Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок




СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИЯ, ГРАФИК

Очень часто приходится слышать (видеть), что такие понятия как спрос и величина спроса смешивают, считая их синонимами. Это неправильно – спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия! Рассмотрим их.

Спрос (англ. «Demand») – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него.

Величина спроса (объем спроса) – количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене. Итак, спрос – это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса – конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.

Пример: Даша хочет яблок и у нее есть деньги на их покупку - это спрос. Даша идет в магазин и покупает 3 яблока, потому что она хочет купить именно 3 яблока и у нее достаточно денег на эту покупку – это величина (объем) спроса. Различают следующие виды спроса: индивидуальный спрос – отдельного конкретного покупателя; общий (совокупный) спрос – всех покупателей имеющихся на рынке. Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация).

Функция спроса – закон зависимости величины спроса от различных факторов оказывающих на него влияние.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него. В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора: где: QD - величина спроса на данный товар; P – цена на данный товар. Графическое выражение этой функции (кривая спроса) – прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение: где: QD - величина спроса на данный товар; P – цена на данный товар; a – коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X); b – коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число). Линейный график спроса выражает обратную зависимость между ценой на товар (P) и количеством покупок данного товара (Q) Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы. В этом случае функция спроса приобретает следующий вид: где: QD - величина спроса на данный товар; PX – цена на данный товар; P – цена на другие взаимосвязанные товары (заменители, дополнители); I – доход покупателей; E – ожидания покупателей относительно роста цен в будущем; N – количество возможных покупателей в данном регионе; T – вкусы и предпочтения покупателей (привычки, следование моде, традициям и пр.); и иные факторы. Графически такую кривую спроса можно представить в виде дуги, но это опять же упрощение – в реальности график спроса может иметь любую самую причудливую форму.

 В реальности спрос зависит от многих факторов и зависимость его величины от цены носит нелинейный характер Таким образом, факторы влияющие на спрос:

1. Ценовой фактор спроса – цена на данный товар;

2. Неценовые факторы спроса: наличие взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей); уровень доходов покупателей (их платежеспособность); количество покупателей в данном регионе; вкусы и предпочтения покупателей; ожидания покупателей (относительно роста цен, будущих потребностей и пр.); иные факторы.

 

 

ЗАКОН СПРОСА

Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения. Закон спроса – при росте цены на товар, спрос на него снижается, при прочих неизменных факторах, и наоборот. Математически закон спроса означает наличие между величиной спроса и ценой обратной зависимости. С обывательской точки зрения закон спроса полностью логичен – чем ниже цена на товар, тем привлекательнее его покупка и тем большее количество единиц товара будет куплено. Но, как это ни странно, бывают парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это проявляется в том, что величина спроса растет по мере роста цены! Примерами могут служить эффект Веблена или товары Гиффена.

 Закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе лежат следующие механизмы:

 1. Эффект дохода – стремление покупателя приобрести большее количество данного товара при снижении цены на него, при этом не уменьшая объема потребления других товаров.

2. Эффект замещения – готовность покупателя при снижении цены на данный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от других более дорогостоящих товаров.

3. Закон убывающей предельной полезности – по мере потребления данного товара каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение (продукт «приедается»). Поэтому потребитель будет готов продолжать покупать данный товар только при снижении его цены. Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса. Изменение величины спроса на графике: перемещение по линии спроса от D к D1 - рост объема спроса; от D к D2 - снижение объема спроса Воздействие иных (неценовых) факторов приводит к сдвигу кривой спроса – изменению спроса. При росте спроса график смещается вправо и вверх, при снижении спроса – влево и вниз. Рост называется – расширение спроса, снижение – сужение спроса. Изменение спроса на графике: сдвиг линии спроса от D к D1 - сужение спроса; от D к D2 - расширение спроса

