Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ и интерпретация полученных результатов



2020-03-17 261 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Описательная статистика позволила выделить основные группы мотивов, характеризующих процесс профподготовки и определить их средний уровень на основе модифицированной методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой [49] (см. Приложение 5; см. Таблицу 2.1).

Таблица 2.1. Диагностика учебной мотивации студентов (модифицированная методика)

Группы мотивов

Курс

Курс

Курс

Курс

Курс

  Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг
Коммуникативные мотивы 2,2 5 2,21 7 2,38 7 3,14 6 3,42 5
Мотивы избегания 2,4 3 2,63 4 3,11 3 3,57 2 3,992 2
Мотивы престижа 2,5 1 2,84 1 3,11 4 3,6 1 4,088 1
Профессиональные мотивы 2,25 4 2,72 2 3,09 5 3,38 3 3,704 3
Мотивы творческой самореализации 2,45 2 2,56 5 2,9 6 3,18 5 3,44 4
Учебно-познавательные мотивы 2,17 6 2,69 3 3,36 1 3,23 4 3,402 6
Социальные мотивы 2,17 6 2,4 6 3,12 2 2,93 7 2,2 7

 

Анализ данных таблицы 2.1 позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами престижа. Эти мотивы для студентов старших курсов не являются реально действующими и побудительными, так как они не связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к процессу профессиональной подготовки.

В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими лишь у студентов на третьем курсе обучения в вузе.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных аспектов профессиональной подготовки являются основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения и саморазвития личности. Результаты исследований могут быть использованы для выявления категорий студентов в зависимости от направленности мотивации (с доминированием внешней или внутренней мотивации); для исследования эффективности процесса профессиональной подготовки с точки зрения поиска резервов и направлений ее совершенствования.

По результатам тестирования для определения уровня притязаний личности по опроснику В. Гербачевского мы определили мотивационную структуру испытуемых. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитали сумму баллов с помощью ключа и правил перевода ответов испытуемых в баллы (см. рисунок 2.1).

 

Рис. 2.1. Уровень притязаний личности студентов по опроснику В. Гербачевского


Исходя из данных рисунка 2.1 и сводной таблицы (см. Приложение 5) видно, что на всех курсах обучения в вузе высокие значения отмечены по таким компонентам мотивационной структуры, как «познавательный мотив» (18 баллов на первом курсе, 20 - на втором и пятом, 17 - на четвёртом), «оценка своего потенциала» (19 баллов на первом, 20 - на втором, по 17 - на четвёртом и пятом) Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности. В свою очередь, инициативность выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

На втором курсе доминирует также «мотив самоуважения» (20 баллов), который выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Низкие показатели отмечены по следующим компонентам мотивационной структуры: «значимость результатов» (от 5 баллов на первом курсе до 9 - на пятом), «сложность задания» (8 баллов на втором курсе, по 7 - на третьем и четвёртом курсе и 6 - на пятом) и «оценка уровня достигнутых результатов» (8 баллов на первом курсе, по 7 - на втором и третьем, по 9 - на выпускных курсах). Это компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам. Например, оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

По итогам проведения диагностики самоактуализации личности, используя методику А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ), мы получили результаты, которые отражены в рисунке 2.2 и в сводной таблице.

 


Рис. 2.2 Самоактуализация личности студентов по методике А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

студент психологический профессиональный качество

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

) стремление к самоактуализации на первом и втором курсах в наибольшей степени выражено следующими пунктами теста: контактность (60% на первом курсе, 59% - на втором), потребность в познании (55% на первом курсе, 56% - на втором), автономность и ценности (по 50% на первом курсе и 51% - на втором).

Высокий балл по шкале «ценности» свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.

Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

) к выпускным курсам прослеживается динамика повышения количества баллов (и соответственно процентов) по следующим шкалам: «самопонимание» (от 45% на первом курсе до 60% - на пятом), «ориентация во времени» (от 43% на первом курсе до 60% - на пятом); и динамика понижения количества баллов по шкале «аутосимпатия» (40% на первом курсе, 33% - на пятом курсе) и «контактность» (60% на первом курсе, 40% - на пятом курсе).

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат - это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

Высокий показатель по шкале «самопонимание» свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.

Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

 

Рис. 2.3 Структура темперамента студента

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

) по шкале «энергичность» получены средние значения на 1-4 курсах, а это может означать, что студентам этих курсов свойственны избирательность в проявлении активности, могут относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы; и низкое значение на пятом курсе, в свою очередь низкие значения означают пассивность, общий жизненный тонус низкий, стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо, предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены.

) шкала «социальная энергичность»: высокие значения на первом и пятом курсах (для высоких значений характерно потребность в людях, наличие широкого круга общения, инициативность, социальная активность) и средние значения на втором, третьем и четвёртом курсах (средние значения означают избирательность в контактах; легкость в нахождении общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам; общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности).

) по шкале «пластичность» выражена динамика увеличения средних баллов от первого к пятому курсу (от низких значений на первом курсе к высоким значениям на пятом курсе). Низкие значение означают склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. В свою очередь высокие значения могут являться показателем легкости переключения с одного вида деятельности на другой, быстрого перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

) Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. Анализ результатов показал низкие значения на первом курсе (трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов), и средние значения на втором, третьем и выпускных курсах (широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность).

) по шкале «темп» на всех курсах были получены средние результаты, а это означает высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

) Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. Средние значения выявлены на первом, втором и третьем курсах, что означает недостаточное развитие речедвигательной системы, речевую медлительность, медленную вербализацию; а высокие значения на выпускных курсах, что может быть показателем речедвигательной быстроты, быстроты говорения, высокой скорости и возможности речедвигательного аппарата.

) Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. Высокие значения были получены на первом курсе, что может свидетельствовать о высокой чувствительности к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущении неуверенности, тревоги, неполноценности, высоком беспокойство по поводу работы, чувствительности к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия. Средние значения выявлены на втором, третьем, четвёртом и пятом курсе. Для средних значений характерно незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

) Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

Для высоких значений характерна высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении. Данные значения были выявлены на втором и третьем курсах.

Для средних значений характерна низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. Эти значения мы выявили на первом, четвёртом и пятом курсах.

) «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

На всех курсах выявлены низкие значения, это означает адекватное восприятие своего поведения.



2020-03-17 261 Обсуждений (0)
Анализ и интерпретация полученных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ и интерпретация полученных результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)