Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика историко-культурного потенциала



2020-03-17 443 Обсуждений (0)
Общая характеристика историко-культурного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают историко-культурные ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

В литературе, при общей характеристике культурно-исторических ресурсов, часто используются словосочетания: «историческое наследие», «культурное наследие», «историко-культурное наследство» и т. д. Так как культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на данной территории, то можно прийти к выводу, что одинаково правильно использовать эти понятия, как вместе, так и раздельно. Так как формирование человеческой культуры происходит с течением времени, т. е. складывается исторически, аналогично история человечества подразумевает становление человеческой культуры. Зорин И. В. и Квартальнов В. А. дают следующее определение культурному наследию. «Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.» Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д. Конвенция (1972) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты. Вышеуказанные авторы предлагают классификацию использования культурного наследия: во-первых, как достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.); во-вторых, как достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами и т.д.); в-третьих, достояние, в основном используемое местным населением (религиозные и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.). Интересную трактовку понятия «культурное наследие» дано авторами книги «Природное и культурное наследие России» О. В. Смирновой и С. Н. Пияшовой. Культурное наследие представляет собой уникальную историко-культурную территорию, обладающую особой ценностью для страны, мира, региона, где множество памятников истории и культуры составляют единый комплекс, тесно связанный с современной культурной средой и сохраняемый для передачи последующим поколениям.

В 1972 г. в Париже, была принята Конвенция «Об охране Всемирного природного и культурного наследия», согласно которой в культурное наследие входят: памятники - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли - группы изолированных или объединенных строений, чьи архитектура, единство или связь с пейзажем представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места - произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим туристско-рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей культурно-познавательной рекреации. К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Все объекты, используемые в культурно-познавательной рекреации, подразделяются на две группы - недвижимые и движимые. Первую группу составляют памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций культурно-познавательной рекреаций важно обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования. Ко второй группе относятся памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются. Так же культурно - исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Культурное наследие представляет собой сложное понятие. Его изучение основывается на знаниях и методах различных научных областей. Однако географической науке в решении проблем природного и культурного наследия принадлежит особая ведущая роль. Это объясняется важнейшими особенностями, присущими географической науке - комплексностью, территориальностью, пространственностью, удивительным синтезом естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам культуры и истории, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологи, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

В историко-культурный потенциал входит вся социально-культурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

Из данной главы мы познакомились с понятием туристского потенциала, выяснили что должна учитывать оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Также дали характеристику комплексу туристских ресурсов, познакомились с понятием «емкость ресурсов» и довольно подробно разобрали типы оценивания природных ресурсов, выяснили какие именно компоненты территории обладают наибольшей привлекательностью (рельеф, климат, поверхностные воды, растительный, животный мир и т.д.).

Здесь же идет описание историко-культурных ресурсов и их классификация.

 




2020-03-17 443 Обсуждений (0)
Общая характеристика историко-культурного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика историко-культурного потенциала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)