Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ)



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В период с 28.01.08 по 16.03.08 в Тверском государственном университете было проведено социологическое исследование, основной целью которого было выявить особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ)

Всего опрошено 350 человек, студентов Тверского государственного университета третьих и четвертых курсов следующих факультетов: юридического (27,71%), математического (22,86%), факультета управления и социологии (32,57) и факультета географии и геоэкологии (16,86). Основную массу опрошенных составляют девушки (68,86%), а молодых людей - 31,14%

В ходе исследования было выявлено, что подавляющее большинство студентов (77,43%) интересуются политикой, остальные 22,57% отметили, что они не испытывают интереса к политике. При этом среди интересующихся доля девушек и юношей практически одинаковая, соответственно, 75,93% и 80,73%.

Рассматривая интерес к политике студенческой молодежи необходимо отметить, что подавляющее большинство молодых людей (94,04%) иногда слушаю по радио или телевидению информацию о политических событиях, смотрят новости о политике 73,43%. Около половины опрошенных (43,54%) интересуются политическими проблемами и обсуждают их с друзьями. И только 10,33% студентов принимают участие в митингах, демонстрациях. А являются членом политической партии или движения лишь 8,86% молодых людей.

Следовательно, сильно интересуются политикой (респондент выбрал четыре и более вариантов ответа) 13,71% студенческой молодежи. Основная масса опрошенных (48,29%) испытывают средний интерес к политике (респондент отметил два или три варианта ответов). Низкий интерес к политике характерен для 15,43%, т.е. респондент выбрал только один вариант ответа. И полностью не интересуются политикой около четверти опрошенных (22,57%). При этом пол не влияет на степень интереса, так как расхождения в каждой группе невелико.

Необходимо отметить, что одну их главных ролей, в воспитании политической культуры, а также помощи в формировании активной жизненной позиции человека, играет его ближайшего окружения. Именно пример родителей, родственников может служить моделью поведения для молодого человека. Данный факт подтверждают и результаты исследования.

В 81,82% семей родители принимают участие в голосовании. В таких семьях наблюдается наибольшая электоральная активность детей (студентов) - 65,13% участвовали и в выборах Депутатов ГД РФ и в выборах Президента РФ. И только 7,66% вообще не пошли на выборы.

А среди тех, у кого родители не выполняют свой гражданский долг (14,11%), процент низкой электоральной активной (неучастие в выборах различных уровней) студенческой молодежи составляет 24,44%.

Что касается ведения разговоров и дискуссий в семейном кругу на тему событий, происходящих в Тверской области, то большинство молодежи (82,57%) признались, что с той или иной периодичностью подобные обсуждения происходят: 10,00% семей подобные разговоры ведутся ежедневно, 8,57% - несколько раз в месяц и большинство (64,00%) обсуждают только особые «события». Не обсуждаются события политической жизни Тверской области в 17,73%.

Кроме того, среди студентов с высокой электоральной активностью только 15,03% респондентов отметили, что в их семье не обсуждаются события политического характера Тверской области. А среди студенческой молодежи с низкой электоральной активностью доля таких опрошенных увеличивается вдвое и составляет 37,14%.

Если говорить об авторитетных лицах, способных повлиять непосредственно на принятие молодым человеком решения о том, идти или не идти на избирательный участок, за кого голосовать, то по заявлению одной трети опрошенных (34,00%) таких людей нет.

Если молодежь и прислушивается к кому-то, то это представители малой социальной группы: родители (42,86%), члены семьи и родственники (26,00%), близкие друзья, приятели и коллеги (22,57%). По 18,57% обращают внимание на мнение известных политиков и журналистов, однако мнения руководителей области, города, района, руководители учебного заведения, артисты, спортсмены, деятели науки и культуры для большинства не является авторитетным в данном вопросе.

Таким образом, обмен мнениями о политической жизни в ближайшем социальном окружении это для молодого избирателя - дополнительный канал информации, один из факторов, который влияет не только на широту мировоззрения, но и на принятие решения о собственном участии или неучастии в политической жизни области, района, города или села (в том числе посредством голосования).

