Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задач: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала: игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения (схема 1).
В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Рассмотрим другие виды занимательного материала, например математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. по ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Приведем несколько математических игр для детей старшего дошкольного возраста. Цепочка примеров: Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 - бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков. Отгадай число Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа. Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок выполнивший условия игры получает флажок. При делении детей на 2 группы ответившие не правильно выбывают из игры. Обе игры просто по содержанию и поставленной задачи: их участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел и отношениями между ними. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнения логических операций и действий: «Найди не достающую фигуру», «Чем отличаются?» и др. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным задачам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. «Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дает возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения». Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач. По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды: логические задачи, задачи-шутки и задачи головоломки. Наглядные логические задачи очень разнообразны: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным - нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. Назначение логических задач состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать доказывать, делать выводы. Так, для ответа на вопрос логической задачи «Чем одна группа фигур (5-6 фигур треугольной формы с разным соотношением сторон, разного размера, цвета, расположения) отличается от другой (фигуры четырехугольной формы с теми же признаками сходства и отличия)?» необходимо проанализировать, сравнивать фигуры, выделить общие признаки, свойственные всем фигурам одной группы, и другой группы, а затем - признак отличия, указать правильность или ошибочность ответа. К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дает возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Например, игры «Сделай поровну». «Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну. И объяснить полученный результат». Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на смекалку. Например, «Назови число». Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления. Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5». В этой не сложной задачи на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять. Решения задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность. Например, «Сколько взять конфет?». Цель: Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом. Ход игры. Предлагается условия задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты двух сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?». (Не менее 3). Задача решается путем логического размышления. Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало 3 яблок. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку и одно осталось в вазе. Как это получилось?». К ответу решающей задачу приходит следствие размышления, соотнесение условий с результатом. (1 девочка взяла яблоко вместе с вазой). В воспитательно-образовательном процессе детского сада занимательный материал используется как на занятиях, так и вне их для организации самостоятельной детской деятельности. В ходе занятий занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих активизации мышления, закреплению математических представлений. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействие этого материала на характер обучения дошкольников математике. 1. Под влиянием систематического использования занимательного дидактического материала на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности детей вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Как показало изучение особенности решения дошкольниками занимательных задач, поиск результата здесь основан в разностороннем анализе условия задачи. Он представлен соотнесением данных условий с действительностью (бывает так или не бывает?), выяснением возможности решения задачи (можно ли составить силуэт танка из имеющегося набора геометрических фигур?), осмысливанием предлагаемой трансфигурации («Как изменится заданная фигура, если я переложу эти палочки?»). Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В процессе обучения они быстро усваиваются. что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать, искать решение. Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи: порядок и направление рассматривания изображенного при решении логических задач; соотнесение строения силуэта с реальным предметом и формой имеющихся у него элементов - в играх на воссоздание силуэтов. Игровая задача легко воспринимается ребенком, желание получить результат (разгадать, найти, изменить) вызывает умственную активность. Дети усваивают разнообразные практические операции: раскладывание элементов («Головоломка Пифагора»), перекладывание палочек в задачах - головоломках и т.д. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру. Для детей 5- 7 лет задачи на смекалку можно объединить в три группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку. Наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач: логических и на пространственное преобразование, замену мест, задач-шуток и т.д. Из многообразия занимательных математических заданий наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются задачи-шутки. «Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными». Задачи-шутки способствуют развитию логического мышления, сообразительности активизируют умственную деятельность. Для решения задачи требуется установление связей, отношений между объектами, явлениями. Использование задач шуток помогает разнообразить и оживить занятия с детьми. 3. В процессе систематического использования в работе с детьми занимательных игр у них постоянно вырабатывается умение творчески, инициативно подходить к задаче, к ее результату. С помощью математических игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о временных и пространственных отношениях. Игры так же способствуют в развитии наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи<Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс). Особое место принадлежит математическим праздникам. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное: совместная неформальная деятельность детей и взрослых, Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон. 4. Дети, увлеченные поиском результата, проявляют определенные волевые усилия. Естественно, что упорство в достижении поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей, характера приемов руководства со стороны взрослых. 5. Систематическое использование занимательного математического материала способствует повышению интереса детей к занятию по формированию элементарных математических представлений, зарождению и развитию стремления к выявлению и усвоению элементарных математических связей и зависимостей. Под влиянием развивающейся наблюдательности, активности и инициативности меняется отношение детей к обучению в целом. Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой. Итак, занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой. ВЫВОД: познавательный интерес - одна из форм отражения действительности, неразрывно связанная с деятельностью и жизнью каждого человека. Формирование познавательных интересов разносторонне влияет на развитие детей. Он определяет: активность ребенка в обучении инициативу в постановке познавательных целей; поисковый характер познавательной деятельности; благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Итак, бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний определяет возрастающую роль математической подготовки детей. Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. В математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания способствуют совершенствованию познавательных процессов, а также формированию целого ряда личностных качеств - активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.
Глава II.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |