Задачи математического развития детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное -познать радость при преодолении трудностей. Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических представлений детей дошкольников. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Актуальность данной проблемы позволила поставить цель исследования: - выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике. Объектом исследования в данной работе является процесс развития интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования возможности занимательных задач в развитии познавательного интереса детей дошкольного возраста к математике. Гипотеза. В основе нашего исследования лежит предположение, что развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: - в процессе обучения будут использованы игровые занимательные задачи; - будет учитываться постепенное усложнение материала и условие выполнения задания, которые будут проводиться в системе под руководством педагога и в самостоятельной деятельности детей; - будет учитываться эстетическая привлекательность материала, с которыми дети имеют дело. Для реализации этой цели были представлены следующие задачи: - Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования математического развития детей дошкольного возраста; - Выявить уровни сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста; - Показать роль занимательных задач в развитии интереса дошкольников кматематике.
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса.
§ 1.1. Проблема развития познавательного интереса дошкольников к математике в психолого-педагогических исследованиях.
Современная теория обучения и воспитания детей большое внимание уделяет личности ребенка, тем внутренним процессам, которые вызываются у него игрой, общением, деятельностью и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому, внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательному интересу, который в становлении личности играет роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости в постоянной и неистощимой жажде знаний. Понятие «интерес» имеет неоднозначное определение. Так, например, его понимают: - активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности (П .Г. Крутецкий). - один из видов интеллектуальной потребности ( П. Г. Сирбиладзе) - выразитель ценностных ориентаций личности ( С. Рахманов) - особое состояние психики ( Н.К.Постников) - структуру, состоящую из потребностей ( К.Бюллер) - мотив (А.Н.Леонтьев, Л.И.Бажович, Н.Г.Морозова). Понятие «интерес» не умозрительно. Оно отображает объективно существующие отношение личности, которые появляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне связи с общественной средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденции его развития, ни возможностей управления им. В интерес выражено единство объективного и субъективного. Психологи и педагоги считают, что посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Педагогический подход к решению этого вопроса, указанный Щукиной Г.И., состоит в том, чтобы: - обнажить в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; - возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; - всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее целостному развитию. Интересы человека - не имманентно присущие ему свойства, утверждает С.Л. Рубинштейн, они не представляют собой врожденного качества. Интересы - результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие, содействуют ему. В психолого-педагогических исследованиях российских ученых: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, доказано, что формирование интереса - не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности и не только самого человека, но и людей, его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса коллективом, активностью самой личности, ее позиций и ее ролью в деятельности коллектива. Интересом опосредуется весь познавательный процесс от начала до конца: во первых: само выделение объекта и задача его познания прямо определяется потребностями и интересами субъекта;
во вторых: интересы субъекта познания, выражая активное, побудительное начало, на стадии своего осознания становятся «катализатором» в процессе познания, активизируя процесс духовного освоения объекта субъектом; в третьих: субъект с позиции своего интереса производит оценку того или иного социального объекта, а также знаний о нем, полученных в результате познания (Н.Е. Урманосова, О.М. Михайлова, О.В. Вернадский и другие). Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, разлитым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определенную область познания, в ее существенные связи и закономерности. Суть познавательного интереса состоит в том, считает Щукина Г.И., что его объектом является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, (а не просто быть потребителем информации о них) познанием теоретических, научных, основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлениям к постоянному и основательному их изучению. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения. Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется: - активный поиск; - догадка; - исследовательский подход; - готовность к решению задач. В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащих в основе познавательного процесса, важнейшим элементом является волевое усилие (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин). Самым характерным для познавательного интереса является волевое проявление,которое проявляется винициативе поиска, самостоятельности добывания знаний, выдвижении и постановки задач на пути познания. Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. Но мыслительные процессы в своей ярко выраженной эмоциональной окрашенности. Процесс учения познавательный акт в состоянии интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер. Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений. Поскольку познавательный интерес - важнейший вид интереса, он, естественно, несет в себе функции интереса как педагогического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем ограниченного сплава интеллектуальных и волевых процессов. Важной особенностью познавательного интереса является так же и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или творческой деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Вопросы воспитания познавательного интереса рассматривались исследователями в отношении школьников (Л.И. Божович, И.Г. Морозова и другие). Изучение познавательных интересов дошкольников начато сравнительно недавно. В дошкольном возрасте развитие познавательного интереса осуществляется в разных направлениях при педагогическом воздействии.
Он становится более глубоким, устойчивым, действенным. Формированию направленности интереса, способствуют: эмоциональная атмосфера заинтересованного отношения к окружающему миру (С. А. Козлова); наличие новизны информации, в которой активно воспринимаются и выделяются только ее занимательная и ранее незнакомая содержательная сторона (С.Н. Николаева). Большое значение в исследованиях уделяется особенностям формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Рассматривая обусловленность характера и уровня познавательного интереса возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, исследователи отмечают, что усвоение знаний об окружающей действительности в дошкольном возрасте характеризуется своей непосредственностью. Ребенок дошкольник учится главным образом в процессе игры. Основой занятий являются игры, насыщенные математическим содержанием, в них моделируются математические конструкции. В процессе игр решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников математических представлений. Эти игры помогут дошкольникам в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики. Формирование познавательных интересов разносторонне влияет на развитие детей. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребенок лучше усваивает знания, с другой - познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Познавательным интересом является стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребенка узнать как можно больше нового. Интерес оказывается побудительной силой к приобретению: знаний, умений, навыков (Л. Маркович). Под влиянием разнообразных интересов у детей повышается общее развитие, они приобретают умение самостоятельно размышлять, понимать, делать логические выводы.
В процессе воспитательно-образовательной работы под влиянием восприятия окружающего у ребенка формируются разнообразные познавательные интересы. Интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашен-ность и повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию, проявляет самостоятельность при решении умственной задачи. Переживаемые при этом эмоции (удивления, радости, успеха, гордость в случае решения задач, ободрения взрослых), создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску. Познавательный интерес дошкольника отражается в играх, рисунках, и в других видах деятельности. Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». Постоянно функционирующий в деятельности и жизни ребенка познавательный интерес, взаимодействуя с устойчивыми способами поведения, все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера. Как черта личности познавательный интерес входит в натуру человека, позволяет ему быть самим собой во всех многообразиях обстоятельств, находить применение своей пытливости в любой обстановке, любых условиях. Так люди, одержимые наукой, ломают все преграды, все препятствия на пути своих научных исследований, изобретают и делают открытия в любых обстоятельствах и даже вопреки им (М.В. Ломоносов, Фарадей, Мария и Пьер Кюри ). Будучи устойчивой чертой личности дошкольника, познавательный интерес определяет его активность в обучении, инициативу в постановке познавательных целей.
Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности (на занятии, дома, в конструировании и т.д.), формированию способностей в самых разных видах деятельности. Формирование этой черты личности необычайно благотворно сказывается на всем развитии детей дошкольного возраста.