Важная составляющая политической жизни студенческой молодежи - политическое сознание, которое во многом характеризует отношение молодых людей к действующим в стране институтам власти и общественным организациям. Об этом можно судить по тому, насколько студенческая молодежь доверяет государственным и общественным структурам.

Основная масса опрошенных 50,29% отметили, что доверяют президенту России. На втором месте по доверию стоят суд и прокуратура. Такую точку зрения высказали 25,71% студенческой молодежи. Церковь вызывает доверие у 21,14% респондентов. Меньше всего студенческая молодежь доверяет правоохранительным органам (4,00%), армии (5,14%), профсоюзам (3,43%), Администрации Тверской области (5,71%) и политическим партиям (3,43%). Столь низкое доверие политическим партиям свидетельствует о том, что подавляющее большинство молодых людей не только не видит в них выразителей интересов молодежи, но и сомневается в подлинности провозглашаемых ими политических лозунгов.

Таким образом, негативное отношение к власти всех уровней (кроме судебной власти) остается главной направляющей политических ориентации молодежи. При этом каждый пятый респондент (20,29%) отмечает, что никому не доверяет.

В ходе исследования необходимо было определить отношение студенческой молодежи к выборам. В результате мнения респондентов разделились практически поровну. Положительно относятся к выборам 36,00% опрошенных, нейтрально - 33,14% и отрицательную точку зрения высказали 30,86%.

Однако, анализируя ответы студентов различных факультетов, можно выделить некоторые отличия. Для студентов юридического факультета выборы означают почетное право гражданина и возможность влиять на власть, следовательно, среди них преобладает положительное отношение к выборам (38,14%). Большинство студентов ФУСа так же ориентированы на положительное отношение (41,23%) к голосованию. А подавляющая масса опрошенных на факультете географии и геоэкологии считают, что выборы - это обман народа и борьба кандидатов ради личной выгоды, следовательно, высказывают отрицательную точку зрения (45,76).

При этом нейтральное отношение к выборам, и представление их как пустой формальности и рутинной обязанности колеблется в пределах от 30,00% до 36,08% на различных факультетах.

Для того чтобы определить, влияет ли степень интереса к политике на отношение к выборам, по мнению студенческой молодежи, необходимо проанализировать ответы респондентов, которые имеют сильный интерес к политике и которые вообще не интересуются политикой. В результате, студенческая молодёжь с высоким интересом к политике относится к выборам положительно (54,17%), а у студентов, которые вообще не интересуются политикой, преобладает нейтральное (37,97%) и отрицательное (34,18%) отношение к выборам.

В ходе исследования необходимо было выявить электоральную активность студенческой молодежи (на примере студентов ТвГУ) в выборах различных уровней.

По результатам опроса, число не участвующей студенческой молодежи в среднем составляет 33,24%, в зависимости от уровня выборов число голосующей молодежи меняется. Так, на выборах Депутатов ГД РФ не принимали участие 35,14% опрошенных, на выборы в Главы г. Твери не пошли 48,86% молодых жителей города, 15,71% не пришли на избирательные участки во время выборов Президента РФ.

В абсолютном большинстве случаев если респондент принимает участие в одних выборах, то он примет участие и во вторых. В целом, по результатам опроса доля тех, кто дважды исполнил свой гражданский долг (пришел на избирательные участки 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года) составляет 60,50% опрошенных, а доля тех, кто на всех упомянутых выборах не принимал участие 10,97%, остальные 28,53% посещают выборы периодически (см табл. 17).

Следовательно, электоральная активность студенческой молодежи ТвГУ на выборах Президента РФ выше, чем электоральная активность на выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на выборах Главы города Твери.

При этом менее ответственна мужская часть студенческой молодежи. На избирательные участки во время выборов Депутатов ГД РФ юношей пришло в два раза меньше, чем девушек, соответственно, 29,07% и 70,93%. И такая картина повторилась на выборах Президента РФ (31,06% и 68,94%).

Анализируя электоральную активность студентов различных факультетов, можно выделить студентов юридического факультета, как самых активных на выборах. Так на выборах Депутатов ГД РФ проголосовало 65,98%, на выборах Главы г. Твери - 59,79% и на выборах Президента - 81,44% студентов данного факультета (см табл. 19, рис. 3).

