Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выработка условий коммерческих договоров.



2020-03-17 1388 Обсуждений (0)
Выработка условий коммерческих договоров. 0.00 из 5.00 0 оценок




Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Исходя из содержания предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ) соответственно выделяются торговые договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имущества в пользование, выполнению (производству) работ, оказанию услуг и некоторые другие.

Для признания того или иного договора торговым необходимо выделить его признаки.

Во-первых, заключение торгового договора является средством продвижения товаров от изготовителей (а при приобретении сырья от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку полезных ископаемых) к конечному потребителю: в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и (или) хозяйственных целей.

Во-вторых, сторонами торгового договора являются юридические лица и граждане-предприниматели. Договоры, заключенные гражданином и не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (в том числе и договор розничной купли-продажи), по своей правовой природе не являются торговыми.

В-третьих, договор заключается по поводу движимых вещей, не изъятых из оборота, следовательно, договоры по поводу недвижимости не входят в число торговых.

В-четвертых, продавец товара действует в целях извлечения прибыли. Что же касается покупателя, то договор может заключаться им как для последующей перепродажи товара (т. е. приобретатель действует с предпринимательской целью), так и для удовлетворения собственных потребностей. При этом товар приобретается для целей, связанных не с личным использованием, а с обеспечением деятельности покупателя организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехника, транспортные средства, материалы для ремонтных работ, мебель для детского сада, сырье, оборудование и т. п.). Однако, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, а не о договоре поставки.

К торговым договорам применяется общее правило: договоры между юридическими лицами заключаются в простой письменной форме.

К торговым договорам относятся:

1) договоры поставки, в том числе для государственных нужд;

2) договоры оптовой купли-продажи (несмотря на то что законодатель не выделяет указанный договор в самостоятельный вид, статьи ГК РФ, посвященные правовому регулированию купли-продажи, в большей степени относятся к приобретению товаров в определенном (значительном) количестве, а не одной конкретной вещи);

3) государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;

4) договоры контрактации, в том числе договор о закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

5) договор товарного кредита (денежное обязательство в рамках торгового договора).

Исполнение торговых договоров неразрывно связано с перемещением товаров. Продвижение товаров к покупателям может осуществляться одной из сторон торгового договора с использованием собственных или арендованных транспортных средств. Однако в подавляющем большинстве случаев стороны прибегают к услугам перевозчика путем заключения договора перевозки груза.

Торговые договоры по реализации товаров имеют исключительно важное значение для предпринимательского оборота, так как развитая цивилизованная торговая деятельность является основой полноценного предпринимательства, стимулирующей производственную, посредническую и иные виды предпринимательской деятельности.

Процесс выработки условий торгового договора существенно различается в зависимости от сектора товарного рынка, в котором планируется использоваться этот договор (неорганизованный, организованный, сектор публичных закупок). Тем не менее, несмотря на имеющиеся отличия, можно выделить ряд общих (универсальных) и специальных подходов к выработке договорных условий.

В договорной практике традиционно принято разграничивать все возможные условия договоров на два вида:

· 1) вырабатываемые — такие, которые вырабатываются сторонами и фиксируются в тексте договора на бумажных или электронных носителях информации. Эти условия именуются также прямыми , или явными );

· 2) не вырабатываемые — такие, которые не вырабатываются сторонами и не фиксируются в тексте договора, но тем не менее считаются частью заключенного договора, т.е. входят в его содержание. Традиционно они именуются также условиями подразумеваемыми Дополнительно в коммерческой практике выделяют воспринимаемые условия договоров, которые также не вырабатываются договорными контрагентами, а включаются ими в договор.

Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных правовых актов и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договора императивные положения закона и иных правовых актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия.

Однако более важна группа условий - прямые, которые вырабатываются самими сторонами. Закон оказывает влияние на их формирование, но это влияние уже совсем иного рода. Можно назвать следующие способы воздействия закона на усмотрение договорных контрагентов при выработке таких условий. Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные законом; разрешают включать в договоры по своему усмотрению любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определено законом или иными правовыми актами. Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете, сроках и других существенных условий. Такие нормы можно назвать управомочивающими. Закон нередко (и это специфика частного права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме. Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В правовых актах даются предельно общие правила, которые зачастую должны "развертываться", подгоняться сторонами под конкретные условия их деятельности.

Для торговых договоров, как и любых других, существенным является условие о предмете. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара. В отношении количества коммерческая практика признает допустимым как конкретное указание числа единиц, метров или массы товара, так и установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода. При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заявками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными.

Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, - номенклатура) товаров.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.

Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара.

Для реализационных договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара.

Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по транспортировке. Действуют следующие традиции торгового оборота. Погрузка товара на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет получателя.

Сами транспортные расходы определяются согласно договору. Транспортные расходы непосредственно связаны с ценой товара и потому нередко включаются в состав его цены.

При выработке условий о порядке доставки необходимо предусматривать меры, направленные на обеспечение сохранности товара. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, крепления, укрытия груза.

При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например, не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, неделю, декаду.

Важно предусматривать обязанность продавца телеграммой или по телефону заблаговременно уведомлять получателей об отправке им товара.

Условие о самовывозе требует дополнительных организационных мер. Так, в договорах должны предусматриваться конкретные дни прибытия за товаром. Может устанавливаться обязанность продавца извещать покупателя в определенный срок (за 2-3 дня) о готовности товара для вывоза. Одновременно должна вводиться ответственность продавца за непредставление товара к сдаче либо за невыборку его покупателем. Это - самостоятельные нарушения договора, требующие установления отдельной штрафной ответственности.

Одновременно с определением порядка доставки в договоре могут решаться вопросы перехода права собственности на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю. Вместе с тем в договоре по-иному может быть определен момент перехода права собственности.

Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Требования стандартов и способы подтверждения соответствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров.

Если на товар имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта. В договоре необходимо также указать наименование организации, утвердившей стандарт. При отсутствии у покупателя текста стандарта следует предусматривать обязанность его высылки вместе с договором или в иной установленный срок, например в 10-дневный. Стандарт необходим для того, чтобы проверять товар по всему перечню установленных в нем требований. При согласии руководствоваться стандартом в договоре необходимо конкретно указывать марки, сортность, другие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями качества. Должен быть конкретно определен порядок удостоверения продавцом соответствия товара установленным требованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.

Подробного рассмотрения требует порядок выработки условий о цене и способе расчетов.



2020-03-17 1388 Обсуждений (0)
Выработка условий коммерческих договоров. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выработка условий коммерческих договоров.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)