Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ работы с налогоплательщиками



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ работы с налогоплательщиками 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность работы с налогоплательщиками характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах. Отделом регистрации и учета налогоплательщиков ежеквартально формируется статистическая отчетность по форме 1-УЧ «Отчет о работе по учету налогоплательщиков», утвержденная приказом МНС России от 19.11.2002 г. №БГ-3-10/667. Основные показатели данной формы отчетности проанализированы в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2.2. Состав и структура налогоплательщиков в МИ ФНС №1 по РХ за 2008-2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, (+;-)

Темп роста, %
  Число Уд. вес, % Число Уд. вес, % Число Уд. вес, % Число Уд. вес, %  
Число налогоплательщиков, всего: 94005 100 99036 100 102525 100 8520 - 109,1
1. Юридические лица 4421 4,7 4757 4,8 5151 5,0 730 0,3 116,5
2. Индивидуальные предприниматели 3374 3,6 3442 3,5 2154 2,1 -1220 -1,5 63,8
3. Физические лица 86210 91,7 90837 91,7 95220 92,9 9010 1,2 110,5

 

В соответствии с данными таблицы 2.2 в МИ ФНС России №1 по РХ общее число налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в 2010 г., увеличилось на 9,1% по сравнению с 2008 г. и составило 102525. Число налогоплательщиков юридических лиц возросло на 16,5%, или на 730. В 2010 г. уменьшилось число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей на 36,2%, или на 1220 предпринимателей. Число налогоплательщиков физических лиц в 2010 г. увеличилось на 10,5%, или на 9010 человек. В связи с ведущимся активным строительством жилья предполагается увеличение числа налогоплательщиков физических лиц в будущем.

 


Рис. 2.2.3 Структура налогоплательщиков в МИ ФНС №1 по РХ

 

Задача налоговых органов - своевременно доводить до налогоплательщиков изменения налогового законодательства и разъяснять порядок его применения. В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, начиная с января 2009 г. в МИ ФНС России №1 по РХ организован постоянно действующий семинар по вопросам разъяснения налогового законодательства, в том числе с учетом текущих изменений. Цель такого мероприятия - оперативное реагирование на вопросы, возникающие у налогоплательщиков, информирование по самым «горячим» проблемам. Тематика семинаров определяется исходя из обращений налогоплательщиков и разъяснений законодательства, поступивших из Минфина и ФНС России.

Проведенные семинары в 2008-2010 гг. представлены в приложении 1.

По данным приложения 1 Инспекцией в 2008 г. было проведено 2 семинара по общим вопросам, в 2009 г. было проведено в общей сложности 5 семинаров. В 2010 г. по данным интернет-сайта было проведено 3 семинара. На сайте не указывается тема проведенных семинаров.

Количество участников семинаров представлено в таблице 2.3.

 


Таблица 2.2.4. Количество участников семинаров

Год проведения семинара Количество участников Кто проводит
2008 г. 80 МИ ФНС России №1 по РХ
2009 г. 240 МИ ФНС России №1 по РХ
2010 г. 150 МИ ФНС России №1 по РХ

 

Рис. 2.2.5 Количество участников проводимых семинаров

 

Таким образом, по данным таблицы 2.3 наибольшее количество участников проводимых семинаров наблюдается в 2009 г. Это связано с изменениями, которые были внесены в налоговое законодательство в 2009-2010 гг.

Одной из основных задач Федеральной налоговой службы на 2010 г., поставленной на расширенной коллегии службы стало упрощение налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиками путем развития разнообразных электронных сервисов и широкого внедрения передовых информационных технологий. Это стратегия развития службы.

В рамках реализации этой стратегии Инспекцией успешно решаются задачи по переводу налогоплательщиков на представление отчетности в электронном виде по ТКС и внедрению бесконтактного метода взаимодействия с налогоплательщиками. По состоянию на 01.01.2011 г. 70% организаций и 65% индивидуальных предпринимателей представили отчеты по каналам связи. Для сравнения среднероссийские показатели составили соответственно 61% и 55%. Возможностью доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов по налогам воспользовались 58% налогоплательщиков-организаций (среднероссийский показатель 52%).