Студенты Факультета управления и социологии также проявили высокую активность. В выборах Депутатов ГД РФ проняло участие более половины опрошенных ФУСа (67,54%), на выборы Главы г. Твери активность была немного ниже - 56,14%. И подавляющее большинство пришли на выборы 2 марта - 72,81%.

Студенты математического факультета проявили высокую явку только на выборах Депутатов ГД РФ (72,50%) и на выборах Президента РФ (81,25%). Что касается выборов Главы г. Твери, то около половины опрошенных студентов математического факультета (47,50%) приняли в них участие.

И самыми пассивными, неактивными являются студенты факультета географии и геоэкологии. У них низкая доля посещения выборов среди других факультетов. На выборах Главы г. Твери высказали свою гражданскую позицию лишь каждый третий (32,20%) опрошенный, на выборы Депутатов ГД РФ пришли 47,46%. Однако подавляющее большинство (62,71%) приняли участие в голосовании на выборах Президента РФ. Необходимо отметить, что именно студенты факультета географии и геоэкологии высказывают негативное отношение к выборам.

Рассмотрев уровень электоральной активность студенческой молодежи, необходимо определить мотивы участия молодых людей на выборах различных уровней. Основную причину, которую выделяют опрошенные, это гражданская позиция «я, как гражданин России, должен участвовать в выборах». Такого мнения придерживаются около одной трети (34,36%) студенческой молодёжи. При этом 19,38% опрошенных считают, что если они не будут участвовать в выборах, то их голос может быть использован для подтасовки и это является определенным стимулом прийти на избирательные участки. Студенческая молодежь отмечает, что выборы не могут повлиять на жизнь в стране. Менее 10% опрошенных указали, что выборы - это возможность повлиять на кадровый состав властных структур (7,05%). Однако среди студенческой молодежи существует мнение, что выборы - это просто развлечение и они участвуют в них ради интереса (14,10%). При этом расхождения в мотивах участия в выборах различных уровней практически отсутствуют (см табл. 19).

В результате основными мотивами участия в выборах студенческой молодежи ТвГУ выступают мотивы, связанные с гражданской позицией.

Если рассматривать мотивы участия в выборах Депутатов ГД РФ студентов различных факультетов, то можно выделить студентов юридического факультета. Среди них 39,06% считают выборы Депутатов ГД РФ своим гражданским долгом и, следовательно, должны участвовать в выборах. А каждый пятый респондент уверен, что с помощью выборов Депутатов ГД РФ может повлиять на жизнь в стране (18,75%). И лишь 7,81% студентов юридического факультета приходят на избирательные участки ради развлечения.

Мотивы участия в выборах Депутатов ГД РФ студентов математического факультета схожи с мотивами участия в выборах Депутатов ГД РФ студентов юридического факультета. Около одной трети респондентов (34,48%) считаю выборы гражданским долгом, но при этом четверть опрошенных (24,14%) боится, что если они не пойдут на выборы, то их голос могут использовать другие. 13,79% хотят с помощью выборов помочь партии, а 12,07% отмечают возможность повлиять на кадровый состав ГД РФ.

Что касается студентов факультета управления и социологии, то их мнения о мотивах участия в выборах Депутатов ГД РФ разошлись. Треть респондентов выделяют выборы Депутатов ГД РФ как свои гражданский долг (31,17%), но при этом 24,68% студенческой молодежи ФУСа считают выборы Депутатов ГД РФ развлечением. Лишь 3,90% думают, что выборы Депутатов ГД РФ - это возможность повлиять на кадровый состав ГД РФ.

А основная масса студентов факультета географии и геоэкологии (39,29%) принимают участие в выборах Депутатов ГД РФ, чтобы их голос был учтен и не использован для подтасовки. Так же одна треть опрошенных (32,14%) считает, что должен участвовать в выборах, ведь он гражданин РФ. И по 3,57% отмечают, что через выборы могут повлиять на жизнь в стране и изменить кадровый состав ГД РФ.

При этом большинство молодых девушек (39,13%) считают, что они должны участвовать в выборах Депутатов ГД РФ, так как они являются гражданами РФ. А молодых людей, которые разделяют данную точку зрения, в два раза меньше (22,73%).

