Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента



2020-03-17 291 Обсуждений (0)
Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




С целью выяснения эффективности предложенной методики формирования познавательного интереса дошкольников к занятиям математикой, нами был проведен контрольный эксперимент.

Контрольный эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Были получены следующие результаты:

Результаты представили в виде диаграммы уровни сформированности познавательного интереса к математики старших детей дошкольного возраста (после проведения формирующего эксперимента):


   


 

Также нами был проведен сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирую­щего и контрольного эксперимента, который нашел свое отражение в таблице:

_____Сравнительный анализ познавательного интереса к математике

Уровни

 

Этапы экспериментальной работы

 

Констатирующий   Контрольный  
Высокий     5%   20%  
Средний   45%   55%  
Низкий   50%   25%  

 

Сравнивая полученные результаты с данными констатирующего экспери­мента, обнаруживается повышение уровня знаний детей и познавательного ин­тереса к занятиям математики.

Полученные данные показывают, что занимательные задачи и упражне­ния повлияли на развитие интереса дошкольников к математике, следовательно подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что познавательный интерес можно развить, если соблюдать педагогические условия, включающие в себя следующие положения:

- в процессе обучения использования игровых занимательных задач;

- постепенное усложнение материала и условий выполнения;

- проведение игровых задач в системе под руководством педагога и само­стоятельной деятельности детей.

 

Ниже мы приводим график, который отражает сравнительный анализ сте­пени сформированности познавательного интереса детей к математике в конста­тирующем и контрольном эксперименте.

 

 

 

       Как видно из графиков, в констатирующем эксперименте большинство де­тей находилось на низком уровне развития интереса к математике. В контроль­ном эксперименте это большинство представлено высоким и средним уровнем.

Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со­временной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел­лекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошколь­ном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении ма­тематических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.

Результаты диагностики сформированности интереса к математике пока­зали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математи­ки.

На успешность обучения дошкольников влияет содержание познаватель­ного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересо­ванность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.

В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих фор­мированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи.

По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки.

Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

   Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, дове­дение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».

Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по мате­матике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, пости­гать мир математики и верить в свои силы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математиче­ских способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познаватель­ных процессов /Составитель С.Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.

3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,

4. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.; Мир, 1972 г.

5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М; Педагогика, 1982 г. с. 192. 5. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. М; Просвещение, 1991 г. с. 80.

7. Данилова В. В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А., Обучение математике в дет­ском саду. 3-е изд.; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.

8. Дети у истоков математики /Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. М; А.П.О., 1994 г. с. 96.

9. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. М.; Физматгиз, 1961 г.

10. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.

11. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20.

12. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспи­тание. 2001 № 10 ст. 7-17.

13. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М; «ВЛАДОСС», 1999 г. с.64.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под редакцией Л.Г. Нисканен. М.; Издательский центр «Академия», 2002 г. 47

15. Козлова С.А., Куликова ТА. Детская педагогика: Учебное пособие для сту­дентов средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр «Академия», 1998 г.

16. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М.; Просвеще­ние, 1968г.

17. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

18. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 г. с. 368.

19. Люблинская А.А. Детская психология. М.; Просвещение, 1971 г.

20. Математика от 3 до 7 : Учебно-методическое пособие для воспитателей дет­ских садов /З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. 1997 г. с. 176.

21. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей дет­ского сада, 2-е изд. переработанное. М; Просвещение, 1984 с. 256.

22. Михайлова З.А. Занимательные игры и упражнения математического содер­жания в самостоятельной детской деятельности //Дошкольное воспитание, 1984 г. №8 с. 12-15.

23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. доработанное. М; Просвещение, 1990 г. с. 94.

24. Михайлова З.А., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных ма­тематических представлений // Дошкольное воспитание. 1988 г. № 2 с. 26-30.

25. Михайлова З.А. Подготовка детей к обучению в школе средствами занима­тельной математики //Дошкольное воспитание. 1988 г. № 5 с. 31-33.

26. Михайлова З.А., Шнякова В. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики // Дошкольное воспитание 1991 г. № 5 с. 50-54.

27. Мусиенко С. Праздник дарит любовь к математике //Дошкольное воспита­ние. 2001 г. № 10 с. 29-33.

28. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов/под редакцией Л.А. Венгера. М.; Просвещение, 1985 г.

29. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.; Просвеще­ние, 1989 г.

30. Носова Б.А. Формирование умения решать логические задачи у детей стар­шего дошкольного возраста. М.; 1989 г.

31. Практикум по возрастной и педагогической психологии/под редакцией И.В. Дубровиной. М.; 1998 г.

32. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание в детском саду. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.

33. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника М.; Педагогика, 1977 г.

34. Пособие для воспитателей детского сада/под редакцией Л.А. Венгера. М.; Просвещение, 1973 г.

35. Рик Т. Игра - всерьез! // Обучение 1997 № 1 с. 24-26.

36. Серова 3. Нестандартные задачники для дошкольников // Дошкольное вос­питание 2001 г. № Ю с. 29-33.

37. Соболевская Р.Ф. Логические, математические игры. М.; Просвещение, 1977

38. Содержание и методы умственного воспитания/ под редакцией Н.Н. Поддъякова. М.; 1980 г.

39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное по­собие для родителей и педагогов./ М.В. Душин, В.Н. Куров. М.; Ярославль: «Академия развития», 1977 г.

40. Сумина Н. Дидактическая игра в умственном развитии детей //Дошкольное воспитание 1983 г. № 10 с. 22-24.

41. Суханова О.Ю. Использование математических игр в развитии дошкольни­ков //Дополнительное образование 2000 г. № 10 с. 44-46.

42. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Учеба, и игра: математика. Популярное посо­бие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997 г. с. 240.

43. Тарутаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М; Просвещение, 1973 г. с. 80.

44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занима­тельные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. Кни­га для воспитателей детского сада и родителей. М.; Просвещение, 1994 г.

45. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/под редакцией Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. М.; Просвещение, 1988 г.

46. Фидлер М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя дет­ского сада. М; Просвещение, 1981 г. с. 159.

47. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет /Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М; Просвещение, 1991 г. с. 64.

48. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет:

Учебно-методическое пособие. И; Педагогическое общество России, 2001 г. с. 256.

49. Щербакова Е.Н. Методика обучения математики в детском саду. М; «Академия», 1998 г. с. 272.

50. Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости детей. // Дошкольное воспитание, 1976 г., № 8.

51. Яслюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. М.; Методиче­ское руководство, Санкт-Петербург, 1999 г.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Логические задачи, задачи- шутки и задачи головоломки- средства занимательной математики



2020-03-17 291 Обсуждений (0)
Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика результатов проведения формирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)