Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия



2020-03-17 265 Обсуждений (0)
Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, то есть выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами.

Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. При этом обе фирмы находятся примерно в тех же фазах жизненного цикла. Когда деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность может быть оценена показателем рентабельности производства, то есть отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства [12, с.82]

Однако не всегда фирма ставит перед собой цель извлечения максимальной прибыли. Она может функционировать по принципу безубыточности, то есть - компенсации издержек производства. Тем не менее, одни фирмы могут при этом оказаться более конкурентоспособными, скажем, за счет более высокого уровня "предпринимательского ресурса", который оценить в денежном выражении весьма трудно. Однако рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в более интенсивном привлечении покупателей и формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния. Естественно, такое состояние "безубыточности" можно рассматривать в качестве своеобразного трамплина для получения более высоких прибылей в долговременной перспективе. Отсюда следует, что конкурентное преимущество как продуктивность использования ресурсов должно оцениваться за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические цели фирмы [6, с.293]

Еще одна проблема заключается в возможности сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны. Сложность, а иногда и отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами. Искаженная информация может создать впечатление о невысоком уровне продуктивности использования ресурсов фирмой конкурентом.

Следовательно, для получения корректных результатов оценки уровня конкурентного преимущества необходимо усиление тех составляющих стратегического потенциала фирмы, которые должны обеспечивать возможность адекватного отражения ситуаций, складывающихся в макро - и микросреде фирмы.

На рисунке 1.2 представлена взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента.

 

Рис.1.2 Ключевые характеристики состояния предприятия

 

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий (рис.1.6).

Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособности предприятия. Следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии. Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции.

На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.

На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

 

Рис.1.3 Критерии конкурентоспособности предприятия

 

Однако успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

§ противоположности целей и средств субъектов рынка;

§ учета особенностей различных сегментов рынка;

§ квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;

§ преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (таблица 1.2).

Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества - способности удовлетворять конкретные потребности (квадрант 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления (квадрант 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США [15, с.12].

 

Таблица 1.2 Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции

Субъекты

Факторы конкурентоспособности

  Качество Цена
1 2 3
Производитель Качество процесса производства продукции (средство) Затраты, связанные с производством продукции (цель)
Потребитель Качество продукции (цель) Затраты, связанные с потреблением продукции (средство)

 

С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство (квадрант 3). В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции (квадрант 1), выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели - получения прибыли.

Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей, как потребителя, так и производителя [15, с.21].

Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.

Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Поэтому неправомерна идея о некоей абсолютной конкурентоспособности продукции, не связанной с конкретным рынком [19, с.22]. Однако совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того, что на мотивы их поведения оказывают воздействие схожие внешние факторы. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара.

Вместе с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция может быть ориентирована на узкие слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени структура платежеспособного спроса вполне определенна, что позволяет осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных показателей качества и величине их бюджетных ограничений [13, с.53].

Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей [15, с.22].

Принцип квазистабильности рыночной конъюнктуры заключается в том, что конкурентоспособность продукции - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту времени. При неизменности качественных и стоимостных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широком диапазоне за непродолжительные периоды времени [15, с.23].

Для того чтобы избежать внутренней несогласованности основных параметров модели оценки конкурентоспособности продукции, необходимо рассматривать такой период времени, в течение которого должны быть неизменны психологические аспекты восприятия полезности товаров субъектами рыночных отношений, производственные возможности производителей и покупательская способность потребителей, рыночные позиции конкурентов и прочие условия. В качестве основных факторов определения длительности периода неизменности рыночной конъюнктуры могут выступать уровень доходов и структура расходов потребителей, мода, привычки; качественные скачки в науке, технике, торговле и других областях знаний; инструменты государственного управления экономикой (тарифы, ГОСТы, квоты, лимиты, налоговые и процентные ставки и т.п.); принципы общественно-политического устройства; элементы конкурентной среды, скорость реакции субъектов рыночных отношений на действия друг друга и (или) конкурентов и т.д. Пороги несравнимости, характеризующие колебания вышеописанных факторов как ничтожные, а состояние рыночной конъюнктуры как статичное, устанавливаются экспертным путем на основе опыта и суждений специалистов в области маркетинга.

Хотя данные периоды времени крайне малы с точки зрения возможных изменений внешней и внутренней среды, они достаточно продолжительны для того, чтобы собрать статистическую информацию для построения эконометрической модели. Все события должны быть синхронизированы в дискретных временных интервалах. Так, например, доходы и расходы потребителя должны производиться в течение рассматриваемого периода, а их величина и структура - меняться только от периода к периоду [13, с.46].

Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений - будь то потребителя или производителя - можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.

Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции. Итак, можно утверждать, что конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется она в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.

