Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Электоральное поведение студенческой молодежи



2020-03-17 183 Обсуждений (0)
Глава 3. Электоральное поведение студенческой молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Электоральное поведение региональной студенческой молодежи

 

Студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодежи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации; занимающую определенное общественное положение и имеющую свои социальные роли и статус.

Л.Я. Рубина определяет студенчество как мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том, что студенчество является составной частью такой социально-демографической общности, как молодежь. Студенчество - особая группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

Следующая точка зрения принадлежит А.С. Власенко. Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием.

Исходя из вышесказанного, можно выделить наиболее значимые особенности студенчества.

Во-первых, студенчество является частью социально-демографической общности - молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием. А так же важной особенностью студенчества как социальной общности является занятие учебной деятельностью и осуществление ее в соответствующей форме.

Во-вторых, студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей.

Таким образом, как социальная группа студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

В начале 90-х годов произошел провал перестройки, и страна постепенно погружалась в глубокий кризис, охвативший все области социально-экономической и духовной жизни. Динамичные по своим темпам экономические и политические изменения в обществе привели к размыванию и разрушению традиционных идеалов, к расколу в политическом сознании трудящихся, к обострению противоречий на идеологической почве.

Анализируя политическое поведение студенчества в это время, М.Е. Добрускин отмечает две основных тенденции, два процесса его развития, взаимосвязанные, но качественно различные. Большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии и равнодушия ко всему окружающему, особенно к политике, она разочарована в политике всех партий, как в прошлом, так и в настоящем, ощущает пессимизм и страх за свое будущее, отказывается участвовать в каких-либо политических действиях и даже не считает для себя ценностями политические свободы и демократию.

Другая, меньшая часть студентов, наоборот, настроена оптимистически и, хотя, как почти все студенчество, отрицательно относится к современным экономическим реформам, все же надеется на лучшее будущее, на то что удастся преодолеть нынешние трудности. Эта категория (1/4) более политизирована, пытается определить свою политическую позицию, но неоднородна в своих политических симпатиях.

Изучая интерес к политике как форме политического участия, Н. Зорская приводит следующие данные по мере интереса к политике для респондентов в возрасте до 24 лет:

 

Таблица 1 Мера интереса к политике для респондентов в возрасте до 24 лет, %

До 24 лет 1994 г. 1999 г.
Значительный интерес 6 8
Средний интерес 27 32
Малый интерес 38 36
Отсутствие интереса 29 25

 

В сравнении с замером 1994 г. группа выражающих значительный интерес к политике за пять лет несколько выросла. В группах, политически наименее ангажированных, среди респондентов с низким уровнем образования, а также проживающих на селе отмечается некоторое увеличение доли опрошенных, испытывающих к политике, по их словам, "средний интерес" (в особенности этот ответ характерен для самых молодых респондентов и сельских жителей).

Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации студентов, можно выделить, прежде всего, влияние СМИ. Опрос, проведенный в июне 1999 г. Уральским государственным профессионально-педагогическим университетом, N = 625, показал, что СМИ являются главным источником информации для студентов. Самый высокий рейтинг у телевидения - 94,3%, далее радио - 58,1%, газеты и журналы - 45,7%..9,5% студентов черпают информацию из "Интернета". При этом студенты отдают предпочтение демократически ориентированным СМИ. Большое влияние на политические ориентации респондентов оказывают социально-политическая (внутри- и внешнеполитическая) и социально-экономическая ситуация в стране. Так, среди результатов реформ студенты выделяют коррупцию и преступность (62,9%), социальное расслоение (51,4%), спад производства и рост безработицы(50,5%), ухудшение состояния окружающей среды (39,0%), слабость и беспомощность государственной власти (38,1%).

По данным опроса ФОМ (Опрос проводился 17 января 2004 года только среди респондентов 18-35 лет. Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.), интересуются политикой 37% молодежи, а почти две трети наших молодых сограждан (62%) не проявляют интереса к этой сфере. Наиболее аполитичная группа - именно студенческая молодежь в возрасте от 18 до 23 лет.

В то же время, студенческая молодежь чаще зависит от внешних обстоятельств, реже, чем более старшие избиратели, берет ответственность за участие/неучастие в выборах на себя. Среди них самая низкая доля тех, кто за неделю до голосования окончательно утвердился в своей позиции (62%) и самая высокая тех, кто не уверен, пойдет ли он на выборы или нет (26%). Решая идти или не идти на выборы, молодые люди меньше подвержены влиянию общепринятых норм и традиций, чаще наблюдается личная ответственность за принятые решения и индивидуалистическая позиция.

Т. Зарицкий отмечает, что существует разница в уровне заинтересованности политикой у студентов России и Польши. Московские студенты демонстрируют значительно меньший интерес к информации, относящейся к сфере политики, и гораздо меньшую включенность в обсуждение политических событий. Как очень серьезный и достаточно серьезный определили свой интерес к политике 23% московских студентов и 34% студентов Варшавы. Меньшее число москвичей, всерьез интересующихся политикой, компенсируется большей долей тех, кто определил свой интерес к политике как средний.

При этом президентские выборы и в России, и в Польше традиционно вызывают наибольший интерес и средств массовой информации, и избирателей, поэтому высокая электоральная активность московских студентов неудивительна (явка избирателей на президентских выборах в целом по России составила 64%).

Существенно меньший интерес московских студентов к миру политики и к политической публицистике подтверждается многими показателями, например, в статье «Ценности и идентификация молодого поколения российской и польской интеллигенции» приведены данные о более низком уровне чтения газет московскими студентами. И это тем более интересно, что показатель среднего уровня семейного культурного капитала имеет самое высокое значение именно у московских студентов. Несмотря на это преимущество родителей, которые, как правило, стимулируют более высокий уровень ангажированности в общественную и политическую жизнь, студенты Москвы проявляют гораздо меньший интерес к политике, чем студенты Варшавы.

Необходимо обратить внимание на факторы политической социализации студенчества. Как отмечают исследователи, самым мощным фактором политической социализации студенчества выступает гражданская активность - только посредством личного участия в деятельности молодежных политических организаций, экологических движений и политических партий можно приобщиться к политике, стать полноправным гражданином. Фактор № 2 - воздействие органов масс-медиа, которые имеют самодостаточное воспитующее влияние. Фактор № 3 - активность на уровне вуза (участие в различных акциях, культурно- спортивных мероприятиях, работе студпрофкома). Четвертый по значимости фактор объединил в себе три интереса: интерес к учебе, интерес к политической жизни России, интерес к профессиональной карьере политика. Авторы назвали его фактором жизненных мотиваций. Фактор № 5 - гендер. Фактор № 6 - социальное настроение студента. Фактор № 7 - социальное происхождение.

Итак, анализ показал, что молодой человек будет успешно социализироваться, если будет проявлять активность в деятельности политических движений и общественной жизни вуза, если он позитивно мотивирован на учебу, самопознание, карьеру, неустанно просвещается с помощью прогрессивных органов масс-медиа.

Высшая школа современной России стремится давать студенту не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, политические и эстетические ценности.

Молодежь вырабатывает активную гражданскую позицию в школах и вузах при изучении гуманитарных и правовых дисциплин, формирующих основу социальной и правовой культуры в виде знаний и представлений о политической организации общества, функциях государства, правах и обязанностях граждан, общественных процессах и избирательных кампаниях.

В результате студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.

Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодежи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации; занимающую определенное общественное положение и имеющую свои социальные роли и статус.

К наиболее значимым особенностям студенчества исследователи относят:

Во-первых, студенчество является частью социально-демографической общности - молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием. А так же важной особенностью студенчества как социальной общности является занятие учебной деятельностью и осуществление ее в соответствующей форме.

Во-вторых, студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей.

В начале 90-х годов произошел провал перестройки и политическое поведение студенчества характеризуется двумя основными тенденциями:

) большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии и равнодушия ко всему окружающему, особенно к политике, отказывается участвовать в каких-либо политических действиях и даже не считает для себя ценностями политические свободы и демократию.

) другая, меньшая часть студентов, наоборот, настроена оптимистически и, хотя, как почти все студенчество, отрицательно относится к современным экономическим реформам, все же надеется на лучшее будущее, на то что удастся преодолеть нынешние трудности.

Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации студентов, можно выделить прежде всего влияние СМИ.

По данным опроса ФОМ (Опрос проводился 17 января 2004 года только среди респондентов 18-35 лет. Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.), наиболее аполитичная группа - именно студенческая молодежь в возрасте от 18 до 23 лет.

В то же время, студенческая молодежь чаще зависит от внешних обстоятельств, и реже, чем более старшие избиратели, берет ответственность за участие/неучастие в выборах на себя.

Т. Зарицкий отмечает, что существует разница в уровне заинтересованности политикой у студентов России и Польши. Московские студенты демонстрируют значительно меньший интерес к информации, относящейся к сфере политики, и гораздо меньшую включенность в обсуждение политических событий.

Среди факторов политической социализации студенчества исследователи отмечают следующие:

) гражданская активность - только посредством личного участия в деятельности молодежных политических организаций, экологических движений и политических партий можно приобщиться к политике, стать полноправным гражданином. Это самый мощный фактор политической социализации студенчества;

) воздействие органов масс-медиа, которые имеют самодостаточное воспитующее влияние;

) активность на уровне вуза (участие в различных акциях, культурно- спортивных мероприятиях, работе студпрофкома);

) фактор жизненных мотиваций, который объединил в себе три интереса: интерес к учебе, интерес к политической жизни России, интерес к профессиональной карьере политика;

) гендер;

) социальное настроение студента;

) социальное происхождение.

Итак, анализ показал, что молодой человек будет успешно социализироваться, если будет проявлять активность в деятельности политических движений и общественной жизни вуза, если он позитивно мотивирован на учебу, самопознание, карьеру, неустанно просвещается с помощью прогрессивных органов масс-медиа.

Для дальнейшего изучения электорального поведения целесообразно обратить внимание на специфику электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ).




2020-03-17 183 Обсуждений (0)
Глава 3. Электоральное поведение студенческой молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Электоральное поведение студенческой молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)