Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации совершенствования коммерческой деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Рекомендации совершенствования коммерческой деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проведенный анализ показал, что изучаемое предприятие испытывает необходимость в привлечении оборотных средств. Для ОАО "Продтовары" характерно значительное использование заёмных и привлеченных средств в виде краткосрочного банковского кредита и кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность в силу объективных причин не способствует повышению оборачиваемости товаров и оборотных средств в целом и, следовательно, прибыльности ОАО "Продтовары".

. В связи с вышесказанным, предприятию можно рассмотреть возможность привлечения средств путем дополнительной эмиссии акций. Финансовый взнос участника бы пойти как на пополнение оборотных средств изучаемого предприятия, так и на расширение торговых площадей.

Расчёт потребности предприятия в собственных оборотных средствах определим исходя из того, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет не менее норматива для предприятий торговли - 0,1.

Определим потребность в собственных оборотных средствах по данным баланса за 2010 год на конец этого периода. При изучении данного баланса были получены следующие данные:

Источники собственных средств предприятия (раздел 3) - 5957 млн. руб.

Доходы и расходы (раздел 4) - (-236) млн. руб.

Сумма внеоборотных активов (раздел 1) - 7917 млн. руб.

Сумма оборотных активов (раздел 2) - 14426 млн. руб.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,1.

Необходимая сумма собственного оборотного капитала составляет:

 

,1 * 14426 = 1442,6 млн. руб.

 

На конец 2010 года собственный оборотный капитал предприятия составляет:

 

- 236 - 7917 = - 2196 млн. руб.

 

Потребность в собственном оборотном капитале составит:

 

,6 - (-2196) = 3638,6 млн. руб.

 

Итак, для стабилизации работы изучаемого предприятия и покрытия потребности в собственных оборотных средствах необходимо примерно 3639 млн. руб. Произведём расчёт потребности в средствах для финансирования вложений в основной капитал предприятия в связи с планируемым увеличением торговых площадей. В расчетах предполагается, что строительство будет вестись подрядным способом в основном силами привлеченных организаций. Согласно смете строительно-монтажных работ, имеющейся на предприятии, объем финансирования проекта составит 1,5 млн. долл., данная сумма зафиксирована также в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением совета министров Республики Беларусь от 27 июля 2011 года № 941. Таким образом, потребность в финансировании капитальных вложений для расширения торговых площадей составит 32400 млн. руб.

Общая потребность в средствах составит:

 

,6 + 32400 = 36038,6 млн. руб.

 

Объём дополнительной эмиссии акций должен составить 36038,6 млн. руб.

Сгруппируем рассчитанные показатели в таблице.

 

Таблица 2.8 Расчет потребности в инвестиционных ресурсах ОАО "Продтовары"

Показатели  Сумма
1 2
Потребность в собственном оборотном капитале, млн. руб. 3638,6
Потребность в финансировании капитальных вложений, млн. руб. 32400
Общая потребность в дополнительных средствах, млн. руб. 36038,6

 

2. Совершенствование ассортиментной политики предприятия в настоящее время проводится на должном уровне. Рассмотрим существующую динамику товарной структуры товарооборота за 2008-2010 годы информация о структуре розничного товарооборота предприятия содержится в форме "1 торг" и "3 торг", а также в первичных документах бухгалтерского учёта.

Приведённые показатели свидетельствуют о преобладании в структуре товарооборота ОАО "Продтовары" молочных товаров. Молочные товары обладают высокой оборачиваемостью, однако, невысокой рентабельностью.

В связи с этим можно рекомендовать максимальное расширение продажи товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости, в общей структуре товарооборота.


Таблица 2.9 Динамика товарной структуры товарооборота за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

  Млн. руб. Уд. Вес, % Млн. руб. Уд. Вес, % Млн. руб. Уд. Вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Непродовольственные товары 3428 5,99 4341 5,93 4709 4,68
Продовольственные товары в т. ч. молоко и молочная продукция  53796 6758,1  94,01 11,81  68871 8902,6  94,07 12,16  95912 12235,5  95,32 10,53
Итого 57224 100,0 73212 100,0 100621 100,0

 

В целом, важнейшим направлением стратегического развития предприятия должно стать максимальное расширение ассортимента розничного товарооборота. Не секрет, что предприятия г. Минска могут дать в этом вопросе значительную фору.

Для этого у ОАО "Продтовары" имеются соответствующие возможности: выгодное местоположение магазинов; наличие достаточных складских и торговых площадей, наличие значительного опыта работы на рынке, широкая известность торговой марки на региональном рынке, квалифицированный персонал. По сути, предприятие должно превратиться в универсальное торговое предприятие, имеющее возможность продавать очень широкий ассортимент товаров повседневного спроса.

. Совершенствование стимулирования сбыта. С целью совершенствования стимулирования сбыта предлагается разработать и внедрить систему скидок в зависимости от объема закупки. При покупке товаров более чем на 40 тыс. руб. применять скидку на 3 процента либо выдавать подарок (фирменный пакет, шоколадка и т.п.)

Средняя сумма покупки во многих магазинах ОАО "Продтовары" колеблется в размере 25-30 тыс. руб. Трехпроцентная скидка с 40 тыс. руб. составит 1200 руб. (40 * 3/100).

Разница в покупке товаров на сумму 30 тыс. руб. и 40 тыс. руб. для многих покупателей может оказаться незначительной, и такая покупка послужит неплохим стимулом для получения скидки или подарка.

. Также необходимо отметить возможность и экономическую целесообразность внедрения на предприятии установки кассовых терминалов, позволяющих ускорить процесс расчета с покупателями. Учитывая большой ассортимент товаров в розничной торговле, необходимость компьютерной кассовой системы обусловлена и другими факторами, в том числе возможностью получения полномасштабной информации об остатках товаров, объемах реализации по каждому наименованию в режиме реального времени и многое другое.

Рабочие места кассиров оснащаются POS-терминалами на базе сенсорных экранов (мониторов touch-screen) с подключенным к нему фискальным регистратором СПАРК-617ТК или СПАРК-700ТК. На POS-терминалах устанавливается программа "АРМ кассира (Супермаркет)".

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии уже завершена, а, следовательно, возможность реализации данного проекта в настоящий момент технически возможна. На рабочее место кассира устанавливается POS-терминал с подключенным к нему фискальным регистратором СПАРК-617ТК или СПАРК-700ТК. На этот компьютер устанавливается программа "АРМ Кассира", в функции которой входит регистрация покупки, печать чека и взаимодействие с внешними устройствами: сканером штрих-кодов, специализированной клавиатурой со считывателем магнитных карт, табло покупателя.

Преимущества использования компьютера на рабочем месте кассира вместо обычного кассового аппарата огромны: неограниченное количество товаров, работа со скидками, использование оплаты по кредитным картам, подробные отчеты о продажах, передаваемые в систему учета. "АРМ Кассира" функционирует автономно (off-line), получает от основной программы данные о товарах и по окончании смены передает данные о продажах в конфигурацию "ККС: Магазин".

В месте приемки товара находятся рабочие места операторов, которые приходуют товар. Товарам, пришедшим без штрих-кодов, система присваивает уникальный код и распечатывает этикетку на принтере этикеток. Весы (или сеть весов) могут быть подключены к любому компьютеру.

Для проведения инвентаризации в магазине может быть использован терминал сбора данных. Использование устройств со сканером штрих-кода и блоком памяти для учета 20 тысяч и более наименований товаров существенно облегчает труд товароведа. И, что важно, ускоряет процесс инвентаризации и сводит возможность ошибки при сверке товарных остатков к нулю.

Продажа осуществляется только по кодам (штрих-кодам) товаров. При закрытии кассовой смены на компьютер управляющего по каналам связи от POS-терминалов приходит отчет о продажах по каждому коду товара.

Этот отчет сохраняется и обрабатывается в конфигурации "ККС: Магазин".

При помощи драйверов торгового оборудования "ККС: Драйверы торгового оборудования" к системе подключаются весы CAS (фирмы CAS Корея) и ВП (фирмы Масса-К Россия), а так же принтер EZ (фирмы Godex).

