 2004. – с. 224.

23. Лалаева Р.И., Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений: М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2004.

24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.-103 стр. 35-54.

25. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., "Просвещение"., 1961. – с. 320.

26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.

27. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб. "Дельта"., 1999. с. – 208.

28. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Изд. 5-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2006, с - 445.

29. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманных исследований, В. Секачев, 2007. – 224 с.

30. Русский язык. Энциклопедия. - М., "Астрель".,2003, с. 620.

31. Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994. – 558 с.

32. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 г. 344 с.

33. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: " ДЕТСТВО – ПРЕСС", 2004, - 320 с.

34. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Н.М. Назаровой, - 2-е изд., стереотип – М.: Изд. центр "Академия", 2001г.

35. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980.

36. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). – М., Издательство "Коррекционная педагогика", 2005 г. – 144 с.

37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.- М.: "ГНОМ и Д", 2004.

38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

39. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии. - 2004, № 1.-СПб.: "СОЮЗ". Стр.5 -7.

40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005г.

41. Флерова Ж.М. Логопедия. Серия " Мир вашего ребёнка".-2-е изд.,-Ростов н/Д: Феникс,2004.

42. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно – педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе/ Е.П.Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.

43. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990.

44. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 192 с.

45. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. - М.,1947.-С.175.

46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.,1958.

47. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., "Владос", 2005, – с. 292.

48. Цейтлин С.И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., "Владос"., 2000, - с. 220.

49. Щерба Л.Б. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. – 428 с.

50. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. - М., "Аркти", 2000,– с 120.

 



2020-03-17 366 Обсуждений (0)
Творительный падеж (со значением орудийности). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творительный падеж (со значением орудийности).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)