Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.



2020-03-17 428 Обсуждений (0)
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике. 0.00 из 5.00 0 оценок




    

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без ис­пользования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увле­кать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления,

закреплять полученные знания и умения, упражнять в примене­нии их в других видах деятельности, новой обстановке.

    Используется занимательный материал и с целью формирования пред­ставлений, ознакомления с новыми сведениями.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая ча­ще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, услови­ем задачи и т. д. Умственная задач: составить фигуру или видоизменить ее, най­ти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых дей­ствиях.

Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность поста­новки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - за­ставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала: игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методи­стами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

   Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, раз­нообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения (схема 1).

 

 

                                                   

 

 

                         
           

 

 


 

 

 

В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространствен­ное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. На­пример, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геомет­рическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Рассмотрим другие виды занимательного материала, например математи­ческие игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или за­дачи. по ходу решения требуется применение математических методов и умо­заключений.

Приведем несколько математических игр для детей старшего дошкольно­го возраста.

Цепочка примеров:

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 - бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выиг­рывает группа детей, у которой осталось больше игроков.

Отгадай число

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа. Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок выполнивший условия иг­ры получает флажок. При делении детей на 2 группы ответившие не правильно выбывают из игры.

Обе игры просто по содержанию и поставленной задачи: их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел и отношениями между ними. Занима­тельность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнения логических операций и действий: «Найди не достающую фигуру», «Чем отли­чаются?» и др.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников совре­менной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным задачам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. «Задания на сообра­зительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для раз­влечения, но и в большей мере для обучения.

Они развивают гибкость ума, дает возможность упражняться в примене­нии своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения».

Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач. По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды: логические задачи, задачи-шутки и задачи головоломки.

Наглядные логические задачи очень разнообразны: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным - нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отли­чия одной группы фигур от другой. Назначение логических задач состоит в ак­тивизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать доказывать, делать выводы. Так, для ответа на вопрос логической за­дачи «Чем одна группа фигур (5-6 фигур треугольной формы с разным соот­ношением сторон, разного размера, цвета, расположения) отличается от другой (фигуры четырехугольной формы с теми же признаками сходства и отличия)?» необходимо проанализировать, сравнивать фигуры, выделить общие признаки, свойственные всем фигурам одной группы, и другой группы, а затем - признак отличия, указать правильность или ошибочность ответа.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дает возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. На­пример, игры «Сделай поровну».

«Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на од­ну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну. И объяснить получен­ный результат».

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на смекалку.

Например, «Назови число».

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления. Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, ко­торое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

В этой не сложной задачи на смекалку задуманное число может быть лю­бым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Решения задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.

Например, «Сколько взять конфет?». Цель: Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом. Ход игры. Предлагается условия задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты двух сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сор­та?». (Не менее 3). Задача решается путем логического размышления.

Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало 3 яблок. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку и одно осталось в ва­зе. Как это получилось?». К ответу решающей задачу приходит следствие раз­мышления, соотнесение условий с результатом. (1 девочка взяла яблоко вместе с вазой).

В воспитательно-образовательном процессе детского сада занимательный материал используется как на занятиях, так и вне их для организации самостоя­тельной детской деятельности. В ходе занятий занимательные игры и упражне­ния являются одним из средств, способствующих активизации мышления, за­креплению математических представлений. Практика дает возможность выде­лить следующие направления воздействие этого материала на характер обуче­ния дошкольников математике.

1. Под влиянием систематического использования занимательного дидак­тического материала на занятиях и с целью организации самостоятельной дея­тельности детей вырабатывается умение быстро включаться в активный позна­вательный процесс. Как показало изучение особенности решения дошкольника­ми занимательных задач, поиск результата здесь основан в разностороннем анализе условия задачи. Он представлен соотнесением данных условий с дей­ствительностью (бывает так или не бывает?), выяснением возможности решения задачи (можно ли составить силуэт танка из имеющегося набора геометриче­ских фигур?), осмысливанием предлагаемой трансфигурации («Как изменится заданная фигура, если я переложу эти палочки?»). Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В процессе обучения они быстро усваива­ются. что без внимательного рассматривания, практического апробирования не­возможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется жела­ние напряженно думать, искать решение.

Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи: порядок и на­правление рассматривания изображенного при решении логических задач; соот­несение строения силуэта с реальным предметом и формой имеющихся у него элементов - в играх на воссоздание силуэтов.

Игровая задача легко воспринимается ребенком, желание получить ре­зультат (разгадать, найти, изменить) вызывает умственную активность. Дети усваивают разнообразные практические операции: раскладывание элемен­тов («Головоломка Пифагора»), перекладывание палочек в задачах - голово­ломках и т.д.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем до­школьном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изме­нение их количества.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобра­зования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее спо­собом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5- 7 лет задачи на смекалку можно объединить в три группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку.

Наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использо­вании в работе с детьми разных видов занимательных задач: логических и на пространственное преобразование, замену мест, задач-шуток и т.д.

Из многообразия занимательных математических заданий наиболее дос­тупными и интересными в дошкольном возрасте являются задачи-шутки.

«Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекал­ку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математиче­скую задачу.

Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ замаскировано внешними условиями, как правило, второ­степенными».

Задачи-шутки способствуют развитию логического мышления, сообрази­тельности активизируют умственную деятельность. Для решения задачи требу­ется установление связей, отношений между объектами, явлениями.

Использование задач шуток помогает разнообразить и оживить занятия с детьми.

3. В процессе систематического использования в работе с детьми занимательных игр у них постоянно вырабатывается умение творчески, инициативно подходить к задаче, к ее результату. С помощью математических игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о временных и пространственных отношениях. Игры так же способствуют в развитии наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи<Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).

Особое место принадлежит математическим праздникам. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информацион­но-развлекательного содержания.

Главное: совместная неформальная деятельность детей и взрослых, Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха под­держивает на празднике положительный эмоциональный фон.

4. Дети, увлеченные поиском результата, проявляют определенные воле­вые усилия. Естественно, что упорство в достижении поставленной цели зави­сит от индивидуальных возможностей детей, характера приемов руководства со стороны взрослых.

5. Систематическое использование занимательного математического ма­териала способствует повышению интереса детей к занятию по формированию элементарных математических представлений, зарождению и развитию стрем­ления к выявлению и усвоению элементарных математических связей и зависи­мостей. Под влиянием развивающейся наблюдательности, активности и инициа­тивности меняется отношение детей к обучению в целом.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный матема­тический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу реше­ния. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои усло­вия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, спо­собствуют развития заинтересованности математикой.

Итак, занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия активизируют познавательную деятель­ность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности мате­матикой.

ВЫВОД: познавательный интерес - одна из форм отражения действи­тельности, неразрывно связанная с деятельностью и жизнью каждого человека.

Формирование познавательных интересов разносторонне влияет на разви­тие детей. Он определяет: активность ребенка в обучении инициативу в поста­новке познавательных целей; поисковый характер познавательной деятельно­сти; благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых раз­ных видах деятельности.

Итак, бурное развитие математической науки и проникновение ее в раз­личные области знаний определяет возрастающую роль математической подго­товки детей.

Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

В математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания способствуют совершенствованию познавательных про­цессов, а также формированию целого ряда личностных качеств - активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.

 


Глава II.



2020-03-17 428 Обсуждений (0)
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)