Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование оптимальной для компании дивидендной политики относится к области управленческого искусства. Однако недостаточно сформировать дивидендную политику компании. На практике возникают определенные сложности именно в процессе реализации дивидендной политики, начиная от вопросов регламентации процедуры и заканчивая вопросами налогообложения [31].

Процесс формирования дивидендной политики предприятия, как ее финансовой стратегии осуществляется согласно следующим этапам:

._Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов;

._Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия;

._Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики [26.C.25].

Эмитенту необходимо организовать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования инвестиционной привлекательности ценных бумаг.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. Их принято подразделять на четыре группы [25.C.34]:

._Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

а)_стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б)_необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в)_степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды) [25.C.35].

._Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников [25.C.35]:

а)_достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б)_стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в)_стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г)_доступность кредитов на финансовом рынке;

д)_уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

._Факторы, связанные с объективными ограничениями [25.C.35]:

а)_уровень налогообложения дивидендов;

б)_уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г)_фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

. Прочие факторы[25.C.37]:

а)_конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б)_уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в)_неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г)_возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период [25.C.38].

Эмитент должен рассмотреть рынок потенциальных инвесторов и классифицировать в соответствии с их интересами и прочими характеристиками, такими как инвестиционные ожидания, склонность к риску, объем средств, предназначенных для инвестиций, цели, ставящиеся при инвестировании в данное предприятие и их приоритеты, процесс принятия инвестиционного решения. Необходимо определить, приход какого типа инвесторов выгоднее для предприятия и, исходя из этого, разрабатывать корректные стратегии присутствия (или отсутствия) своих акций на рынке, поддержания этого состояния и развития в определенном направлении. Поэтому руководство предприятия заинтересовано в максимально точной и достоверной информации о реальных и потенциальных владельцах его ценных бумаг. Кроме того, эмитенту необходимо иметь представление о восприятии его акций как объекта инвестиций [28.C.217].

Можно выделить следующие способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций, минимизирующие риск инвестора и увеличивающие его доход [28.C.218]:

)_Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики;

)_Оказание воздействия на рыночные параметры акций (ценовые характеристики - абсолютные уровни, объемы сделок, ликвидность);

)_Улучшение инвестиционных качеств акций посредством максимизации объема прав, предоставляемых акционеру и неукоснительное соблюдение этих прав;

)_Раскрытие информации о состоянии, деятельности и планах эмитента, позволяющей инвестору адекватно оценить инвестиционные качества акций [28.C.219].

Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики [30]:

При рассмотрении параметров, влияющих на инвестиционную привлекательность акций, становится ясно, что большая часть рисков и размеры доходов зависят именно от того, насколько устойчиво финансовое состояние предприятия. Размер дивидендов обусловлен рентабельностью предприятия, то есть возможностью аккумуляции такого объема прибыли, который без ущерба для деятельности эмитента может быть выплачен собственникам, и только потом - от дивидендной политики (конкретных особенностей перераспределения полученных предприятием доходов). Внедивидендный доход также является производной от финансового положения эмитента: денежные потоки, которые приносят многочисленные выгоды банкам, через которые они проходят, возможности оптимизации налогообложения, объемы прибыли, которые переводятся (нередко, противозаконными методами) в связанные фирмы, - все это максимизируется только при наличии финансового «здоровья» предприятия, обеспечивающего внедивидендный доход своим владельцам. [28.C.220] Компания, близкая к банкротству, напротив, будет стремиться привлечь дополнительные ресурсы (доход по которым будет выплачен в лучшем случае через длительный промежуток времени) от своих акционеров, повысит их риски в том случае, если последние будут связаны с такой компанией кредиторскими или производственными отношениями. Финансово неустойчивые предприятия могут резко ухудшить состояние холдинга, в который они входят [30].

Несмотря на кризис, который поставил многие фирмы на грань выживания, существует возможность стабилизации и даже улучшения их финансового состояния при помощи постановки грамотного финансового менеджмента [23.C.26].

В экономике развитых стран стабильно устойчивое финансовое положение фирмы является необходимым условием поддержания высоких цен на ее акции, рост цен напрямую связан с увеличением прибыльности эмитента [30]. Такой рыночный параметр акций, как ликвидность, является в значительной степени результатом оценки их инвестиционной привлекательности для большого количества инвесторов, а она, в свою очередь, зависит от финансового состояния, определяющего доход и риски [29.C.23].

Дивидендная политика является одной из важнейших составных частей общей финансовой стратегии акционерного общества [19.C.11].

Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров [25.C.35].

Оказание воздействия на рыночные параметры акций [30]:

Инвестиционные качества акций являются производной, прежде всего, от состояния эмитента, однако оценка этих качеств, происходящая на рынке, формируется его участниками под воздействием большого количества политических, макроэкономических факторов и интересов (и возможностей) самих инвесторов. Таким образом, для улучшения инвестиционной привлекательности своих ценных бумаг эмитенту недостаточно уделять внимание только собственному финансовому состоянию. Необходимо воздействие непосредственно на уровне ценных бумаг путем: увеличения количества акций в обращении за счет новой эмиссии, установления параметров эмиссии, консолидации, дробления, прямых операций на вторичном рынке ценных бумаг [28.C.229].