Если обратить внимание на мотивы участия студенческой молодежи различных факультетов в выборах Главы г. Твери, то ситуация повторяется. Большинство студентов факультета географии и геоэкологии (47,37%) принимают участие в выборах Главы г. Твери, только чтобы их голос не был использован для подтасовки. Около трети респондентов математического, ФУСа, юридического факультетов, соответственно, 34,21%, 39,06%, 34,48%, считаю участие в выборах Главы г. Твери своим гражданским долгом и поэтому принимают в них участие. При этом для 15,79% студентов факультета географии и геоэкологии и для 26,56% студентов ФУСа выборы Главы г. Твери являются развлечением и молодые люди приходят на избирательные участки только для интереса.

Однако для того, что определить особенности электорального поведения студенческой молодежи, необходимо выявить не только причины участия в выборах различных уровней, но так же причины неучастия в выборах.

Анализирую ответы респондентов можно сделать следующие выводы. Основные причины неучастия молодых людей в выборах Депутатов ГД РФ это был(а) в отъезде (21,14%) и неверие в честность выборов (20,33%). При этом 32,75% студенческой молодежи не принимали участия в выборах Главы г. Твери, т. к. не прописаны в городе. А главные причины, по которым студенты не пошли на выборы Президента РФ носят иной характер. Одна треть респондентов (36,36%) считают, что их голос не может ни на что повлиять и 25,45% опрошенных не верят в честность выборов (см табл. 23).

Следовательно, в качестве главной причины отказа от участия в выборах студенческой молодежи ТвГУ являются недоверие к выборам только на выборах Президента РФ.

В ходе исследования важно было узнать какими источниками информации пользуются студенческая молодежь ТвГУ для получения данных о выборах различных уровней.

В результате главным источником информации о выборах Депутатов ГД РФ и о выборах Президента РФ опрошенные называют федеральное телевидение, соответственно, 78,29% и 90,86%. Из передач областного телевидения молодые люди в основном получали информацию о выборах Главы г. Твери (66,57%). Но одна треть респондентов (31,71%) так же указывают на информацию о федеральных выборах. Что касается федерального радио, то 27,43% опрошенных выделили его как источник получения информации о выборах Президента РФ, а на областное радио ориентируются 21,71% респондентов для получения информации о выборах Главы г. Твери. Так же для получения такой информации 31,71% использовали областные газеты. Агитационные материалы кандидатов и партий (листовки, плакаты, щиты, теле-, радиореклама) так же популярны среди студенческой молодежи. Их выделили в среднем 35,81% респондентов. При этом материалы Избирательной комиссии Тверской области не являются приоритетными. Им отдало предпочтение менее 10,00% опрошенных независимо от уровня выборов. Современные молодые люди активно используют интернет для получения информации о федеральных выборах, соответственно, 22,86% - о выборах Депутатов ГД РФ и 25,14% - о выборах Президента РФ. Стабильным источником получения информации о выборах различных уровней являются друзья, знакомые, а так же члены семьи (см табл. 24, рис. 5).

В результате, можно отметить, что главными источниками получения информации о выборах федерального уровня являются федеральное телевидение, федеральное радио, интернет. Самыми главными источниками получения информации о выборах местного уровня, по мнению студенческой общественности, являются областное телевидение, областные газеты. В качестве универсальных источников информации о выборах различного уровня выступают агитационные материалы кандидатов и партий (листовки, плакаты, щиты, теле-, радиореклама), а так же общение с членами семьи, друзьями, знакомыми. Самой низкой популярностью пользуется Избирательная комиссия Тверской области.

Следовательно, студенческая молодежь в качестве основного источника информации о федеральных выборах использует федеральное телевидение, а информацию о местных выборах получает из местных газет, местного телевидения, агитационных листовок.

Раскрыв основные источники информации, которые использует студенческая молодежь для получения информации о выборах различных уровней, необходимо обратить внимание на качество получаемой информации.

Для этого респондентам было предложено оценить качество информации о федеральных и местных выборах по трем показателям: содержательность, доступность и интерес. Проанализировав совместно три этих показателя, можно выделить четыре вида качества информации: отличное, хорошее, удовлетворительное и плохое.

В результате основная масса опрошенных (39,76%) довольны качеством информации о выборах Депутатов ГД РФ и считают её «отличной». Четверть респондентов (28,35%) признает качество информации «хорошим». Для 18,11% - «удовлетворительное» и плохим качество информации о выборах Депутатов ГД РФ оценивают 13,78%.

При этом качество информации о выборах Президента РФ в оценке студенческой молодежи несколько выше, чем предыдущее. Более половины опрошенных (62,46%) считаю качество информации «отличным», 25,58% признают его «хорошим» и только 7,64% недовольны, отмечая как «удовлетворительное». «Плохим» качество информации о выборах Президента РФ отметили лишь 4,32% респондентов.

Следовательно, информация о выборах федерального уровня по своему качеству, по мнению студенческой молодежи ТвГУ, выше, чем информация о выборах местного уровня.

Для того, чтобы определить, влияет ли степень интереса к политике на отношение к качеству информации, по мнению студенческой молодежи, необходимо проанализировать ответы респондентов, которые имеют сильный интерес к политике и которые вообще не интересуются политикой.

Качество информации о выборах Депутатов ГД РФ признают «отличным» большинство студентов, испытывающих высокий интерес к политике (55,00%), и только 17,78% молодых людей не интересующиеся политикой, поддерживают данную точку зрения (см табл. 26).

Каждый четвертый респондент оценивает качество информации о выборах Депутатов ГД РФ как «хорошее» независимо от степени интереса к политике, соответственно, 27,50% и 22,22%.

Студенты, которые не интересуются политикой, считают качество информации о выборах Депутатов ГД РФ «удовлетворительной» (28,89%) и «плохой» (31,11%). И только 10,00% студентов, которые интересуются политикой, отмечают «удовлетворительное» и 7,50% «плохое» качество информации. В результате, студенты, испытывающие высокий интерес к политике, оценивают качество информации более положительно, чем студенты, не интересующиеся политикой.

Оценивая качество информации и о выборах Главы г. Твери, по мнению студентов с разной степенью интереса к политике, можно так же отметить, что студенты не испытывающие интереса к политике оценивают качество информации о выборах Главы г. Твери более отрицательно, негативно, чем студенты с высоким интересом к политике.

Если сравнить мнения студентов с разной степенью интереса к политике по поводу качества информации о выборах Президента РФ, ситуация немного меняется. Большинство студентов с высоким интересом к политике (73,91%) и половина опрошенных студентов, не интересующихся политикой (53,33%), оценивают качество информации о выборах Президента РФ как «отличное». Качество информации признают «хорошим», соответственно, 10,87% и 30,00% студенческой молодежи. Таким образом, молодые люди, не интересующиеся политикой, хотят быть в курсе последних событий, которые касаются выборов Главы государства. Хотя в обычное время политика им не интересна.

В ходе исследования необходимо было выяснить, на какие качества прежде всего ориентируются студенты при выборе кандидата. (см табл. 29, рис. 7).

Результаты показывают, что большинство респондентов в основном ориентируются на политические взгляды кандидата. Так ответили 67,43% опрошенных.

Затем 54,86%, отмечают, что обращают внимание на профессиональные качества кандидата, 46,57% выделяют деловые качества кандидата. На личные качества кандидата ориентируются 45,14% респондентов.

Мнение окружающих о кандидате играет роль для 12,86% респондентов.

На предвыборную программу ориентируются 16,86% опрошенных и на яркую программу действий 9,43%. Меньше всего на респондентов оказывает влияние поддержка известных людей. Данный вариант ответа указали только 8,29%.

Респондентам был задан вопрос «Какого рода информации о кандидатах на выборные должности Вам недостаточно?». При этом мнения студентов различных факультетов разделились. Большинство студентов ФУСа (45,61%) считают, что не достаточно информации о деятельности кандидата, а так же о личностных качествах (39,47%), затем идет предвыборная программа кандидатов (35,96%) (см табл. 30).

Студенты юридического факультета отмечают нехватку информации так же о личностных качествах кандидата (35,05%) и о биографии кандидатов (34,02%). При этом только 15,46% жалуются на нехватку информации о предвыборных программах. И каждый четвертый респондент данного факультета (24,74%) считает, что всей информации вполне достаточно.

Мнение студентов математического факультета разделилось следующим образом. Для трети респондентов недостаток информации состоит в следующем: о биографии кандидатов (лидеров политических партий) (37,50%), о личностных качествах кандидатов (лидеров политических партий) (32,50%), о деятельности кандидатов (политических партий) (30,00%), о предвыборных программах кандидатов (политических партий) (28,75%). И так же 26,25% отмечают, что недостатка информации нет.

Каждый четвертый студент факультета географии и геоэкологии (20,34%) считает, что существует нехватка информации о мнениях известных людей. По поводу недостатка остальной информации студенты не имеет сильных разногласий со студентами других факультетов.

В результате, по мнению студенческой общественности, около трети респондентов отмечают недостаток информации по таким пунктам, как о предвыборных программах кандидатов (политических партий) (27,43%), о биографии кандидатов (лидеров политических партий) (33,90%), о личностных качествах кандидатов (лидеров политических партий) (34,86%), о деятельности кандидатов (политических партий) (35,59%). Для четверти опрошенных нехватка информации по результатам опросов общественного мнения (22,0,3%) и мнения известных людей (20,34%). Так же 22,57% считают, что существующей информации достаточно.

Что касается участия студенческой молодежи ТвГУ в выборах Президента РФ, то на вопрос «Если выборы Президента РФ состоятся в следующее воскресенье, то за какого кандидата Вы отдадите свои голос?» были получены следующие ответы.

Большинство студенческой молодежи (на примере ТвГУ) (52,29%) поддержали кандидатуру Медведева Д. на пост Президента РФ: 60,82% студентов юридического факультета, 54,39% - студентов ФУСа, 50,00% - студентов математического факультета и 37,29% - студентов факультета географии и геоэкологии.

,03% студентов факультета географии и геоэкологии отдали свои голос за Жириновского В. и около трети респондентов (27,12%) отметили, что не будут принимать участие в этих выборах, а у 3,39% этот вопрос вызвал затруднения.

,37% студентов юридического факультета поддержали Жириновского В., однако 13,40% так же затруднились ответить.

Практически одинаковая доля студентов математического факультета отдали свои голоса за Жириновского (12,50%) и за Зюганова Г. (11,25%).

Таким образом, большинство студенческой молодежи ТвГУ поддержали Медведева Д. на выборах Президента РФ.

За короткий период времени с декабря 2007 года по март 2008 года проводились выборы федерального значения (выборы Депутатов ГД РФ 2 декабря 2007 года и выборы Президента РФ 2 марта 2008 года), а в Твери и выборы местного значения (Главы г. Твери 2 декабря 2007 года).

И на вопрос «Использовали ли Вы избирательные кампании как возможность подработать?» четверть респондентов (24,57%) ответила положительно. Самыми активными являются студенты математического факультета, где почти половина опрошенных (48,75%) подрабатывали во время избирательных кампаний. Так же каждый пятый студент юридического факультета (21,65%), 16,67% студентов ФУСа и 11,86% студентов географии и геоэкологии так же работали в избирательных кампания.

Таким образом, выборы для студенческой молодежи - это не только возможность исполнить гражданский долг, приняв участие в голосовании, но и возможность подзаработать. В результате, молодые люди знают избирательный процесс «изнутри», включен в него не только как рядовой избиратель, но и как активный участник, оказывающий прямое воздействие как на ход выборной кампании, как и на её результат.

Существуют различные способы подработки во время избирательных кампаний. Самыми популярными среди студентов являются агитирование за партию, кандидата (10,57%), распространение агитационный материал, листовки (9,71%), а так же сбор подписей для кандидатов (8,00%) и работа в избирательных комиссиях (8,00%) (см табл. 33).

При этом необходимо отметить, что студент может агитировать за одну партию (кандидата), а на выборах отдать свои голос за другую партию (кандидата). В итоге более половины (68,24%) студенческой молодежи (на примере ТвГУ) действительно так поступила. Среди студентов юридического факультета доля таких студентов достигает 50,00%.