С 2009 г.Управлением реализован пилотный проект «Личный кабинет налогоплательщика», который функционирует на web-сайте Управления в сети Интернет. С использованием данного сервиса можно получить сведения о задолженности по имущественным налогам, а также вывести на печать платежные документы (ПД) для уплаты имеющейся задолженности. За 2010 г. данной услугой воспользовались более 60 тысяч налогоплательщиков, которыми были сформированы платежные документы на погашение задолженности на общую сумму более 750 тыс. рублей.

Основной формой работы с налогоплательщиками является налоговая проверка. Налоговым законодательством установлены два вида проверок: камеральные и выездные.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Состав и структура проведенных проверок представлен в таблице 2.4.

Согласно данным таблицы 2.4 наибольший удельный вес в структуре проведенных проверок занимают камеральные налоговые проверки - около 99,5%. Однако результативность данного вида проверок значительно ниже, чем выездных: всего 6,2%. Это, прежде всего, связано с тем, что в соответствии со ст. 88 НК РФ сущность камеральной проверки состоит в проверке налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При невозможности доначисления сумм налогов в ходе проведения камеральной проверки и отсутствия либо непредставления документов, по заключению инспектора, проводившего камеральную проверку, проверяемое лицо может быть включено в план выездных проверок, утверждаемый ежеквартально. В первую очередь, проверкам подвергаются организации, получившие прибыль в значительных размерах, а также те организации, которые допустили убыток. Кроме того, подлежат проверке организации и предприниматели, допускающие грубые нарушения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета.

 

Таблица 2.2.6. Состав и структура проведенных проверок в МИ ФНС России №1 по РХ за 2008-2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, (+;-)

Темп роста, %
  Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %  
1. Число проведенных проверок, всего 71925 100 71605 100 71328 100 -597 - 99,2
в т.ч. 1.1 камеральных проверок 71514 99,4 71182 99,4 70988 99,5 -526 0,1 99,3
1.2 выездных проверок 411 0,6 423 0,6 340 0,5 -71 -0,1 82,7
2. Число проверок, выявивших нарушения, всего 3937 100 3705 100 4689 100 752 - 119,1
в т. ч. 2.1 камеральных проверок 3569 90,6 3353 90,5 4390 93,6 821 3,0 123,0
2.2 выездных проверок 368 9,4 352 9,5 299 6,4 -69 -3,0 81,3
3. Результативность проверок, всего 5,5 х 5,2 х 6,6 х 1,1 х 120,0
в т.ч. 3.1 камеральных проверок 5,0 х 4,7 х 6,2 х 1,2 х 124,0
3.2 выездных проверок 89,5 х 83,2 х 87,9 х -1,6 х 98,2

 

Рис. 2.2.7 Состав проведенных проверок в МИ ФНС России №1 по РХ

 

Одним из критериев проведения выездной проверки является также срок давности осуществления последней проверки или задание вышестоящего органа. Поэтому результативность выездных проверок очень высока - 87,9%, причем результативность выездных проверок возросла по сравнению с 2009 г. - на 5,7%. Результативность камеральных проверок возросла в 2010 г. на 31,3%. Указанный факт наряду с возросшим удельным весом камеральных проверок, выявивших нарушения, на 30,9% свидетельствует об улучшении профессиональной подготовки налоговых инспекторов, с одной стороны, и о значительном увеличении интенсивности их труда, с другой.

Для оценки интенсивности проведенных налоговой инспекцией контрольных мероприятий представляется целесообразным использовать следующие показатели:

среднее число всех проведенных проверок в расчете на одного инспектора и в разрезе их видов (камеральные, выездные);

средняя сумма доначисленных платежей в расчете на одного инспектора с подразделением по видам налогов;

средняя сумма поступивших платежей из числа доначисленных в расчете на одного инспектора с подразделением по видам налогов.

Проанализируем указанные выше показатели в таблице 2.5.

Согласно данным таблицы 2.5 общее число налоговых проверок, выявивших нарушения, возросло за рассматриваемый период на 26,7% за счет значительного увеличения результативности именно камеральных проверок при снижении соответствующего показателя по выездным. Это произошло, несмотря на перераспределение штатного расписания между отделами в сторону увеличения численности инспекторов отдела выездных проверок. Суммы доначисленных платежей по результатам камеральных проверок возросли в 3,9 раза, а по выездным - в 2,9 раза.

 

Таблица 2.2.8. Эффективность контрольных мероприятий МИ ФНС России №1 по РХ за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное отклонение (+; -) Темп роста, %
1. Число проверок, выявивших нарушения, всего 3937 3705 4689 752 119,1
в т.ч. 1.1 Камеральных проверок 3569 3353 4390 821 123,0
1.2 Выездных проверок 368 352 299 -69 81,2
2. Доначислено платежей, всего 98281 90796 291535 193254 296,6
в т.ч. 2.1 По камеральным проверкам 32407 29500 114301 81894 352,7
2.2 По выездным проверкам 65874 61296 177234 111360 269,0
3. Число работников, осуществляющих проверки всего 64 64 64 - 100,0
в т.ч. 3.1 Камеральные 37 37 36 -1 97,3
3.2 Выездные 27 27 28 1 103,7
4. Число проверок в расчете на одного инспектора 1123,8 1118,8 1114,5 -9,3 99,2
4.1 Отдела камеральных проверок 1932,8 1923,8 1971,9 39,1 102,0
4.2 Отдела выездных проверок 15,2 15,7 12,1 -3,1 79,6
5. Средняя сумма доначисленных платежей в расчете на одного инспектора 1535,6 1418,7 4555,2 3019,6 196,6
5.1 По камеральным проверкам 875,9 793,3 3175 2299,1 362,5
5.2 По выездным проверкам 2439,8 2270,2 6329,8 3890 259,4

 

Согласно данным таблицы 2.5 общее число налоговых проверок, выявивших нарушения, возросло за рассматриваемый период на 19,1% за счет значительного увеличения результативности именно камеральных проверок при снижении соответствующего показателя по выездным. Это произошло, несмотря на перераспределение штатного расписания между отделами в сторону увеличения численности инспекторов отдела выездных проверок. Суммы доначисленных платежей по результатам камеральных проверок возросли в 3,9 раза, а по выездным - в 2,9 раза.

Число проверок в расчете на одного инспектора в целом незначительно снизилось, при этом нагрузка на одного работника камеральных проверок возросла на 2%, а в отделе выездных проверок снизилась на 20,4%.

Средняя величина доначисленных платежей в расчете на одного инспектора повысилась в целом в 3,2 раза, причем наибольшее увеличение данного показателя в динамике также наблюдалось по работникам отдела камеральных проверок, тогда как значение рассматриваемого показателя по работникам данного отдела было в 2 раза ниже, чем в отделе выездных проверок.

Рассмотрим меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах в Инспекции - таблица 2.2.9

 


Таблица 2.2.9. Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы 736 23 1
Протоколы об административных правонарушениях физическими лицами, направленных в судебные органы 54 30 12
Случаи приостановки операций в финансово-кредитных организациях 2831 5006 858

 

Рис. 2.2.10 Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах

 

В результате проведенного анализа мер, применяемых Инспекцией к нарушителям законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующий вывод: что протоколов об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы с каждым годом становится все меньше, это связанно с применением для должностных лиц более жестких мер ответственности за грубое нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

При анализе представленных сведений также можно наблюдать снижение составленных протоколов об административных правонарушениях совершенными физическими лицами, которые направленные в судебные органы, это свидетельствует о повышении грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, а тот факт, что в 2008 г. было столько много нарушений обусловлен тем, что налоговое законодательство меняется год за годом, и физические лица, не подозревая, допускают правонарушения. Также в представленных данных можно наблюдать сокращение случаев приостановки операций в финансово-кредитных организациях в 2010 г. по сравнению с 2009 г. этому свидетельствует понимание налогоплательщиков непредотвратимости выявления правонарушения и последствиях за их совершение.

Проанализировав работы Инспекции с налогоплательщиками можно сказать, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти.

Эффективность работы Инспекции могла бы быть выше, если при расчете с налогоплательщиками ставить работу по разъяснению отдельных положений налогового законодательства и профилактике наиболее часто встречающихся ошибок при его трактовании. Большой объем работы, незнание нюансов налогового законодательства по многочисленным налогам и сборам, отсутствие времени на разъяснительную работу с плательщиками и должной заинтересованности приводит к большому числу ошибок в документах, передаваемых работникам камеральных проверок, чего в принципе можно было бы избежать при непосредственном общении инспектора и закрепленных за ним налогоплательщиков, снизив тем самым объем непродуктивной работы.




2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ работы с налогоплательщиками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ работы с налогоплательщиками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)