Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапа обучения в вузе



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапа обучения в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок




Сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса (см. Приложение 6) показал, что значительные различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы (р £ 0,01), мотивы избегания (р £ 0,01), мотивы престижа (р £ 0,01), профессиональные мотивы (р £ 0,01), мотивы творческой самореализации (р £ 0,05), учебно-познавательные мотивы (р £ 0,01), социальные мотивы (р £ 0,01), внутренний мотив (р £ 0,01), познавательный мотив (р £ 0,05), значимость результатов (р £ 0,01), сложность задания (р £ 0,01), оценка уровня достигнутых результатов (р £ 0,01), ожидаемый уровень результатов (р £ 0,01), энергичность (р £ 0,01), темп (р £ 0,05).

Так коммуникативный мотив наиболее ярко выражен на пятом курсе (Mean Rank=2,10). Это может означать, что для студентов пятого курса важным является поиск новых знакомств, людей с близкими интересами, обмен мнениями, обретение нового круга друзей и единомышленников. Это связано с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

Так же чаще проявляется мотив избегания у студентов выпускных курсов (Mean Rank =, 96 - на пятом курсе и 55,04 - на четвёртом курсе), это свидетельствует о стремление данных студентов в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где их поступки оцениваются другими людьми.

Мотивы престижа также ярко проявляются на выпускных курсах (Mean Rank =65,46 - на пятом курсе и 55, 36 - на четвёртом курсе), следовательно, характерна профессионально-прагматическая направленность, что свидетельствует о приоритете профессионального самоопределения и самореализации.

Профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации выражены в значительной степени у студентов пятого года обучения (соответственно Mean Rank - 61,02 и 60,46), в связи с этим можно говорить о том, что у студентов с высоким уровнем развития профессионального самоопределения мотивы и цели вызывают принципиально новые способы образовательной деятельности, такие, как осознание особенностей своей учебной деятельности и личности; соотнесение их с требованиями общества; оценка этих особенностей и их преобразование; поиск и выработка новых способов познавательной деятельности; выработка новых личностных позиций; осознание образования как особой деятельности; соотношение задач и способов учебной деятельности; развернутые самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и разумном самоограничении своей деятельности.

Однако наименьшее выражение по описанным выше показателем было отмечено на первом курсе (коммуникативные мотивы (Mean Rank 25,03); мотивы избегания (Mean Rank 29,35); мотивы престижа (Mean Rank 28,65); профессиональные мотивы (Mean Rank 29,08); мотивы творческой самореализации (Mean Rank 34,30), это означает, что студенты не задумываются над способами и приемами своей учебной деятельности.

Таким образом, коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации в наибольшей степени выражены у студентов выпускных курсов. Это свидетельствует о том, что у студентов 4-5-х курсов обучение в университете связано со стремлением удовлетворить научно-познавательные интересы, получить образование как необходимую предпосылку для профессиональной деятельности.

В свою очередь учебно-познавательный и социальный мотивы больше выражены на третьем курсе (Mean Rank - 55, 57 и 62,20 соответственно), это свидетельствует о том, что учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Особенно ярко это проявляется у учащихся с высоким уровнем развития профессионального самоопределения.

Также познавательный мотив в большей степени присущ студентам третьего курса (Mean Rank 55,20). Это характеризует субъектов как проявляющих интерес к результатам своей деятельности. Тогда как менее всего познавательный мотив выражен на четвёртом курсе (Mean Rank 33,61)

Сложность задания и оценка уровня достигнутых результатов в наибольшей степени выражены на третьем курсе (Mean Rank 61,30 и 68,27 соответственно), что соотносится с возможностями субъектов в определенном виде деятельности.

Ожидаемый уровень результатов и энергичность выражены на втором курсе обучения в вузе (Mean Rank 58,50 и 59,31 соответственно). Компонент «уровень результатов» связан с достижением достаточно трудных целей. Он относятся к текущим делам. Энергичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

Темп ярче всего выражен на первом курсе (Mean Rank - 57,88). В свою очередь высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. Следовательно, все описанные выше характеристики присущи студентам на первом курсе.

Анализ и интерпретация полученных результатов позволяют сделать выводы о том, что:

1) в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами престижа, что свидетельствует о профессионально-прагматической направленности студентов и приоритете профессионального самоопределения и самореализации.

2) на всех курсах обучения в вузе высокие значения отмечены по таким компонентам мотивационной структуры, как познавательный мотив и оценка своего потенциала. Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

)   стремление к самоактуализации в наибольшей степени выражено у студентов пятого курса, что проявляется в таких компонентах, как ориентация во времени, взгляд на природу человека, потребность в познании и самопонимание.

Сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса показал, что значимые различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, данные переменные наиболее ярко выражены на выпускных курсах; учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, познавательный мотив, сложность задания, оценка уровня достигнутых результатов - эти переменные выражены в наибольшей степени у студентов третьего курса; ожидаемый уровень результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко выражен, а первом курсе обучения в вузе.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями, подтверждена частично, т. к. студентам выпускных курсов присущи коммуникативные мотивы, мотивы избегания, в свою очередь значимость результатов присуща студентам четвёртого курса.

 


Заключение

 

Исходя из задач данного теоретико-экспериментального исследования, был осуществлён анализ литературных источников по проблеме личностно-профессионального развития студентов в период обучения. Было определено, что среди важных личностных и профессиональных особенностей студента можно выделить следующие компоненты:

§ учебная мотивация, которая представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации;

§ самоактуализация, которая рассматривается как стремление человека к непрерывному развитию индивидуальности, эффективная реализация его системы потенциалов в процессе деятельности для достижения общественного признания;

§ уровень притязаний; он является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности;

§ темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Проведенное эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс позволяет сделать выводы о том, что:

- в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами престижа, что свидетельствует о профессионально-прагматической направленности студентов и приоритете профессионального самоопределения и самореализации;

на всех курсах обучения в вузе высокие значения отмечены по таким компонентам мотивационной структуры, как познавательный мотив и оценка своего потенциала. Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности;

стремление к самоактуализации в наибольшей степени выражено у студентов пятого курса, что проявляется в таких компонентах, как ориентация во времени, взгляд на природу человека, потребность в познании и самопонимание.

Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе показал, что значимые различия обнаружены по следующим переменным: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, данные переменные наиболее ярко выражены на выпускных курсах; учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, познавательный мотив, сложность задания, оценка уровня достигнутых результатов - эти переменные выражены в наибольшей степени у студентов третьего курса; ожидаемый уровень результатов и энергичность выражены на втором курсе; темп наиболее ярко выражен а первом курсе обучения в вузе.

Таким образом, проведенное теоретико-экспериментальное исследование полностью подтвердило исходную гипотезу о том, что личностно-профессиональное развитие студентов проявляется в таких компонентах, как притязание личности, самоактуализация, учебная мотивация, структура темперамента; а также, выдвинутая нами гипотеза о том, что в большей степени студентам выпускных курсов присущи профессиональные мотивы, мотивы избегания и значимость результатов, что связано с их темпераментными особенностями, подтверждена частично, т. к. студентам выпускных курсов присущи коммуникативные мотивы, мотивы избегания, в свою очередь значимость результатов в наибольшей степени присуща студентам четвёртого курса.

 




2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапа обучения в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ особенностей личностно-профессионального развития студентов на разных этапа обучения в вузе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)