Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики



2020-03-17 326 Обсуждений (0)
Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также то, что в качестве производителя рассматривается отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции [9, с.145].

Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговременных целей.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметром, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность товара, как правило, определяется путем сравнения различных параметров с аналогичными показателями товара-конкурента. Результатом такого сравнения является соотношение цена/качество.

Понятие конкурентоспособности - одно из ключевых, концентрированно выражающих экономические, научно-технические, производственные, организационно управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного товара, отрасли, но и экономики страны в целом или даже группы стран [9, с.28].

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [19, с.58].

Конкурентоспособность товара выражается через его конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках. Это достигается за счет производства нового товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли, повышении эффективности производства и на этой основе - расширенное воспроизводство.

Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом. В этом определении заложены три отличительных признака:

§ пространство - конкретный рынок (страна, сегмент рынка);

§ период - фиксированный отрезок времени;

§ познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе "время - пространство".

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Но в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя [7].

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) - коммерческий успех продукции на рынке.

Речь идет о таких критериях, как доход и издержки. Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли; как говорят: "Прибыль - это приз для организации, участвующей в конкурсе".

Конкурентоспособность зачастую рассматривается как свойство продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности - это интегральный показатель качества. Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., затем стандартизирован.

Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.

 

 (1.1)

 

Существует более широкий смысл интегрального показателя, подразумевающий относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества, отражающего полезность продукции, к цене потребления, складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации.

Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности. "Качество" и "конкурентоспособность", безусловно, термины не тождественные. Термин "интегральный показатель" - это "мостик" между ними.

Поскольку сущность понятия "конкуренция" - это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности - уровня конкуренрентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции - это относительная количественная характеристика способности продукции удовлетворять требованиям конкретного рынка по сравнению с продукцией конкурентов.

Как известно, предпринимательство - это организация производства, работ или услуг, обладающих ценностью и обеспечивающих прибыль субъекту такой деятельности.

К типичным процессам предпринимательской деятельности в. условиях конкурентной рыночной среды относятся:

§ изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного существующего блага;

§ внедрение нового метода производства;

§ освоение нового рынка сбыта;

§ использование нового источника сырья или полуфабриката.

Рассмотренные бизнес-процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров (услуг). Основное условие успешной предпринимательской деятельности - это производство и предложение рынку конкурентного товара, а ее важнейшим показателем является прибыль.

Способ получения прибыли предприятием является своего рода "демаркационной" линией, разделяющей предприятия-бракоделы и предприятия с высокой репутацией.

Первые добиваются прибыли, снижая издержки в ущерб качеству (применяют неполноценные дешевые заменители, сокращают технологический цикл изготовления и т.д.), а вторые - за счет, как улучшения качества, так и снижения издержек, но не в ущерб последнему.

В рамках цивилизованного рынка прибыль всегда средство, а не цель. Существует мнение, что когда прибыль у предпринимателя становится единственной целью, то в его стратегии априори заложено воровство. Целью должна быть удовлетворенность потребителей, персонала работой в организации и т.д.

Таким образом, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес-планирования субъекта предпринимательской деятельности.

Современные исследования показывают, что конкурентоспособность белорусских товаров имеет тенденцию к снижению. Среди основных причин этого процесса на микроуровне можно выделить следующие:

§ недостаточная степень адаптации предприятий к рыночным условиям;

§ ослабление внутренней конкуренции (развитие олигополии, сохранение монополизма, правительственные субсидии);

§ пассивная стратегия предприятия, ограничивающая его инновационно-инвестиционную активность, сдерживающая внедрение как новых технологий и производств, так и принятие мер по улучшению качества продукции;

§ моральный и физический износ оборудования;

§ низкий уровень менеджмента;

§ отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному труду;

§ высокий уровень энерго - и материалоемкости производимой продукции в издержках производства.

Конкурентоспособность предприятия как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников.

Кроме того, конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к соперникам на внутреннем и внешнем рынках.

Такое понятие отражает связь конкурентоспособности с конкуренцией, соответствующими преимуществами предприятий и означает объективную необходимость активизации его деятельности в инновационно-инвестиционной области и повышения эффективности использования производственных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов [5].

В этой связи, каждый субъект хозяйствования в целях расширенного воспроизводства стремится максимизировать прибыль, повысить квалификацию своих работников, привлечь иностранные инвестиции.

Основные факторы конкурентоспособности предприятия представляют собой систему, которая включает:

конкурентоспособность стратегия повышение оценка

§ параметры эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке;

§ конкурентную среду и уровень конкуренции в стране, степень приватизации предприятий в отрасли и конкурентную стратегию предприятия;

§ характеристики спроса на товары (величину и динамику этого спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

§ развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

§ случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, некоторые политические решения);

§ экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и потребителей.

Как видим, понятия конкурентоспособность товара (продукции) и конкурентоспособность предприятия достаточно близки, однако второе более обширно. Однако это не мешает использовать при оценке конкурентоспособности как в первом, так и во втором случае общие методы и приемы.

Современная теория конкурентоспособности складывалась в течение не столь длительного времени. Она активно эволюционировала в период с конца ХХ века, что было вызвано, в первую очередь, усложнением условий конкуренции в это время. Начались интенсивные поиски новых рычагов эффективности, в результате чего в последней четверти ХХ века американские теоретики бизнеса и менеджмента предложили ряд концепций в качестве универсальных рецептов действий компаний в целях удержания рыночного первенства [4].

В 70-е годы популярностью пользовались доступные, наглядные и потому привлекательные для менеджеров схемы распределения стратегических ресурсов для многоотраслевых фирм. Они были сознательно упрощены, чтобы сократить потребность в сборе данных и выявить приоритеты для дальнейшего анализа. Одна из таких схем - разработанная Бостонской консалтинговой группой матрица "рост рынка/доля рынка" (рис.1.1), представляющая собой один из наиболее известных инструментов стратегического анализа номенклатуры фирмы, так называемого портфолио-анализа. Цель такого анализа - выявить, на каком этапе жизненного цикла находится каждый товар фирмы; разделить все товары на однородные группы, относящиеся к соответствующему этапу и разработать политику фирмы по каждой группе [18].

В классической матрице позиция каждого товара определяется по двум параметрам:

§ текущей доле рынка бизнеса (отношению доли рынка, занимаемой товаром данной фирмы к доле рынка товара ведущего конкурента);

§ потенциалу роста бизнеса (среднегодовому темпу прироста объема реализации данного товара).

"Звезды" имеют высокую относительную долю рынка и высокий темп роста рынка, однако могут не приносить достаточно прибыли для покрытия инвестиций, необходимых для дальнейшего роста.

"Дойные коровы" обладают высокой относительной долей рынка при низком темпе его роста. Они являются источником средств на реинвестирование в "звезды" или в "трудных детей". "Коровы", таким образом, ассоциируются с инвестиционной целью удержания/защиты существующего положения на рынке.

"Трудные дети" ("дикие кошки" или "вопросительные знаки") имеют высокий темп роста рынка, однако низкую долю рынка. Для увеличения доли рынка им могут понадобиться средства. Они ассоциируются с инвестиционными целями удержания/защиты положения или отказа от бизнеса либо же это может быть инвестиционная цель роста.

"Собаки" имеют низкий темп роста рынка и низкую долю рынка. "Собаки" ассоциируются с инвестиционными целями изменения, либо удержанием/защитой положения на рынке, либо отказом от бизнеса.

Анализ матрицы роста/доли рынка может использоваться для удовлетворения ряда целей:

Сбалансированный портфель. Анализ матрицы роста/доли рынка можно использовать для выявления дисбаланса в товарном портфеле фирмы. Следует избегать слишком большого количества "трудных детей". Такие товары требуют вложений для превращения в "звезд", при этом возможны значительные потери в случае неудачи. Сбалансированный портфель, как правило, должен содержать несколько "собак".

Установление тенденций. Если матрицы роста/доли рынка формируются на период, измеряемый годами, можно установить конкурентные тенденции, отразить слабые стороны и изучить эффективность стратегий конкуренции.

Оценка конкуренции. Матрицу роста/доли рынка можно сравнить с такими же матрицами конкурентов.

Определение темпов роста. Рынок может расти темпами, за которыми не успевает компания. Необходимо предвидеть темпы роста рынка и соотносить с ними производственные мощности, чтобы они развивались параллельно.

Финансовый анализ. Матрицу роста/доли рынка можно использовать для расчета финансовых потоков.

Мы можем определить сумму необходимых средств и рассчитывать на их получение, зная, какие средства будут заработаны и что может поступить из других источников [20].

 

Рис.1.1 Классическая матрица БКГ

 

В 80-е годы прошлого века М. Портер американский ученый-экономист, автор многочисленных работ в области конкурентоспособности, профессор Гарвардской школы бизнеса, возглавляющий Институт стратегии и конкурентоспособности в США подверг данную модель (БКГ) уничтожающей критике, подчеркнув, что рыночная доля компаний и рост отраслевого рынка - отнюдь не единственные критерии рентабельности и перспективности [18]. По его мнению, все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ так или иначе укладываются в три типовых варианта. Поскольку любая компания сталкивается с появлением новых соперников, попытками покупателей сбить цены, а поставщиков - повысить их, а также с распространением товаров-заменителей, все участники рынка заинтересованы в ослаблении конкуренции.М. Портер предлагал либо минимизировать производственные затраты, либо дифференцировать продукт, либо сконцентрироваться на определенном сегменте рынка (таблица 1.1).

Каждая типовая стратегия, как он считал, сулит лишь относительный успех, поскольку имеет не только преимущества, но и чревата рисками.

Минимизация издержек и цен с помощью эффекта масштаба и соответствующих технологий позволяет аккумулировать средства для реинвестирования, но не защищает от копирования таких приемов конкурентами. Дифференциация дает возможность сосредоточиться не на снижении затрат, а на удержании определенного круга покупателей, однако уникальности продукта конкурент может противопоставить снижение цен на продукцию аналогичного класса. Концентрация на узком сегменте рынка оставляет соперников "по ту сторону" сегмента, но способна вызвать те же трудности, что и две первые стратегии.

Таблица 1.1 Типовые стратегии фирмы для достижения конкурентного преимущества

Лидерство за счет экономии на издержках Дифференциация качества товара
Сосредоточение на издержках Сфокусированная дифференциация

 

Считая эти типовые стратегии универсальными, жизнеспособными и дающими реальную возможность повысить доходы от инвестиций, М. Портер призвал менеджеров избрать только одну из них, чтобы не распылять ресурсы и не застрять на середине пути. Для правильного выбора он рекомендовал изучить цепочку создания фирмой потребительских ценностей, определенное звено которой следует сделать ключевым, т.е. создающим конкурентные преимущества. Им может быть производственная деятельность, сбыт, обслуживание и т.д. [13, с.5-8].

В Республике Беларусь интерес к конкурентоспособности как к науке возник лишь в недавнее время, что обусловливается объективными предпосылками. Более 60 % ВВП нашей республики составляет экспорт. Это означает, что республика может обеспечить устойчивое долгосрочное развитие только в случае роста конкурентоспособности ее продукции на внешних рынках. Кроме этого, экономика нашей республики является социально ориентированной, что предполагает, прежде всего, достижение наибольшей социальной справедливости. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы служит конкурентоспособность. Она дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, особенно в роли потребителей, достигнуть социализации прогресса и прибыли, обеспечить в соответствии с ростом производительности труда постоянное повышение заработной платы.

Эффективная координация государством экономической деятельности на макроуровне с помощью функционально-способных конкуренции и цен позволяет осуществлять управление предприятиями с ориентацией на запросы потребителей. Такая ориентация представляет собой своеобразную "управленческую ось", вокруг которой вращаются решения всех вопросов деятельности фирм. Реализация принципов маркетинга способствует росту благосостояния каждого и всего общества. Поэтому одним из главных принципов деятельности государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержание в ней конкурентной среды [20, с.47-48].



2020-03-17 326 Обсуждений (0)
Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)