Резюмируя сказанное, можно предложить следующее определение:

"Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Анализ конкуренции - важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и используемое для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта. Анализ спроса может показать, что компания располагает практически всеми ключевыми факторами для осуществления успешного сбыта, однако конкуренция вносит существенные коррективы в расстановку сил.

Контроль за конкурентами позволяет удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе. Оценка конкурентоспособности усложняется неоднородностью применяемых организациями структур управления. Наиболее распространены в республике предприятия с линейно-функциональной и дивизиональной структурами управления.

Развитие конкуренции требует от отечественных предприятий современных научных подходов к формированию конкурентных стратегий развития. Создание бизнес-стратегии традиционно начинается с оценки конкурентоспособности предприятий. В теории и практике маркетинга существует множество методик её оценки. Ни одна из них не общепринята.

Дело в том, что оценка конкурентоспособности, как правило, осуществляется по одной функциональной области управления: определяются либо эффективность маркетинга, либо эффективность производства, либо эффективность финансовой деятельности предприятия. Не в полной мере определяются пути формирования конкурентоспособности, что снижает их практическую значимость при разработке конкурентной стратегии предприятия.

Изложенная ниже методика оценки конкурентоспособности основывается на теории эффективной конкуренции, даёт представление о конкурентоспособности предприятия. Она охватывает наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности, позволяет выявить направления в формировании конкурентных преимуществ. Основу методики составляют показатели конкурентоспособности дивизионов в характерных конкурентных полях. Конкурентоспособность дивизиона определяется, исходя из оценки эффективности его функциональных областей управления по отношению к конкурентам, а именно производственной системы, маркетинга, финансового менеджмента, инновационной деятельности и управления персоналом. Интегральная оценка достигается определением обобщённого показателя конкурентоспособности дивизиона. Однако использование интегрального показателя возможно и при оценке предприятия с линейно-функциональной структурой.

Методы оценки конкурентоспособности предприятий, основанные на предположении о том, что на базе мнений специалистов (экспертов) можно составить достоверное представление о будущем, особенно для разработки научно-технических прогнозов, а также для выработки экономической (товарной, ценовой, сбытовой и т.п.) ориентации в условиях рыночной экономики, называются методами экспертной оценки. Как правило, перечень направлений оценки разрабатывается предварительно подобранной для этого рабочей комиссией.

Таким образом, определение весовых коэффициентов основано на:

§ опросе экспертов;

§ расчёте показателей эффективности функциональных областей управления, который производится с помощью анализа финансово-экономических показателей предприятия и его конкурентов с учётом определённых ранее весовых коэффициентов;

§ построении профиля конкурентоспособности дивизионов, который, в свою очередь, служит базой для анализа сильных и слабых сторон дивизиона в функциональных областях управления; определении показателей конкурентоспособности дивизионов и интегрального показателя конкурентоспособности предприятия с дивизиональной организационной структурой.

Для расчёта интегрированного показателя конкурентоспособности нужно выполнить следующие действия.

. Выбрать экономические и финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия. Многие авторы предлагают использовать следующие показатели: фондоотдача, рентабельность товаров (услуг), производительность труда, рентабельность продаж, загрузка производственных мощностей, эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта, показатель автономии предприятия, показатель платежеспособности предприятия, показатель ликвидности предприятия, оборачиваемость средств, средняя заработная плата, экономия от внедрения рационализаторских предложений.

Практика свидетельствует, что они достаточно полно характеризуют функциональные области менеджмента организации.

В то же время может быть использован более короткий перечень показателей. Слушатель, в качестве эксперта, должен определить, в соответствии со своими знаниями, представлениями и интуицией относительную важность каждого направления по 100% -ной шкале. После чего заполняется анкета, и на этой основе определяются (вычисляются) статистические параметры.

Сводная анкета в данном случае будет иметь приблизительно следующий вид.

 

Таблица 1.3 - Сводная опросная анкета группы экспертов

Направления

Крупные предприятия

Мелкие предприятия

 

Эксперты

Эксперты

  1 2 3 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7
1. Повышение квалификации кадров 60 80 70 60 70 50
2. Повышение научно-технического уровня производства 60 50 60 80 70 80
3. Обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции 80 80 90 40 50 30
4. Увеличение объема производства 40 30 50 70 60 80
5. Формирование эффективной сферы рекламирования продукции 40 50 30 80 90 90
6. Представление дополнительных услуг по подбору продукции для потребителя 80 70 80 40 30 50

 

2. Расчет средних значений выбранных показателей в регионе по отрасли (Xср) осуществляется по формуле:

 

 (1.2)

 

где Xi - значение рассматриваемого показателя; n - количество исследуемых объектов (объем выборки).

