Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании данных бухгалтерских балансов.

 

Таблица 2.2 Анализ динамики основных экономических показателей предприятия за 2008-2010 годы

Показатели

Период

Отклонение

Темп роста

  2008 2009 2010 2009 - 2008 2010 - 2009 2009/ 2008 2010/ 2009
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарооборот, млн. руб. 57224 73212 100621 15988 27409 1,28 1,37
Валовый доход, млн. руб. 7060 9300 12606 2240 3306 1,32 1,36
Средний уровень валового дохода, % 12,34 12,70 12,53 0,37 -0,17 1,03 0,99
Издержки обращения, млн. руб. 7136 9699 12305 2563 2606 1,36 1,27
Средний уровень издержек обращения, % 12,47 13,25 12,23 0,78 -1,02 1,06 0,92
Прибыль от реализации, млн. руб. -76 -399 301 -323 700 5,25 -0,75
Уровень рентабельности -0,13 -0,54 0,30 -0,41 0,84 4,10 -0,55
Операционные и внереализационные доходы, млн. руб. 482 994 659 512 -335 2,06 0,66
Операционные и внереализационные расходы, млн. руб. 119 427 519 308 92 3,59 1,22
Балансовая прибыль, млн. руб. 287 168 441 -119 273 0,59 2,63

 

Как видим, положительная динамика наблюдается практически по всем основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Темп роста товарооборота в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,28, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,37.

Темп роста валового дохода в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,32, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,36.

Темп роста издержек обращения в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,36, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,27.

Если в 2009 году в сравнении с 2008 годом издержки обращения предприятия увеличивались опережающими темпами (1,36) в сравнении с темпом роста валового дохода (1,32), то в 2010 году в сравнении с 2009 годом наблюдается обратная картина. Темп роста валового дохода (1,36) опережает темпы роста издержек обращения (1,27), что не замедлило сказаться на показателе прибыли от реализации товаров, которая приобрела положительное значение.

На величину балансовой прибыли в 2008-2010 годах значительно повлияло сальдо от внереализационных операций и операционных доходов и расходов - сдача имущества в аренду и другие хозяйственные действия.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в деятельности предприятия имели место как положительная, так и отрицательная динамика прибыли от реализации товаров. Сегодня требуется сделать новый шаг в освоении рынка и закрепления на нем, учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться в технической оснащенности и прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится.

2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО "Продтовары"

 

Оценка конкурентоспособности организаций торговли - одна из слабоизученных тем в экономической литературе.

В качестве показателей для оценки конкурентоспособности были избраны следующие:

§ степень удовлетворения спроса клиентов, баллы;

§ качество обслуживания клиентов, баллы;

§ рентабельность, %;

§ коэффициент текущей ликвидности;

§ коэффициент финансовой независимости;

§ рентабельность собственного капитала, %;

§ коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

§ степень близости к субъектам власти, баллы;

§ эффективность управления, баллы.

В ходе оценки по данным показателям проводилось сравнение с показателями ближайшего конкурента. В результате были получены следующие данные (таб.2.3).

Степень удовлетворения спроса, а также качество обслуживания определены на субъективный взгляд. При независимой оценке в этом случае будет взято среднее значение оценок нескольких экспертов, в порядке, изложенном в первой части настоящей работы.

 

Таблица 2.3 Сравнение основных показателей конкурентоспособности ОАО "Продтовары" с показателями конкурента (максимальное количество баллов - 10) на 01.01.2011 года

Показатели ОАО "Продтовары" ОАО "Продсервис" Единичный показатель
1 2 3 4 (2/3)
Степень удовлетворения спроса предприятий розничной торговли, баллы. 8 6 1,333
Качество торгового обслуживания, баллы. 9 7 1,286
Рентабельность продаж, %. 0,3 0,168 1,786
Коэффициент текущей ликвидности. 0,868 1,049 0,827
Коэффициент финансовой независимости. 0,256 0,567 0,451
Рентабельность собственного капитала, %. 2,584 0,733 3,525
Коэффициент оборачиваемости текущих активов. 8,351 9,796 0,852
Степень близости к субъектам власти, баллы. 7 4 1,75
Эффективность управления, баллы. 7 5 1,4

 

Рентабельность продаж была рассчитана отношением прибыли от реализации товаров к товарообороту и составила 0,3 % (301/100621*100).

Коэффициент текущей ликвидности рассчитан отношением величины второго раздела актива бухгалтерского баланса к пятому разделу пассива баланса за вычетом суммы долгосрочных займов [2, с.269] и составила 0,868 (14426/16622).