Новая эмиссия может способствовать достижению целей предприятия, но может и нанести ему существенный вред. Приток на рынок большего количества акций в результате непродуманного размещения дополнительных эмиссий резко ухудшает конъюнктуру рынка и снижает стабилизировавшийся уровень цен. С помощью новых выпусков возможно изменение состава и структуры владельцев компании, что в дальнейшем отразится на ее деятельности [31]. Способом, позволяющим существенно снизить неопределенность реакции рынка на новую эмиссию, является предложение инвестором прямой покупки акций, когда количество выпускаемых акций соответствует заявкам потенциальных покупателей [30]. Эти условия должны обеспечить им более выгодную цену и большее удобство приобретения, чем на открытом рынке.

Эмиссионная политика предприятия должна стать одной из важнейших составных частей общей политики формирования финансовых ресурсов и обеспечивать привлечение средств из внешних источников наиболее эффективным образом [30].

Определение состава прав акционеров и степени соблюдения этих прав [30]:

При покупке акций у акционеров появляется определенный набор прав по отношению к предприятию, и эти права также имеют свою стоимость, отражающуюся в рыночном курсе. Это выражается, например, в оценке контрольного пакета. Стоимость прав акционеров на российском рынке имеет достаточно низкую оценку по причине высокого риска их нарушения со стороны эмитента [22.C.18]. Это связано как с отсутствием культуры рыночных отношений (которая постепенно повышается вследствие развития рынка, появления иностранных инвесторов и законодательных изменений, направленных на защиту прав инвесторов), так и с процессом глобального передела собственности в постприватизационный период.

Основные нарушения прав акционеров связаны с появлением прав собственности у «внешних» по отношению к предприятию инвесторов, что противоречит интересам существующего менеджмента, во многих случаях являющегося фактическим владельцем акционерного общества. Недопущение нарушений прав акционеров способно существенно улучшить отношение инвесторов к предприятию, снижение их рисков отразится в цене акций и их ликвидности [29.C.225].

Раскрытие информации о деятельности, состоянии и планах эмитента [30]:

Инвестиционная привлекательность ценных бумаг зависит от финансового состояния предприятия и его усилий по управлению параметрами собственных акций. Вместе с тем, и реальное финансовое состояние и действия менеджмента компании отразятся в ценах акций только тогда, когда участники рынка получат информацию об этом, или тогда, когда они смогут спрогнозировать изменения положения компании (но для этого также необходима историческая информация об объекте инвестирования). Покупатели на фондовом рынке оценивают их в зависимости от информации, которая имеется в их распоряжении. Таким образом, информация, отражающая финансовое состояние предприятия и события, влияющие на него и рыночные цены акций, обработанная инвестором, полностью формирует его представление о доходах и рисках.

Изучение влияния информации на поведение фондового рынка приводит к выводу о том, что отсутствие информации о событии, касающемся эмитента, у участников рынка сохраняет цены на прежнем уровне, что эквивалентно ситуации, когда события не происходило вовсе. Поток положительной информации о предприятии, даже в отсутствии таких событий, напротив, меняет цены на акции таким образом, как будто событие происходило в действительности [31]. Наблюдения за реакцией участников рынка на экстремальную информацию показывают, что им свойственно чрезмерно сильно реагировать на новую информацию и недооценивать при этом старую. На практике это означает, что в ответ на положительную информацию цены растут сильнее, чем следовало бы, а после негативных сообщений падают больше, чем можно было бы предположить [26.C.26].

Инвестору однако следует учитывать и негативные последствия отсутствия возможности самостоятельного изучения инвестиционной привлекательности акций: организации, чьими услугами он пользуется, могут намеренно искажать информацию (прямой обман) или неверно интерпретировать данные о компании в силу личной заинтересованности [26.C.26].

Таким образом, наличие информации о предприятии иногда может оказаться важнее его реального состояния, чем вполне может воспользоваться как эмитент, так и его маркет-мейкер [30]

Эффективная работа рынка невозможна без информации [24.C.24]. Вследствие отсутствия сведений об эмитенте в условиях слабого малоликвидного рынка ценных бумаг, недостаточной квалификации инвесторов и отсутствия значительных объемов инвестиционных ресурсов, предприятия фактически лишаются такого источника увеличения капитала, как эмиссия акций. Поэтому одной из важнейших составляющих успеха по управлению инвестиционной привлекательностью собственных акций является информационная открытость акционерного общества по отношению к инвесторам [20.C.26]. Инвесторы никогда не будут вкладывать свои средства в бумаги, о которых они не знают. Поэтому для повышения интереса к акциям данного эмитента необходимо сделать доступными данные о нем [30].

В последнее время можно отметить положительные тенденции в области обеспечения соблюдения информационных прав инвесторов со стороны эмитентов, разработки в этой области госорганов и саморегулируемых ассоциаций участников рынка [33]. При сохранении относительной стабильности ситуации в экономике это дает основания предполагать рост активности инвесторов на фондовом рынке [34].




2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические подходы к разработке дивидендной политики предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)