. Определение относительных показателей исследуемой организации и конкурентов со средними значениями этих показателей в регионе по отрасли (Xср) по формуле:

 

 (1.3)

 

4. Расчет показателей эффективности функциональных областей управления. В нем участвуют весовые коэффициенты, характеризующие степень влияния тех или иных показателей на эффективность функциональных областей управления в организации. Коэффициенты определяются с помощью экспертного опроса.

Показатели эффективности функциональных областей менеджмента определяются по формулам.

 

Эп = к1*Ф + к2*Р + к3*П; (1.4)

Эм = к4*Р + к5*К + к6*К; (1.5)

Эф = к7*К + к8*К + к9*К + к10К; (1.6)

Этр = к11*З + к12*П + к13*Ч; (1.7)

Эи = к14*З + к15*Э, (1.8)

 

где Эп, Эм, Эф, Этр, Эи - эффективность производства, маркетинга, финансов, трудовых ресурсов, инноваций; Ф, Рт, П, Рп, Км, Кр, Ка, Кп, Кл, Ко, Зп, Чр, Зи, Эр - относительный показатель фондоотдачи, рентабельности продукции, производительности труда, рентабельности продаж, загрузки производственных мощностей, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта, автономии предприятия, платежеспособности предприятия, ликвидности предприятия, оборачиваемости оборотных средств, средней заработной платы, уровня среднесписочной численности работников, затрат на инновации, экономии от внедрения рационализаторских предложений, к1 - к15 - весовые коэффициенты соответствующих показателей.

На основании полученных данных строится профиль конкурентоспособности. Он позволяет определить направления в формировании конкурентных преимуществ и представляет собой многоугольник, который позволяет наглядно представить сильные и слабые стороны конкурентов (рис.1.4).

 

Рис.1.4 Многоугольник конкурентоспособности

Так в приведенном примере рассматривая крупные предприятия видно, что приоритетными направлениями работы по развитию анализируемого вида производства на ближайшие годы, являются:

§ обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции с целью удовлетворения различных запросов потребителей, относящихся к разным слоям населения, уделяя внимание как выпуску относительно дешевой массовой мебели, так и дорогим высококачественным эксклюзивным изделиям

§ предоставление дополнительных услуг (дизайнера, компьютерного программирования) по подбору продукции для потребителя, так как, приобретая мебель в магазинах, потребителю трудно предоставить, на сколько удачно она впишется в интерьер его жилой площади.

В отличие от крупных у малых предприятий приоритетными направлениями работы по развитию производства в перспективе являются:

§ повышение научно-технического уровня производства, так как на сегодняшний день частные фирмы почти не располагают новейшим оборудованием, тем самым не имеют возможности изготавливать и наносить покрытие на уровне мировых стандартов;

§ формирование эффективной сферы рекламирования продукции, так как у малых предприятий почти нет своих торговых марок, редко появляются рекламные ролики на телевидении. Они не выступают спонсорами каких-либо мероприятий, а также не имеют возможности участвовать в мебельных выставках разных уровней.

Если конкурентоспособность предприятия больше, чем у всех рассматриваемых конкурентов, можно констатировать, что предприятие является лидером в данной сфере деятельности. Если конкурентоспособность предприятия ниже, чем у одного или двух конкурентов, но выше 1, то предприятие не является лидером, но занимает прочные позиции на рынке, и система управления предприятием функционирует удовлетворительно.

Если конкурентоспособность предприятия меньше I, то уровень конкурентоспособности предприятия (стратегической бизнес-единицы) неудовлетворителен и необходимы срочные мероприятия по повышению эффективности функциональных областей управления.

Полученный расчётным путём конкурентный статус предприятия может служить базой для принятия решений относительно конкурентных стратегий.

Итак, в общем, для любого предприятия важен постоянный поиск покупателей и освоение новых рынков сбыта, опробование новых изделий различного уровня качества (и соответственно различной стоимости).

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности это качественная и (или) количественная характеристика продукции [8, с.17].

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик (табл.1.4).

 

Таблица 1.4 Классификация критериев конкурентоспособности продукции

Признак классификации Критерий конкурентоспособности
1 2
Вид удовлетворяемых потребностей Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления
Количество учитываемых характеристик Единичный Групповой Обобщенный

 

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии - базовые и продвинутые; исходя из состава - сложные и простые; исходя из степени выраженности - явные и скрытые.

Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворять целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающими принадлежность покупателя к определенной социальной группе, допустим, за счет одежды, мебели и пр.)

Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет улучшения известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их комптентного выбора.

Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы.

Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.

Наконец, критерий "цена потребления" отражает потребность в приобретении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора. Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерии. Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны (уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара).

Понятия единичного и группового критериев несколько условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев. Например, продажная цена с позиции потребителя - единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя - групповой.

Чрезвычайно агрегированным является критерий конкурентоспособности страны. Так, для определения рейтинга в мировых табелях о рангах учитывается 381 единичный критерий.

Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.



2020-03-17 265 Обсуждений (0)
Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)