Цена базовой конфигурации составляет 1,326 млн. руб. С учетом планируемой потребности в данных аппаратах (40 комплексов) стоимость их приобретения составит:

 

,326 * 40 = 53,04 млн. руб.

 

Согласно информации поставщика оборудования затраты на установку системы составят 4 % от стоимости оборудования.

В нашем случае стоимость установки составит:

 

,04 * 4/100 = 2,12 млн. руб.

 

Итого планируемая стоимость реализации проекта составит:

 

,04 + 2,12 = 55,16 млн. руб.

 

Согласно данным исследований, проведенных компанией-продавцом, время обслуживания одного клиента сокращается в среднем на 2 %. Таким образом, реализация данного проекта позволяет рассчитывать на прирост объема розничного товарооборота в размере до 959,36 млн. руб.

 

* 2/100 = 2012,42 млн. руб.

 

Учитывая наличие торговых объектов, в которых потоки покупателей не велики (т.е. отсутствует постоянная очередь возле касс) спрогнозировать сумму прироста товарооборота более точно невозможно. Рассмотрим наиболее оптимистичный вариант - прирост товарооборота в размере 2012,42 млн. руб.

При среднем уровне валового дохода за 2010 годы в размере 12,53 %, прирост валового дохода составит:

 

,42 * 12,53/100 = 252,16 млн. руб.

 

Планируемое увеличение затрат составит:

§ по статье амортизация оборудования - 11,03 млн. руб. (55,16*20/100) (годовая сумма амортизации)). В данной ситуации при условии учета объектов в составе основных средств будет применена годовая линейная норма амортизации в размере 20%, т.к. временным республиканским классификатором установлены одинаковые нормативные сроки службы - 5 лет - по группе "Вычислительная и копировальная техника" (шифр 480) для комплексов и машин вычислительных цифровых, персональных ЭВМ (шифр 48021) и устройств периферийных вычислительных комплексов на базе персональных ЭВМ (шифр 48003);

§ по другим статьям увеличение не планируется.

Итого дополнительные затраты в результате реализации проекта составят:

 

,16 + 11,03 = 66,19 млн. руб.

 

Таким образом, прирост прибыли составит:

 

,16 - 66,19 = 185,97 млн. руб.

 

Простой срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается отношением стоимости капитальных затрат к годовой сумме прибыли и составит в нашем случае период:

 

,16/185,97 = 0,3 года (приблизительно 4 месяца)

 

Сгруппируем рассчитанные показатели в таблице.

 

Таблица 2.10 Расчет эффективности установки электронных кассовых терминалов в ОАО "Продтовары"

Показатели Сумма
1 2
Стоимость оборудования, включая расходы на установку, млн. руб. 55,16
Дополнительные затраты, млн. руб. 11,03
Общая сумма затрат, млн. руб. 66, 19
Планируемый прирост прибыли, млн. руб. 185,97
Срок окупаемости капитальных вложений, мес. 4

 

Таким образом, резервы для роста объема товарооборота и прибыли, а, соответственно, и конкурентоспособности у ОАО "Продтовары" имеются. Их поиск необходимо вести постоянно в связи с постоянным развитием рынка розничных услуг.


Заключение

 

Таким образом, подводя итог проведенной работы можно констатировать с одной стороны высокий уровень конкурентоспособности ОАО "Продтовары", с другой стороны - наличие ряда негативных факторов в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, некоторые из которых имеют характер тенденции.

Проведенный анализ показал, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса, низкие показатели рентабельности, высокие показатели текучести кадров среди работников административно-управленческого персонала, однако высокие темпы роста товарооборота, а также положительная динамика значений коэффициентов платежеспособности ОАО "Продтовары" в купе с высоким качеством обслуживания покупателей и внедрением системы менеджмента качества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке розничных продаж продовольственных товаров г. Бреста.

В целом, ОАО "Продтовары" можно считать конкурентоспособным предприятием в сравнении с сопоставимыми предприятиями города, однако и нуждающимся в значительном повышении конкурентоспособности особенно учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться в технической оснащенности и прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится.

Работа служб, обеспечивающих нормальный ход торгово-технологического процесса в оптовых и розничных подразделениях ОАО "Продтовары" организована достаточно четко. Учитывая внедрение на предприятии системы менеджмента качества, процесс управления предприятием на сегодняшний день имеет оптимальную структуру. Однако озабоченность вызывает уровень текучести кадров. Проведенный анализ показал, что предприятие имеет высокие показатели текучести кадров среди работников административно-управленческого персонала. В 2009 году он составил 22,2 %, в 2010 году - 25,7 % среди руководителей подразделений и аппарата управления предприятия. Этот показатель свидетельствует о недоработках предприятия в области кадровой политики и может сказаться на уровне конкурентоспособности предприятия. Так как потеря работника аппарата управления влечет за собой, зачастую, его переход в конкурирующую организацию. Следовательно, происходит и некоторая утеря информации, имеющей коммерческую ценность, либо утечка информации о собственных разработках и технологиях ОАО "Продтовары".

Для стабилизации работы изучаемого предприятия и покрытия потребности в собственных оборотных средствах необходимо примерно 3639 млн. руб. Эту сумму предлагается изыскать путем дополнительной эмиссии акций.

Преимущества использования компьютера на рабочем месте кассира вместо обычного кассового аппарата огромны: неограниченное количество товаров, работа со скидками, использование оплаты по кредитным картам, подробные отчеты о продажах, передаваемые в систему учета. С этой целью предлагается установка программного обеспечения "АРМ Кассира" вкупе с установкой электронных кассовых терминалов. Планируемая стоимость реализации проекта составит 55,16 млн. руб., Прирост прибыли составит 185,97 млн. руб. Простой срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается отношением стоимости капитальных затрат к годовой сумме прибыли и составит в нашем случае период 0,3 года (приблизительно 4 месяца).

ОАО "Продтовары", как одно из самых прогрессивных предприятий сферы торговли понимает свою деятельность не как обычный процесс перераспределения, а как оказание потребителю услуги розничной торговли. В ОАО "Продтовары" предусмотрен комплекс мероприятий по подготовке и оценке компетентности различных категорий персонала, включающий его теоретическое и практическое обучение и аттестацию, в ходе которых проводится оценка знаний персоналом действующего законодательства, вопросов охраны труда и пожарной безопасности, документов системы менеджмента качества, понимания значимости и важности его деятельности и личного вклада в достижение целей в области качества.

Важной функцией конкурентоспособности ОАО "Продтовары" является аттестация и сертификация продукции - объективная оценка уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления. В рамках реализации областной программы "Качество" на 2009-2011 годы с целью улучшения управляемости предприятия завершена работа по внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001.

Конкурентоспособность продукции определяет конкурентоспособность предприятий и национальной экономики в целом, что, в свою очередь, является важнейшим условием экономической безопасности государства. Поэтому решение проблем сбыта отечественной продукции на долговременной основе, как на внутреннем, так и на внешних рынках требует определенной протекционистской политики государства в следующих областях.

В то же время повышение конкурентоспособности торговых предприятий не является приоритетной задачей правительства. Это косвенно подтверждается принятым 5 января 2009 года постановлением министерства экономики Республики Беларусь № 1, пункт 2 которого гласит: "В Министерстве экономики Республики Беларусь создаются рабочие группы комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, возглавляемые руководителями - заместителями Министра экономики Республики Беларусь, по следующим направлениям:

§ по вопросам промышленности строительных материалов, строительства, жилищно-коммунального хозяйства;

§ по вопросам агропромышленного комплекса, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

§ по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, легкой, химической и нефтехимической промышленности, закупок товаров для функционирования транспорта и связи".

Следовательно, вопросы конкурентоспособности торговых предприятий не входят в поле зрения законодателя и отданы на откуп собственнику. Как видим, проблема конкурентоспособности предприятия также многогранна, как и сама экономика предприятия. И нет здесь общих рецептов и "формул успеха".




2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Рекомендации совершенствования коммерческой деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации совершенствования коммерческой деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)