Подавляющее большинство (68,42%) студентов ФУСа агитировать за одну партию (кандидата), а на выборах отдать свои голос за другую партию (кандидата). Немного выше доля таких студентов на математическом факультете (74,36%). И выше всего на факультете географии и геоэкологии (85,71%).

В результате студенческая молодежь (на примере ТвГУ) очень активно использует избирательные кампании как дополнительный заработок. Ведь более половины респондентов (68,24%) агитировали за одну партию (кандидата), а на выборах отдали свои голос за другую партию (кандидата).

По результатам исследования можно выделить особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ):

. Подавляющее большинство студентов ТвГУ (77,43%) интересуются политикой, остальные 22,57% не испытывают интереса к политике. При этом среди интересующихся доля девушек и юношей практически одинаковая, соответственно, 75,93% и 80,73%.

. Пример родителей, родственников служить моделью поведения для молодого человека:

В 81,82% семей родители принимают участие в голосовании. В таких семьях наблюдается наибольшая электоральная активность детей (студентов) - 65,13% участвовали и в выборах Депутатов ГД РФ и в выборах Президента РФ. И только 7,66% вообще не пошли на выборы.

А среди тех, у кого родители не выполняют свой гражданский долг (14,11%), процент низкой электоральной активной (неучастие в выборах различных уровней) студенческой молодежи составляет 24,44%.

Кроме того, среди студентов с высокой электоральной активностью только 15,03% респондентов отметили, что в их семье не обсуждаются события политического характера Тверской области. А среди студенческой молодежи с низкой электоральной активностью доля таких опрошенных увеличивается вдвое и составляет 37,14%.

. Обмен мнениями о политической жизни в ближайшем социальном окружении это для молодого избирателя - дополнительный канал информации, один из факторов, который влияет не только на широту мировоззрения, но и на принятие решения о собственном участии или неучастии в политической жизни области, района, города или села (в том числе посредством голосования).

Студенческая молодежь прислушивается к представители малой социальной группы: родители (42,86%), члены семьи и родственники (26,00%), близкие друзья, приятели и коллеги (22,57%). И мнения руководителей области, города, района, руководители учебного заведения, артисты, спортсмены, деятели науки и культуры для большинства не является авторитетным в данном вопросе.

. Низкое доверие политическим партиям свидетельствует о том, что подавляющее большинство молодых людей не только не видит в них выразителей интересов молодежи, но и сомневается в подлинности провозглашаемых ими политических лозунгов. Негативное отношение к власти всех уровней (кроме судебной власти) остается главной направляющей политических ориентации молодежи. При этом каждый пятый респондент (20,29%) отмечает, что никому не доверяет.

. Отношение студенческой молодежи к выборам различно. Для студентов юридического факультета выборы означают почетное право гражданина и возможность влиять на власть, следовательно, среди них преобладает положительное отношение к выборам (38,14%). Большинство студентов ФУСа так же ориентированы на положительное отношение (41,23%) к голосованию. А подавляющая масса опрошенных на факультете географии и геоэкологии считают, что выборы - это обман народа и борьба кандидатов ради личной выгоды, следовательно, высказывают отрицательную точку зрения (45,76).

В результате, студенческая молодёжь с высоким интересом к политике относится к выборам положительно (54,17%), а у студентов, которые вообще не интересуются политикой, преобладает нейтральное (37,97%) и отрицательное (34,18%) отношение к выборам.

. Электоральная активность студенческой молодежи (на примере студентов ТвГУ) в выборах различных уровней неодинакова: выше на выборах Президента РФ и меньше на выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на выборах Главы города Твери.

•   При этом самыми активными являются студенты юридического факультета. Студенты Факультета управления и социологии также проявили высокую активность. И самыми пассивными, неактивными являются студенты факультета географии и геоэкологии. Необходимо отметить, что именно студенты факультета географии и геоэкологии высказывают негативное отношение к выборам.

. В результате основными мотивами участия в выборах студенческой молодежи ТвГУ выступают мотивы, связанные с гражданской позицией. В качестве главной причины отказа от участия в выборах студенческой молодежи ТвГУ являются недоверие к выборам только на выборах Президента РФ.

