Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследования



2020-03-17 265 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В постановке эмпирической части исследования мы исходили из его основной цели - определение особенностей личностно-профессионального развития студентов вуза в процессе обучения. В связи с этим были выделены основные этапы исследовательской работы.

Первый этап - заключался в подборе психодиагностического инструментария для комплексного изучения профессионально-личностного развития студентов в период обучения в вузе.

Для измерения, теоретически выделенных нами, значимых составляющих личностно-профессионального развития студентов, в качестве инструментария исследования была подобрана батарея методик, включающая в себя: методику для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), опросник В. Гербачевского для определения уровня притязаний личности, методику для диагностики самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ), опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина (см. Приложение 1). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди c реалистическим уровнем притязаний отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей и большей продуктивностью.

Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным [69].

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям [63, c. 12-14].

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей [5].

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. [40; 64, c. 230].

Опросник В.К. Гербачевского (см. Приложение 2) предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (см. Приложение 3). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация - осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня [66].

Опросник структуры темперамента (см. Приложение 4) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Второй этап - заключался в подборе испытуемых (респондентов) среди студентов педагогического факультета УО «ВГУ им. П.М. Машерова».

Для участия в экспериментальной части исследования в качестве испытуемых (респондентов) были привлечены студенты, обучающиеся на педагогическом факультете УО «ВГУ им. П.М. Машерова», всех курсов с первого по пятый. Всего в исследовании приняло участие 92 человека, среди которых студентов первого курса - 20, второго - 18, третьего - 15, четвертого - 14 и пятого - 25 человек.

Третий этап включал в себя анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.

Первичная обработка данных проводилась в соответствии с требованиями (ключами) используемых методик. Вторичная обработка заключалась в том, что были составлены сводные таблицы с результатами, полученными от каждого студента по всей батарее методик, вычислены средние показатели и процентные соотношения по каждому из изучаемых параметров, которые, в свою очередь были сведены для анализа в обобщающие таблицы. Также проводилась математико-статистическая обработка данных.

Исследование проводилось для проверки гипотез исследования: 1) личностно-профессиональное развитие студентов проявляется в таких компонентах, как притязание личности, самоактуализация, учебная мотивация, структура темперамента; 2) в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями.

Так, для экспериментальной части исследования личностно - профессионального развития студентов было теоретически выделено ряд личностных и профессиональных особенностей: учебная мотивация, уровень притязания личности, самоактуализация и структура темперамента, что позволило на этой основе отобрать комплекс методик.



2020-03-17 265 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)