Задачи математического развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности и усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника - обследовательской, предметно - манипулятивной, познавательной. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения. Доказано, что у дошкольников можно сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Умственное развитие ребенка, развитие его мышления необходимо рассматривать в контексте общего развития личности ребенка- формирование новых видов деятельности, новых мотивов поведения. В дошкольном детстве наблюдается значительное расширение и углубление содержания мыслительной деятельности детей. В процессе повседневной жизни общения со взрослыми, обучения на занятиях в детском саду перед детьми раскрываются новые стороны действительности, новые аспекты познания уже знакомых объектов. В среднем и старшем дошкольном возрасте объектом активной мыслительной деятельности детей становятся как различного рода связи между отдельными параметрами, свойствами предметов, так и межпредметные связи и зависимости. Предметное содержание деятельности детей дошкольного возраста приобретает значительную широту. Мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредст-вам опыта и наблюдения. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать связи между множеством, называть количество словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, которой образуются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел. Хотя понятия натурального числа, величины, части и целого абстрактны, они все-таки отображают связи и отношения предметов окружающей действительности. Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Психическое, в том числе и умственное развитие ребенка выступает как процесс, имеющий конкретно- историческую и социальную природу. Все основные этапы этого развития обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Это основное положение советской психологии дает правильную ориентацию в проблеме взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития индивида. В зарубежной психологии в работах А. Геззелла наблюдается существенное изменение в его теоретических позициях - при анализе психического развития ребенка он существенное внимание уделяет социальным факторам. Другие психологи рассматривают процесс психического развития, как результат воздействия окружающей среды (Г. Спенсер, Т.Р. Рибо). Эта линия исследование нашла отражение в современных бихевиористических концепций (У. Хантер) Концепции прогрессивных зарубежных ученых (Ф. Бартеллет, ДЖ. Брунер, Р. Заззо, Ж. Плате), в своих некоторых положениях приближаются к теории психического развития, разработанной советскими учеными. Так, Р. Заззо отмечает, что социализация ребенка начинается с момента его рождения и поэтому не возникает проблемы вытеснения натуральных форм поведения общественными. А. Валлон в свои работах подчеркивает, что основным фактором психического развития ребенка является общение со взрослыми людьми. Окружающий ребенка мир с первых месяцев жизни воспринимается в русле общения со взрослыми и через это общение. Социализация ребенка в раннем возрасте носит широкий диффузный характер. С возрастом она дифференцируется и уточняется. Интересные соображения по данному вопросу высказывают ДЖ. Брунер, Р. Олсен, М. Гринфильд и другие. В результате изучения особенностей умственного развития детей, живущих в условиях разных культур, этот коллектив ученых получил материалы, свидетельствующие о том, что психическое развитие ребенка зависти от общественно-культурных условий его жизни. Современные психологические исследования по развитию восприятия у детей свидетельствуют о том, что вряд ли правомерно говорить о непосредственном отражении определенных сторон действительности (Л.А. Венгер, В. П. Зинченко). Уже в младшем дошкольном возрасте дети, воспринимая те или иные качества вещей, используют определенные общественно выработанные средства познания. В исследованиях показано, что в качестве таких средств познания могут выступать отдельные свойства конкретных предметов, которые используются ребенком для выявления соответствующих свойств в других предметах. Более высокая степень опосредования опознавательной действительности детей возникает при усвоении общественно выработанных систем сенсорных эталонов. Овладение последними несомненно влияет на развитие более общей способности к опосредованному познанию действительности, которая получает дальнейшее развитие в умственном воспитании детей. В основе построения системы сенсорных эталонов лежат определенные принципы сериации и классификации. Усвоение детьми таких систем - это длительный и сложный процесс. Полное овладение этими системами происходит в школьном возрасте. Степень опосредованности и обобщенности детского мышления зависит от типа применяемых ребенком средств и способов. Так, использование детьми сенсорных эталонов ведет к одной степени опосре-дованности, а введение мерки при обучении детей математике дает другую -более высокую степень опосредования. В этом плане умственное развитие ребенка можно рассматривать как развитие средств и способов его мыслительной деятельности. В.В. Давыдов по этому поводу пишет: «Одна из основных задач умственного воспитания в детских садах состоит в том, чтобы своевременно уже в старшей группе, дать ребенку определенные средства мыслительного анализа окружающей его действительности. Специально подобранные упражнения, игры с правилами, стимулируют развитие мышления. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Когда мы говорим о логическом мышлении, мы имеем в виду способность мозга анализировать окружающее рациональными методами, т.е. видеть взаимосвязи между явлениями и предметами и системно их упорядочивать. Мы упорядочиваем все, что есть вокруг нас, по размеру, весу, яркости, громкости. Мы выявляем взаимосвязи, объединяем объекты в группы, классифицируем предметы и представления, сравниваем объекты между собой и противопоставляем их друг другу, делаем выводы и выносим суждения, ставим цели и принимаем решения. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам детей. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парту для «серьезного» изучения наук, в том числе и математике. (Распространено и такое мнение, что с помощью игры нельзя ничему обучить). С детьми нужно играть. Пусть они не видят, что их чему то обучают, но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода занимательные задачи. В наше время, в эпоху компьютерной революции встречается порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Математика в той или иной мере нужна огромному числу людей разных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившейся методике обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Проблемы развивающего обучения исследованы в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Развивающее обучение - это обучение, методы и формы которого прямо ориентированы на закономерности развития. Исследования по этому вопросу имеются во многих работах ученых и педагогов-практиков. Так, Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая и другие разработали методику формирования математических представлений у детей дошкольников. Педагог-новатор Б.П. Никитин в своей работе «Ступеньки творчества или развивающие игры» рассказывает об опыте применения и использования игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребенка. Умственное развитие ребенка, развитие его мышления необходимо рассматривать в контексте общего развития личности ребенка- формирование новых видов деятельности, новых мотивов поведения. В дошкольном детстве наблюдается значительное расширение и углубление содержания мыслительной деятельности детей. В процессе повседневной жизни общения со взрослыми, обучения на занятиях в детском саду перед детьми раскрываются новые стороны действительности, новые аспекты познания уже знакомых объектов. В среднем и старшем дошкольном возрасте объектом активной мыслительной деятельности детей становятся как различного рода связи между отдельными параметрами, свойствами предметов, так и межпредметные связи и зависимости. Предметное содержание предметной деятельности дошкольного возраста приобретает значительную широту. Мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.п. На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей. Под видами деятельности понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний. Например, сравнивая равные и нервные между собою множества, накладывая или прикладывая элементы, ребенок осознает понятие количества. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. На основе практических действий у детей формируются также мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленит целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем, осуществить обратную операцию -синтез (мысленное объединение) частей предмета, определенных признаков в единое целое. Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребенка ему придется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение. Классификация - распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое определенное место. Классификация может производиться по существенным признакам и несущественным. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Суждение - форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получаем заключение. ^ Анализ - это мысленное расчленение предметов или явление на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. ПО прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это именно в традиционной системе умственного воспитания. В работах отечественных и зарубежных ученых, дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания. Умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Основная основа умственного воспитания детей первых лет жизни -формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учиться познавать окружающий мир. Ребенок познает окружающий мир в игре, труде, на прогулке, занятиях, в общениях со взрослыми и сверстниками. Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач. Как правило, учебные задачи на занятиях по математике решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Предматематическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста, игра рассматривается не просто как один из методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам. Анализ состояния обучения математики дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх наряду с получившей распространение функций закрепления и повторения знаний, функций формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и другие). Иными словами речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, обучения через игру. В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и тд.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания ориентированны на интеллектуальное развитие детей (А.А. Адеева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и другие). Рассматривая игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя считать ее универсальным методом обучения детей этого возраста. Обучение должно сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом. Так в практике работы дошкольных учреждений широко используются репродуктивные упражнения. Обучение дошкольников сравнению, счету, измерению, вычислениям требует большего количества таких упражнений. Однако репродуктивные упражнения не предоставляют возможности для развития воображения и творческих способностей детей. Многие ученые - педагоги и практические работники (Р. Л. Березина, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова ит другие) рекомендуют сочетать репродуктивные упражнения с продуктивными, носящими творческих характер. Преимущество продуктивных упражнений состоит в том, что дети должны самостоятельно определить необходимый способ действия. Деятельность педагога сводится к формулировке предлагаемого задания. Приступив к выполнению продуктивного упражнения, ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, м
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |