Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информация и коммуникация как основа, направленная на повышение собираемости налогов и сборов



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Информация и коммуникация как основа, направленная на повышение собираемости налогов и сборов 0.00 из 5.00 0 оценок




налогоплательщик сбор коммуникация

Задачи, поставленные Президентом и Правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы.

Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков. Данная обязанность налогового органа и его должностных лиц имеет свое объяснение. Государство в лице своих уполномоченных органов и их должностных лиц не только имеет право требовать законопослушного поведения своих граждан, но и должно содействовать гражданам в осуществлении правомерных действий. И это касается не только налоговой сферы. Поэтому налоговые органы и их должностные лица обязаны проводить разъяснительную работу, применяя различные формы, например: дача консультаций, проведение семинаров, лекций, бесед, организация краткосрочных учебных курсов с применением наглядных материалов, схем, диаграмм, слайдов, аудио - и видеороликов.

Законодатель определил бесплатность информирования налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей о действующих налогах и сборах, а также бесплатное предоставление организациям и физическим лицам форм установленной отчетности (налоговой декларации, налоговых расчетов, отчетов), разъяснение порядка их заполнения и разъяснение порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (например, о сроках уплаты, о порядке перечисления сумм налогов и сборов, о применении правил о рассрочке или отсрочке по уплате налогов и сборов).

Налоговый кодекс отдельно обязывает налоговые органы давать письменные ответы на вопросы налогоплательщиков, устные ответы по телефону, в ходе приема и т.д. Однако сфера консультаций и просветительской работы с гражданами ограничена темой применения законодательства о налогах и сборах, а также принятыми в соответствии с данным законодательством правовых нормативных актов.

В этих условиях резко вырастает важность и значение просветительской работа налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное - сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этими методами. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор просветительской работы по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.

Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Сегодня на всей территории РФ налоговые органы используют единый программный комплекс «Система электронной обработки данных» (ЭОД), с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. К 2004 г. Федеральная налоговая служба стала фактическим лидером в части использования информационных технологий среди всех государственных структур. Однако на сегодняшний день архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования. Информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирующую и даже ошибочную информацию.

Чтобы повысить общий уровень налоговой грамотности, сформировать доброжелательные взаимоотношения с налогоплательщиками и содействовать им в исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, территориальные налоговые органы ведут активную работу по поиску новых прогрессивных форм и методов работы.

В этом плане интересен опыт налоговых органов Тверской области. С 2006 г. здесь реализуется проект «Мобильные офисы налоговой службы». Его суть заключается в следующем: в рамках региональной целевой программы по повышению собираемости налогов администрация передала налоговым органам микроавтобусы, на базе которых были созданы мобильные офисы налоговой службы (МОНС), оборудованные спутниковой антенной для работы с информационной базой налоговых органов региона. Был разработан регламент работы МОНСов, определяющий их основные функции, такие как:

оказание дополнительных услуг налогоплательщикам - физическим лицам при администрировании имущественных налогов;

организация индивидуального информирования налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, ведение информационно-разъяснительной работы среди населения региона в целях повышения общего уровня налоговой грамотности;

проведение инвентаризации налоговой базы (земельных участков и объектов недвижимости) по имущественным налогам.

С конца 2006 г. обычной практикой стали поездки микроавтобусов с эмблемой Федеральной налоговой службы в отдаленные населенные пункты региона, в ходе которых специалисты налоговых органов отвечают на вопросы населения по налоговому законодательству, рассказывают о налоговых льготах. А специалисты местных администраций принимают денежные средства в счет уплаты имущественных налогов. Подобные визиты избавляют налогоплательщиков - физических лиц (среди которых много пожилых людей) от необходимости выезжать в другие населенные пункты для уплаты налогов и посещения налоговых инспекций.

Работа МОНСов дает возможность решить еще одну важную проблему, возникшую в связи со значительной задолженностью по транспортному налогу налогоплательщиков-автолюбителей. Данная проблема существует практически во всех регионах России, поэтому налоговики считают: если призыв к добровольной уплате налога до злостных неплательщиков не доходит, следует искать другие эффективные способы взаимодействия с налогоплательщиками. Это, например, создание рабочих групп с участием представителей налоговых органов, ГИБДД и службы судебных приставов для проведения совместных акций по привлечению налогоплательщиков к уплате транспортного налога. В течение недели (традиционного срока для проведения подобных акций) по всему региону данные рабочие группы проводят совместные рейды, в ходе которых сотрудники ДПС останавливают транспортные средства, а налоговики в МОНСах проверяют их владельцев по базе данных на предмет неуплаты транспортного налога. Если к данному автолюбителю нет налоговых претензий, ему желают счастливого пути и вручают соответствующий стикер для наклеивания на лобовое стекло автомобиля. Если же владелец остановленного автомобиля является должником по транспортному или иным налогам и в отношении его возбуждено исполнительное производство, то в дело вступает судебный пристав, который вправе принять наличные деньги в уплату долга и выписать квитанцию на месте.

Допустим, у нерадивого налогоплательщика нет с собой нужной суммы денежных средств - пристав вправе наложить арест на имеющиеся в машине сотовый телефон, магнитолу, телевизор и даже на автомобиль. Данное имущество будет оценено и отправлено на реализацию, а вырученные за него денежные средства пойдут на уплату транспортного налога и начисленных пеней.

Кроме того, участвующие в акции представители средств массовой информации оперативно освещают процедуру ареста автомобиля. В результате в ближайшие день-два после описанного события должники приходят в свои инспекции, чтобы уточнить сумму задолженности по налогу, а затем в банк - для перечисления ее в бюджет.

В ходе проведения указанных совместных акций работники налоговых органов выписывают большое количество квитанций на уплату имущественных налогов автовладельцам, которые по разным причинам ранее не получали налоговые уведомления. При этом МОНСы во время проведения акций располагаются неподалеку от отделений банков, чтобы уплату налога согласно полученной квитанции налогоплательщик мог произвести немедленно, не откладывая надолго расчеты с бюджетом. Такой «выход в народ» налогоплательщиками в основном воспринимается с благодарностью. Совместные рейды трех ведомств с использованием МОНСов имеют широкий общественный резонанс: нередко их итоги освещают не только региональные СМИ, но и центральная пресса. В результате значительно увеличиваются поступления транспортного налога в бюджет.

Следует отметить положительный опыт участия МОНСов в декларационной кампании по налогу на доходы физических лиц. Они активно используются инспекциями для организации передвижных пунктов для консультаций граждан по заполнению и приему деклараций по форме 3-НДФЛ.

С 2009 г. изменена концепция проведения семинаров для налогоплательщиков. Налоговики вернулись к практике организации централизованных семинаров. Семинары теперь проводятся одновременно во всех инспекциях по темам, утвержденным в годовом плане. При этом ведущие специалисты Управления принимают непосредственное участие в одном из семинаров каждой инспекции региона в соответствии с графиком. Методические материалы для проведения семинаров, вплоть до подготовки практически готовых докладов по утвержденным темам, готовят специалисты Управления с учетом вопросов, вызывающих наибольший интерес у налогоплательщиков, и передают в межрайонные инспекции.

В целях проведения мониторинга качества проводимых семинаров Управлением разработана анкета, которую предлагается заполнить всем участникам семинара. В ней налогоплательщики дают свою оценку уровню подготовки специалистов налоговых органов к семинару, актуальности обсуждаемых вопросов, вносят свои предложения по повышению качества информационной работы налоговых органов региона. Полученные инспекциями анкеты направляются в Управление, где данные анкет анализируются и в виде рекомендаций направляются в межрайонные инспекции. Налаженная таким образом обратная связь с налогоплательщиками позволяет качественно оценить результаты информационной работы, проводимой налоговыми органами.

Как и в других регионах страны, в налоговых органах Тверской области создана телефонная справочная служба. В результате любой налогоплательщик региона может оперативно получить квалифицированный ответ на любой вопрос по налоговому законодательству. Важной особенностью организации телефонной справочной службы в Тверской области является реализация еще одного проекта, который предоставляет возможность налогоплательщикам различных муниципальных образований, в том числе и отдаленных, задать свой вопрос и бесплатно получить ответ специалистов Управления или инспекций по ведомственной телефонной сети. Данная услуга является востребованной.

Для единообразия сведений, размещаемых на информационных тематических стендах налоговых инспекций региона, и на основании Административного регламента ФНС России по бесплатному информированию налогоплательщиков Управление разработало и предоставило инспекциям материалы для размещения на стендах. Таким образом, информационные стенды инспекций региона, включая и территориально обособленные рабочие места, имеют единый вид. Для наглядности и удобства поиска нужной налогоплательщику информации материалы, размещенные на стендах, сгруппированы по восьми темам и имеют свой номер и цвет, которые указаны в путеводителе по стендам. Ознакомившись с путеводителем, налогоплательщик сможет легко и быстро найти необходимую информацию. Обновление сведений на стендах Управление проводит также централизованно.