Коэффициент финансовой независимости представляет собой долю собственного капитала в валюте баланса и составляет на анализируемую дату 0,256 (5721/22343).

Рентабельность собственного капитала определяется отношением чистой прибыли к средней сумме собственного капитала за период и составила 2,584 % (146/5650*100) [16, с.508].

Коэффициент оборачиваемости текущих активов рассчитан отношением товарооборота к величине средней суммы текущих активов предприятия и составил 8,351 (100621/12049).

Степень близости к субъектам власти определена субъективно исходя из того, что директор ОАО "Продтовары" является депутатом Брестского городского Совета депутатов.

Эффективность управления оценена более высоко у ОАО "Продтовары" исходя из внедрения на предприятии системы менеджмента качества, что само по себе служит весомым аргументом в сравнении с предприятиями, не внедрившими данный стандарт.

Таким образом, уровень конкурентоспособности ОАО "Продтовары" равен:

 

R = = 5,068

 

Отметим, что формула, предложенная Л.В. Целиковой несколько затрудняет определение конкурентоспособности предприятия.

Так, например, в нашем случае уровень конкурентоспособности ОАО "Продтовары" был бы 3,776 при условии равенства коэффициентов рентабельности собственного капитала.

То есть значительное различие в одном из факторов данной формулы может привести к тому, что конкурентоспособность одного предприятия буде превышать конкурентоспособность другого в десятки раз.

В связи с этим можно предложить следующую формулу для расчёта конкурентоспособности предприятия торговли.

 

K =  Ik (2.1)

 

Рассчитаем по этой формуле показатель конкурентоспособности:

 

K =

 

В данном подсчёте если К > 1, то предприятие конкурентоспособно, если К < 1 - предприятие менее конкурентоспособно.

Итак, расчёты показывают, что ОАО "Продтовары" является в сравнении с одним из конкурентов более конкурентоспособным предприятием. В то же время у предприятия имеются значительные резервы для повышения своей конкурентоспособности. Для оценки уровня конкурентоспособности ОАО "Продтовары" была использована методика предложенная Е.Ф. Волонцевич. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия, важно правильно оценить финансовое состояние, существующих и потенциальных конкурентов. Не удовлетворительная структура бухгалтерского баланса предприятия создает угрозу его устойчивому развитию.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении фондов и других средств; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; данные статистической отчетности и оперативного учета. Показатели, рассчитанные в табл.2.4-2.7 характеризуют значение показателя за 2010 год либо на 01.01.2011 года (конечную дату анализируемого периода в деятельности предприятия).


Таблица 2.4 Показатели финансовой оценки уровня конкурентоспособности торговой фирмы

Показатель Методика расчета Содержание

Значение показателя

 
1 2 3

4

 
Коэффициент абсолютной ликвидности  (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства Показывает способность выполнить неотложные финансовые обязательства фирмы за счет готовых средств платежа

0,156

 
Коэффициент промежуточной ликвидности  (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Средства в расчетах) / Краткосрочные обязательства Показывает эффективность использования высоколиквидных активов и готовых средств платежа

0,232

 
Коэффициент текущей ликвидности Текущие активы / Краткосрочные обязательства Показывает возможность удовлетворения всей текущей задолженности за счет всех текущих (оборотных) активов

0,868

 
Коэффициент автономии Собственный капитал / Валюта баланса

Показывает долю собственного капитала в ресурсах предприятия и степень независимости от внешних источников финансирования

0,256

Коэффициент финансового левериджа Заемные средства / Собственный капитал

доказывает соотношение между заемными и собственными средствами, т.е. степень зависимости от внешних источников финансирования

2,905

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства / Оборотные средства

Показывает долю собственных источников в оборотных средствах предприятия, т.е. степень независимости оборотных средств

-0,152

Коэффициент оборачиваемости активов Товарооборот / Средняя сумма активов

Показывает число оборотов всех активов предприятия за анализируемый период

5,091

Коэффициент оборачиваемости текущих активов Товарооборот / Средняя сумма текущих активов

Показывает количество оборотов, совершенных оборотными средствами как самой мобильной частью средств предприятия

8,351

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов Товарооборот / Средняя сумма товарных запасов

Показывает уровень использования товарных запасов как основной части оборотных средств, а также степень удовлетворения спроса и эффективность маркетинговой деятельности

13,253

Коэффициент рентабельности продаж Прибыль от реализации товаров и услуг / Товарооборот

Характеризует прибыльность торговой (основной) деятельности предприятия

0,003

           

 

Производственный и торгово-технологический процесс оценивается по следующим критериям:

§ объем выпуска и реализации продукции;

§ размер и состояние производственных (торговых) мощностей предприятия;

§ расходы на производство (реализацию);

§ эффективность использования ресурсов на всех стадиях технологического процесса;

§ организация технологического процесса. Показателями оценки для торгового предприятия могут быть определены следующие (табл.2.7).

 

Таблица 2.5 Показатели эффективности торгово-технологического процесса фирмы

Показатель Методика расчета Содержание Значение
1 2 3 4
Выработка на одного работника Товарооборот / Среднесписочная численность работников Характеризует производительность труда в торговле 85,927
Фондоотдача Товарооборот / Средняя стоимость основных фондов Характеризует эффективность использования основных фондов предприятия 13,689
Коэффициент износа Сумма начисленного износа / Первоначальная (полная восстановительная) стоимость Показывает степень износа основных фондов 0,58
Нагрузка на 1 м2 торговой площади Товарооборот / Торговая площадь Характеризует загруженность и отдачу торговых площадей 44,366
Товарооборачивае-мость в днях Средняя сумма товарных запасов / Однодневный товарооборот Показывает продолжительность полного цикла оборота средств, вложенных в товарные запасы 27,16
Темп изменения товарооборота в сопоставимых ценах Теми изменения товарооборота в действующих ценах / Индекс цен Характеризует развитие торговой деятельности 1,285
Уровень доходности Валовой доход / Товарооборот Показывает долю средств, взимаемых с покупатели в качестве платы за реализацию товара 12,53

 

Критериями оценки в области организации и управления являются:

§ действующая система планирования;

§ оперативность управления;

§ профессионализм руководства и управления;

§ рациональность оргструктуры управления;

§ информационное обеспечение и технологии управления.

Показателями оценки могут быть следующие (табл.2.6).

 

Таблица 2.6 Показатели эффективности организации и управления торговой фирмой (максимальное количество баллов - 10) на 01.01.2011 года.

Показатель Методика расчета Содержание Значение
1 2 3 4
Система связи и подчинения - Характеризует организованность системы управления 8 баллов
Скорость реагирования управления на происходящие изменения - - 8 баллов
Коэффициент административной нагрузки Численность административно-управленческого персонала / Численность торгово-оперативного персонала Характеризует соотношение административно-управленческих и торгово-оперативных работников 0,26
Коэффициент текучести управленческих кадров Число уволенных работников аппарата управления / Средняя численность работников аппарата управления Характеризует скорость сменяемости работников аппарата управления 0,23

 

В области маркетинга конкурентоспособность оценивается следующими критериями:

§ ассортиментная политика;

§ ценовая политика;

§ рекламная деятельность;

§ организация хозяйственных связей, их стабильность и эффективность;

§ характер коммерческих сделок и их эффективность;

§ конкурентоспособность продукции и услуг. Им соответствует ряд показателей (табл.2.7).

 

Таблица 2.7 Показатели эффективности применяемого торговой фирмой маркетинга

Показатель Методика расчета Содержание Значение
1 2 3 4
Доля рынка Товарооборот фирмы / Товарооборот сегмента рынка Показывает долю рынка, контролируемую фирмой 0,23
Уровень издержек обращения Издержки обращения / Товарооборот Показывает расходы на 1 р. товарооборота 0,1223
Коэффициент общего удовлетворения спроса Число покупателей, сделавших покупку / Число посетителей Показывает долю покупателей, удовлетворивших спрос в целом или частично 0,98
Качество поступающей информации о рынке - Характеризует эффективность и организацию работы маркетинговой службы 7 баллов
Быстрота ответной реакции на действия конкурентов - - 7 баллов

 

Состав рабочей силы и стимулы к труду оцениваются следующими критериями:

§ обеспеченность рабочей силой;

§ производительность и эффективность труда;

§ уровень заработной платы и социальных выплат;

§ стабильность состава коллектива.

Проведенный анализ показал, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса, низкие показатели рентабельности, высокие показатели текучести кадров среди работников административно-управленческого персонала, однако высокие темпы роста товарооборота, а также положительная динамика значений коэффициентов платежеспособности ОАО "Продтовары" в купе с высоким качеством обслуживания покупателей и внедрением системы менеджмента качества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке розничных продаж продовольственных товаров г. Бреста.

В целом, ОАО "Продтовары" можно считать конкурентоспособным предприятием в сравнении с сопоставимыми предприятиями города, однако и нуждающимся в значительном повышении конкурентоспособности особенно учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться в технической оснащенности и прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится.



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)