Причины неучастия молодых людей в выборах Депутатов ГД РФ это был(а) в отъезде (21,14%) и неверие в честность выборов (20,33%). При этом 32,75% студенческой молодежи не принимали участия в выборах Главы г. Твери, т. к. не прописаны в городе. А главные причины, по которым студенты не пошли на выборы Президента РФ носят иной характер. Одна треть респондентов (36,36%) считают, что их голос не может ни на что повлиять и 25,45% опрошенных не верят в честность выборов

. Главными источниками получения информации о выборах федерального уровня являются федеральное телевидение, федеральное радио, интернет. Самыми основными источниками получения информации о выборах местного уровня, по мнению студенческой общественности, являются областное телевидение, областные газеты. В качестве универсальных источников информации о выборах различного уровня выступают агитационные материалы кандидатов и партий (листовки, плакаты, щиты, теле-, радиореклама), а так же общение с членами семьи, друзьями, знакомыми. Самой низкой популярностью пользуется Избирательная комиссия Тверской области.

Студенческая молодежь в качестве основного источника информации о федеральных выборах использует федеральное телевидение, а информацию о местных выборах получает из местных газет, местного телевидения, агитационных листовок.

Информация о выборах федерального уровня по своему качеству, по мнению студенческой молодежи ТвГУ, выше, чем информация о выборах местного уровня.

. Выборы для студенческой молодежи - это не только возможность исполнить гражданский долг, приняв участие в голосовании, но и возможность подзаработать. В результате, молодые люди знают избирательный процесс «изнутри», включен в него не только как рядовой избиратель, но и как активный участник, оказывающий прямое воздействие как на ход выборной кампании, как и на её результат. Однако более половины респондентов (68,24%) агитировали за одну партию (кандидата), а на выборах отдали свои голос за другую партию (кандидата).

 


Заключение

 

Электоральное поведение - это одна из главных форм участия граждан в политической жизни современного общества, определяемая необходимостью выбора конкретных субъектов исполнительной и законодательной власти разного уровня.

При этом в проблеме политического участия молодежи можно рассмотреть два аспекта. Первый - низкая ценность политического участия для молодых людей. Второй - место политики в системе интересов молодежи.

По мнению Ж. Тощенко, молодежь как субъект политической жизни общества характеризуется следующими особенностями:

) незавершенность становления собственной субъективности в социально-политических отношениях. Это предполагает известные возрастные ограничения политических прав молодежи, закрепленные законодательно;

) специфика социального положения молодежи. Оно характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. Это ставит молодежь в неравное положение с другими более экономически и социально развитыми группами;

) специфика молодежного сознания, обусловленной как возрастом, как и социальным положением этой категории. Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных и политических. Под их воздействием происходят осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.

Изучая электоральное поведение молодежи можно выделить две точки зрения.

) исследователи Фонда общественного мнения отмечают, что российская молодежь в целом довольно аполитична, что неизменно подтверждают выборы - молодые избиратели участвуют в них гораздо реже, чем представители старших поколений;

) данные мониторинга, проводимого «Среднерусским консалтинговым Центром», позволяют сделать вывод о том, что интерес молодежи к политике не представляет собой какую-то постоянную величину, а весьма сильно меняется в зависимости от обстановки в стране, грядущих выборов на общефедеральном или региональных уровнях, и ряда других факторов. Это позволяет опровергнуть тезис некоторых общественных деятелей об аполитичности молодежи как таковой.

Вместе с тем преимущественно мобилизационный характер электорального поведения россиян, в том числе и молодежи, оборачивается тем, что в периоды между выборами наступает все более сильный спад политического интереса, размывание политических позиций, так или иначе проявленных на выборах.

Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации студентов, можно выделить, прежде всего, влияние СМИ.

В то же время, студенческая молодежь чаще зависит от внешних обстоятельств, и реже, чем более старшие избиратели, берет ответственность за участие/неучастие в выборах на себя.

По результатам исследования можно выделить особенности электорального поведения студенческой молодежи (на прим



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности электорального поведения студенческой молодежи (на примере ТвГУ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)