В 2008 г. в целях стимулирования налоговых инициатив и раскрытия творческого потенциала сотрудников налоговых органов региона реализован еще один проект Управления - создано так называемое бюро налоговых инициатив.

В соответствии с порядком работы данного бюро налоговой инициативой признается оформленное в установленном порядке предложение (идея, новация) по совершенствованию методов налогового администрирования, оптимизации технологических процессов, повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В настоящее время работа бюро набирает обороты, ряд новаций уже одобрен и принят к реализации. Среди них предложение по повышению уровня информационного обслуживания и взаимодействия с налогоплательщиками. Так, в крупнейшем гипермаркете регионального центра организован выездной консультационный пункт, который действует на постоянной основе. Его услуги пользуются спросом у налогоплательщиков не только Твери, но и других населенных пунктов региона, чему способствует его расположение (рядом с железнодорожным и автобусным вокзалами).

Весьма полезной для налогоплательщиков оказалась и другая налоговая инициатива, внедренная в практическую деятельность инспекций в период проведения декларационной кампании, - «Скорая налоговая помощь (бесплатно». Обученные в инспекциях студенты вузов финансовых специальностей в период декларационной кампании оказывают налогоплательщикам в операционных залах межрайонных инспекций консультативную помощь по заполнению деклараций по форме 3-НДФЛ. С учетом того, что заполнить такие декларации гражданам бывает сложно, а услуги аудиторских фирм стоят дорого, подобная «скорая помощь», организованная в инспекциях региона, очень востребована налогоплательщиками.

В рамках областной целевой программы по повышению собираемости налогов уже два года Управлением проводится мероприятие «Платить налоги - служить Отечеству!», в рамках которого предусмотрены два конкурса: «Налоговый Маяк» и «Налоговый Родник». Итоги конкурсов подводятся ко Дню работника налоговых органов и широко освещаются в СМИ региона.

Пользующийся большой популярностью среди организаций (индивидуальных предпринимателей) и бухгалтеров области конкурс на лучшее знание налогового законодательства «Налоговый Маяк» проводится совместно с администрацией Тверской области и отличается высоким уровнем профессионализма участников. После прохождения конкурсантами заочного отборочного тура авторитетная конкурсная комиссия отбирает пять финалистов в соответствии с количеством набранных ими баллов за решение конкурсных заданий, размещенных на сайте Управления.

Во втором очном туре конкурсанты представляют вниманию членов жюри, зрителей и представителей СМИ домашнее задание «Визитка участника», раскрывающее достижения участника-организации (индивидуального предпринимателя), а также дают блицответы на вопросы конкурсного задания на знание налогового законодательства. Трем победителям вручаются ценные призы от администрации. Конкурс проходит в напряженной борьбе, не оставляя равнодушными ни участников, ни зрителей (болельщиков), ни членов жюри, и способствует установлению партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также повышению уровня налоговой грамотности.

Воспитание налоговой культуры и грамотности начинается в юном возрасте, а потому ежегодно среди школьников области проводится конкурс детских рисунков и сочинений, стенгазет и поделок по налоговой тематике - «Налоговый Родник». С целью воспитания грамотных добросовестных налогоплательщиков налоговики в течение десяти лет проводят уроки налоговых знаний в школах Тверской области. Кроме того, Управлением был организован приуроченный ко Дню защиты детей праздник «Налоги цветными мелками». Важно и дальше развивать это направление и разъяснять детям, что государство сильно, только когда у него крепкая казна.

В настоящее время в рамках взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» планируется преобразовать в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами).

Предполагается узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование» и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам - физическим лицам будет предоставлена возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи.

Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Центры обработки данных в настоящее время узкопрофильные и будут поэтапно перепрофилированы в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий.

Таким образом, улучшая качество и эффективность работы, внедряя новые, передовые информационные и коммуникационные технологии, ФНС России обязана решать главную задачу - обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

 




2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Информация и коммуникация как основа, направленная на повышение собираемости налогов и сборов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информация и коммуникация как основа, направленная на повышение собираемости налогов и сборов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)