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

 При росте цены на товар, величина спроса на него уменьшается. При снижении цены – увеличивается. Но это происходит по-разному: в одних случаях незначительное колебание уровня цен может вызвать резкий рост (падение) спроса, в других изменение цены в очень широких пределах практически никак не повлияет на спрос. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса. Эластичность спроса – степень изменения величины спроса при изменении цены (или другого фактора) в ответ на изменение цены или другого фактора. Числовой показатель, отражающий степень подобного изменения - коэффициент эластичности спроса. Соответственно, эластичность спроса по цене показывает насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%. Дуговая эластичность спроса по цене – применяется, когда нужно вычислить примерную эластичность спроса между двумя точками на дуговой кривой спроса. Чем более выпуклой будет дуга спроса, тем выше будет погрешность определения эластичности. где: EPD - эластичность спроса по цене; P1 – первоначальная цена на товар; Q1 – первоначальная величина спроса на товар; P2 – новая цена; Q2 – новая величина спроса; ΔP – приращение цены; ΔQ – приращение величины спроса; Pср. – средняя цены; Qср. – средняя величина спроса. Точечная эластичность спроса по цене – применяется тогда, когда задана функция спроса и есть значения исходной величины спроса и уровня цены. Характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены. где: dQ – дифференциал величины спроса; dP – дифференциал цены; P1, Q1 – значение цены и величины спроса в анализируемой точке. Эластичность спроса можно рассчитать не только по цене, но например, по доходу покупателей, а также по другим факторам. Существует и перекрестная эластичность спроса. Но мы не будем здесь настолько глубоко рассматривать эту тему, ей будет посвящена отдельная статья. В зависимости от абсолютного значения коэффициента эластичности различают следующие виды спроса (виды эластичности спроса): Совершенно неэластичный спрос или абсолютная неэластичность (|E| = 0). При изменении цены величина спроса практически не меняется. Близкими примерами могут служить товары первой необходимости (хлеб, соль, лекарства). Но в реальности нет товаров с совершенно неэластичным спросом на них; Неэластичный спрос (0 < |E| < 1). Величина спроса меняется в меньшей степени, чем цена. Примеры: товары повседневного спроса; товары, не имеющие аналогов. Спрос с единичной эластичностью или единичная эластичность (|E| = -1). Изменение цены и величины спроса полностью пропорциональны. Объем спроса растет (падает) точно такими же темпами, как и цена. Эластичный спрос (1 < |E| < ∞). Величина спроса изменяется в большей степени, чем цена. Примеры: товары, имеющие аналоги; предметы роскоши. Совершенно эластичный спрос или абсолютная эластичность (|E| = ∞). Незначительное изменение цены тут же повышает (понижает) объем спроса на неограниченную величину. В реальности нет товар с абсолютной эластичностью. Более-менее близкий пример: ликвидные финансовые инструменты, торгуемые на бирже (например, валютные пары на Форекс), когда небольшое колебание цены может вызвать резкий рост или падение спроса.

ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИЯ, ГРАФИК

Теперь поговорим о другом рыночном явлении, без которого невозможен спрос, его неразлучном спутнике и противоборствующей силе – предложении. Здесь также следует различать само предложение и его величину (объем). Предложение (англ. «Supply») - способность и готовность продавцов продать товар по данной цене. Величина предложения (объем предложения) - количество товаров, которое продавцы желают и могут продать по данной цене. Различают следующие виды предложения: индивидуальное предложение – конкретного отдельного продавца; общее (совокупное) предложение – всех продавцов присутствующих на рынке. Функция предложения – закон зависимости величины предложения от различных факторов оказывающих на него влияние. Кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от цены на него. Упрощенно функция предложения представляет собой зависимость его величины от цены (ценового фактора): где: QS - величина предложения на данный товар; P – цена на данный товар. Кривая предложения в этом случае – прямая линия с положительным углом наклона. Описывает эту кривую предложения следующее линейное уравнение: где: QS - величина предложения на данный товар; P – цена на данный товар; c – коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X); d – коэффициент задающий угол наклона линии. Линейный график предложения выражает прямую зависимость между ценой на товар (P) и количеством покупок данного товара (Q) Функция предложения, в ее более сложной форме учитывающей влияние и неценовых факторов, представлена ниже: где QS – величина предложения; PX – цена данного товара; P1...Pn – цены других взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей); R – наличие и характер производственных ресурсов; K – применяемые технологии; C – налоги и дотации; X – природно-климатические условия; и прочие факторы. В этом случае кривая предложения будет иметь форму дуги (хотя это опять же упрощение). В реальных условиях предложение зависит от многих факторов и зависимость объема предложения от цены носит нелинейный характер Таким образом, факторы влияющие на предложение: 1. Ценовой фактор – цена на данный товар; 2. Неценовые факторы: наличие товаров-дополнителей и товаров-заменителей; уровень развития технологий; количество и доступность необходимых ресурсов; природные условия; ожидания продавцов (производителей): социальные, политические, инфляционные; налоги и дотации; тип рынка и его емкость; прочие факторы.



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)