Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности
Проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании данных бухгалтерских балансов.
Таблица 2.2 Анализ динамики основных экономических показателей предприятия за 2008-2010 годы
Как видим, положительная динамика наблюдается практически по всем основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Темп роста товарооборота в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,28, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,37. Темп роста валового дохода в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,32, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,36. Темп роста издержек обращения в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,36, в 2010 году в сравнении с 2009 годом составил 1,27. Если в 2009 году в сравнении с 2008 годом издержки обращения предприятия увеличивались опережающими темпами (1,36) в сравнении с темпом роста валового дохода (1,32), то в 2010 году в сравнении с 2009 годом наблюдается обратная картина. Темп роста валового дохода (1,36) опережает темпы роста издержек обращения (1,27), что не замедлило сказаться на показателе прибыли от реализации товаров, которая приобрела положительное значение. На величину балансовой прибыли в 2008-2010 годах значительно повлияло сальдо от внереализационных операций и операционных доходов и расходов - сдача имущества в аренду и другие хозяйственные действия. Таким образом, проведенный анализ показал, что в деятельности предприятия имели место как положительная, так и отрицательная динамика прибыли от реализации товаров. Сегодня требуется сделать новый шаг в освоении рынка и закрепления на нем, учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться в технической оснащенности и прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится. 2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО "Продтовары"
Оценка конкурентоспособности организаций торговли - одна из слабоизученных тем в экономической литературе. В качестве показателей для оценки конкурентоспособности были избраны следующие: § степень удовлетворения спроса клиентов, баллы; § качество обслуживания клиентов, баллы; § рентабельность, %; § коэффициент текущей ликвидности; § коэффициент финансовой независимости; § рентабельность собственного капитала, %; § коэффициент оборачиваемости оборотных средств; § степень близости к субъектам власти, баллы; § эффективность управления, баллы. В ходе оценки по данным показателям проводилось сравнение с показателями ближайшего конкурента. В результате были получены следующие данные (таб.2.3). Степень удовлетворения спроса, а также качество обслуживания определены на субъективный взгляд. При независимой оценке в этом случае будет взято среднее значение оценок нескольких экспертов, в порядке, изложенном в первой части настоящей работы.
Таблица 2.3 Сравнение основных показателей конкурентоспособности ОАО "Продтовары" с показателями конкурента (максимальное количество баллов - 10) на 01.01.2011 года
Рентабельность продаж была рассчитана отношением прибыли от реализации товаров к товарообороту и составила 0,3 % (301/100621*100). Коэффициент текущей ликвидности рассчитан отношением величины второго раздела актива бухгалтерского баланса к пятому разделу пассива баланса за вычетом суммы долгосрочных займов [2, с.269] и составила 0,868 (14426/16622). Коэффициент финансовой независимости представляет собой долю собственного капитала в валюте баланса и составляет на анализируемую дату 0,256 (5721/22343). Рентабельность собственного капитала определяется отношением чистой прибыли к средней сумме собственного капитала за период и составила 2,584 % (146/5650*100) [16, с.508]. Коэффициент оборачиваемости текущих активов рассчитан отношением товарооборота к величине средней суммы текущих активов предприятия и составил 8,351 (100621/12049). Степень близости к субъектам власти определена субъективно исходя из того, что директор ОАО "Продтовары" является депутатом Брестского городского Совета депутатов. Эффективность управления оценена более высоко у ОАО "Продтовары" исходя из внедрения на предприятии системы менеджмента качества, что само по себе служит весомым аргументом в сравнении с предприятиями, не внедрившими данный стандарт. Таким образом, уровень конкурентоспособности ОАО "Продтовары" равен:
R = = 5,068
Отметим, что формула, предложенная Л.В. Целиковой несколько затрудняет определение конкурентоспособности предприятия. Так, например, в нашем случае уровень конкурентоспособности ОАО "Продтовары" был бы 3,776 при условии равенства коэффициентов рентабельности собственного капитала. То есть значительное различие в одном из факторов данной формулы может привести к тому, что конкурентоспособность одного предприятия буде превышать конкурентоспособность другого в десятки раз. В связи с этим можно предложить следующую формулу для расчёта конкурентоспособности предприятия торговли.
K = Ik (2.1)
Рассчитаем по этой формуле показатель конкурентоспособности:
K =
В данном подсчёте если К > 1, то предприятие конкурентоспособно, если К < 1 - предприятие менее конкурентоспособно. Итак, расчёты показывают, что ОАО "Продтовары" является в сравнении с одним из конкурентов более конкурентоспособным предприятием. В то же время у предприятия имеются значительные резервы для повышения своей конкурентоспособности. Для оценки уровня конкурентоспособности ОАО "Продтовары" была использована методика предложенная Е.Ф. Волонцевич. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия, важно правильно оценить финансовое состояние, существующих и потенциальных конкурентов. Не удовлетворительная структура бухгалтерского баланса предприятия создает угрозу его устойчивому развитию. Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении фондов и других средств; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; данные статистической отчетности и оперативного учета. Показатели, рассчитанные в табл.2.4-2.7 характеризуют значение показателя за 2010 год либо на 01.01.2011 года (конечную дату анализируемого периода в деятельности предприятия). Таблица 2.4 Показатели финансовой оценки уровня конкурентоспособности торговой фирмы
Производственный и торгово-технологический процесс оценивается по следующим критериям: § объем выпуска и реализации продукции; § размер и состояние производственных (торговых) мощностей предприятия; § расходы на производство (реализацию); § эффективность использования ресурсов на всех стадиях технологического процесса; § организация технологического процесса. Показателями оценки для торгового предприятия могут быть определены следующие (табл.2.7).
Таблица 2.5 Показатели эффективности торгово-технологического процесса фирмы
Критериями оценки в области организации и управления являются: § действующая система планирования; § оперативность управления; § профессионализм руководства и управления; § рациональность оргструктуры управления; § информационное обеспечение и технологии управления. Показателями оценки могут быть следующие (табл.2.6).
Таблица 2.6 Показатели эффективности организации и управления торговой фирмой (максимальное количество баллов - 10) на 01.01.2011 года.
В области маркетинга конкурентоспособность оценивается следующими критериями: § ассортиментная политика; § ценовая политика; § рекламная деятельность; § организация хозяйственных связей, их стабильность и эффективность; § характер коммерческих сделок и их эффективность; § конкурентоспособность продукции и услуг. Им соответствует ряд показателей (табл.2.7).
Таблица 2.7 Показатели эффективности применяемого торговой фирмой маркетинга
Состав рабочей силы и стимулы к труду оцениваются следующими критериями: § обеспеченность рабочей силой; § производительность и эффективность труда; § уровень заработной платы и социальных выплат; § стабильность состава коллектива. Проведенный анализ показал, что предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса, низкие показатели рентабельности, высокие показатели текучести кадров среди работников административно-управленческого персонала, однако высокие темпы роста товарооборота, а также положительная динамика значений коэффициентов платежеспособности ОАО "Продтовары" в купе с высоким качеством обслуживания покупателей и внедрением системы менеджмента качества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке розничных продаж продовольственных товаров г. Бреста. В целом, ОАО "Продтовары" можно считать конкурентоспособным предприятием в сравнении с сопоставимыми предприятиями города, однако и нуждающимся в значительном повышении конкурентоспособности особенно учитывая возможность в ближайшие 3-5 лет строительства в г. Бресте нескольких супермаркетов, сомневаться в технической оснащенности и прогрессивности методов и форм продаж которых не приходится.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |