Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования игровых занимательных задач.
Диагностика уровня сформированности интереса дошкольников к занятиям математикой. Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 35 «Малышок» г. Шадринска. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет. ДОУ работает по программе «Истоки». Работа проходила в естественных условиях без нарушения режима дня. Основной задачей констатирующего эксперимента было выявление у детей старшего дошкольного возраста первоначального уровня сформированности интереса к математике. Выстраивая диагностику мы опирались на методики, предложенные такими учеными как А.П.Доморяд, Т.И. Ерофеева, З.А.Михайлова. В качестве основных показателей познавательного интереса к математике нами были выделены следующее: 1.Проявление заинтересованности. 2.Внимание к данному виду деятельности. 3.Длительность работы с математическим материалом. 4.Самостоятельное выполнение заданий. 5.Выбор игр математического содержания. В ходе констатирующего эксперимента, нами было проведено наблюдение. Цель: выявить уровень сформированности интереса к математике. Методика проведения: наблюдение проводилось во время свободной деятельности детей и перед занятиями математикой. Выяснялось, выбирают ли дети игры математического содержания, как часто, занимаются ли в уголке занимательной математики и т.д. В ходе наблюдения было выявлено, что многие дети интересуются дидактическими играми математического содержания, но далеко не все способны проявить волевое усилие и самостоятельно решить занимательную задачу до конца. Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Магазин» экспериментатор показывает, что в содержании и сюжете игры дети в большей мере отображают роль взрослых: продавца, кассира, покупателей. Математическое содержание в сюжетно-ролевой игре прослеживается косвенно. В процессе игры им приходится считать (расплачиваться за товар), развешивать различные товары с помощью весов и гирь. Это свидетельствует о наличии у детей косвенного интереса к математике в сюжетно-ролевых играх. В процессе наблюдения за подготовкой детей к занятию математикой выяснилось, что не все дети проявляют интерес к занятию, их реакция: «Опя-а-а- ть ма-те-ма-а-а-тика!...». Интонация данных детей свидетельствует о том, что не всем дошкольникам интересен процесс обучения данному виду деятельности. Далее нами использовались диагностические задания.
Задание 1. Цель: выявить наличие интереса у детей к играм математического содержания. Методика проведения: детям предлагается на выбор поиграть в игры, Одна игра по развитию речи «Маленькая хозяйка», вторая игра по экологическому воспитанию «Кто где живет?» и третья математического содержания «Поменяй местами». Все три игры красочно оформлены, интересны по содержанию, примерно одинаковы по степени сложности. Воспитатель говорит детям, что они могут поиграть в одну из трех игр. В ходе наблюдения за детьми был зафиксирован следующий факт: выбор ребенком игры математического содержания свидетельствует о наличии интереса у него к математике. Задание 2 Цель: выявить интерес детей к игровым упражнениям математического содержания. Методика проведения: детям пяти лет каждому индивидуально были предложены игровые математические упражнения. К каждому игровому упражнению предлагался игровой материал. Задание: 1. Отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Вопросы: 1. Сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? 2. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? 3. Составить флажок, лопатку из пяти палочек. 4. Из пяти палочек составить квадрат и два равных треугольника. Анализ результатов диагностики дал возможность условно выделить три уровня сформированности интереса дошкольников к занятиям математикой. К первому (низкому) уровню отнесены дошкольники с неустойчивым интересом к деятельности математикой. Задания, которые предлагались детям выполнялись частично, с наводящими вопросами воспитателя и практической помощью. Время протекания незначительно (7-15 мин.). Детей данного уровня мало интересовал дидактический материал по решению занимательных задач. Ко второму (среднему) уровню отнесены дети, проявившие интерес к деятельности. Время их напряженной работы составило (15-20 мин.). Задания было выполнено правильно, без практической помощи воспитателя, но с наводящими вопросами. Данные дошкольники не всегда проявляли интерес к играм математического содержания, обращались к ним лишь под воздействием педагога, К третьему (высокому) уровню отнесены дети, проявившие заинтересованность и внимание к деятельности. Время их напряженной работы было довольно продолжительным (20-40 мин.). Задания они выполняли самостоятельно без подсказки. Кроме того из широко представленного игрового материала данные дети выбирали игры математического содержания.
Результаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математике старших детей дошкольного возраста:
Данный эксперимент показал, что из 20 детей только у 5% высокий уровень развития сформированности интереса к занятиям математикой, у 45% средний, а у 50 % детей он находится на низком уровне. Это говорит о том, что с детьми проводится недостаточная работа по формированию интереса дошкольников к математике с использованием игровых занимательных задач.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |