Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика инвестиционной политики в переходной экономике



2020-03-17 277 Обсуждений (0)
Специфика инвестиционной политики в переходной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переходная экономика обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стабильном состоянии и развивающейся на собственной основе, путем совершенствования присущих ей институтов, связей и отношений.

Развитие переходной экономики происходит путем возникновения качественно новых организационно-экономических структур и соответствующих им отношений, вытесняющих старые. В результате возникают новые макро - и микроэкономические закономерности и тенденции, инициируются социальные и политические изменения, определяются соответствующие им цели и задачи экономической политики.

В западной литературе переходная экономика обычно понимается как система, в которой совершается переход от командного типа управления социально-экономическими процессами к рыночному. В то же время Россия (с 2002 г.) и Украина (с 2005 г.) уже имеют статус стран с рыночной экономикой. Поэтому применять понятие "переходная экономика" к этим странам следует с известными оговорками и детализацией их экономических характеристик.

В условиях острого инвестиционного кризиса страны с переходной экономикой взяли на вооружение многие инструменты инвестиционной политики развитых стран. В некоторых странах острота спада и осознание ключевой роли инвестиций привели к тому, что государство пыталось делать "все сразу" - стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование частным инвестиционным проектам. Типичным примером такого подхода является Россия, в которой до последнего времени капитальный бюджет включал множество разнородных проектов и форм стимулирования инвестиции.

Другие страны быстро отказались от попыток влиять на все стороны инвестиционного процесса и контролировать финансирование большинства инвестиционных проектов, и сосредоточили внимание на создании благоприятного инвестиционного климата и на финансировании исключительно капиталовложений в социальную сферу и отрасли инфраструктуры.

В большинстве стран Восточной Европы государство уже на первых этапах перехода к рынку отказалось от всеобъемлющих инвестиционных задач и сосредоточилось на законодательной и налоговой реформе, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует о том, что наибольшего успеха удалось достичь тем странам, в которых была выработана четкая стратегия инвестиций и государство отказалось от попыток делать "все сразу”.

По уровню инвестиций и активности государства в инвестиционном процессе можно выделить три группы стран. Во-первых, это страны, в которых инвестиции приближаются к предкризисному уровню и наблюдается заметный экономический рост. С чрезмерно высокого уровня до начала реформ инвестиции снизились в большинстве стран с рыночной экономикой до нормальных (порядка 20% ВВП) значений. Государство полностью отказалось от попыток финансирования коммерческих проектов и целиком сосредоточилось на инфраструктуре и социальной сфере. Главным источником инвестиционного подъема в большинстве этих стран стали иностранные инвестиции. Наиболее решительным шагом в этой области было предоставление временного (до трех лет) освобождения от налогов инвесторам (в том числе иностранным) в новые производства. Страны так называемой Вышеградской группы - Венгрия, Польша и Чехия, а также Словения (и, с некоторыми оговорками, Эстония) могут быть названы лидерами в преодолении инвестиционного кризиса. Главной проблемой этих стран является выход на новый технологический уровень, создание адекватной базы сбережений и использование инвестиций для реконструкции национальной экономики.

Во-вторых, это страны, где инвестиции остаются на достаточно высоком уровне, несмотря на спад экономики, - во многом благодаря активной политике государства и на основе достижения быстрой стабилизации экономики. Государство в этих странах пытается финансировать и кредитовать частные инвестиционные проекты, предоставлять гарантии и т.д. По отношению к ВВП инвестиции претерпели сходную с первой группой стран эволюцию - с уровня накопления в 30% до 20-15% ВВП. Но из за того, что глубина спада оказалась большей, сокращение инвестиций в реальном выражении было более глубоким, чем в странах Вышеградской группы. Попытки привлечения иностранных инвестиций пока увенчались весьма скромными результатами. Эта группа наиболее многочисленна: Беларусь, Болгария, Казахстан, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан. Главной задачей этих стран является повышение отдачи на инвестиции, рост эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Наконец, в третьей группе стран спад оказался таким острым, а кризис государственных финансов привел к столь глубокому падению доходов, что резко сократилась и норма валового накопления (до 5-15% ВВП), а реальный объем инвестиций упал до неприемлемо низкого уровня. Те небольшие средства, которые эти страны могут выделить на инвестиции, не играют сколько-нибудь заметной экономической роли. Эта группа достаточно разнородна: Армения, Грузия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Украина. Причинами инвестиционного провала в этих странах оказались крайняя нестабильность экономической и политической ситуации и непоследовательность экономической политики.

Таким образом, инвестиции - это совокупность затрат, реализуемых в форме досрочных вложений, капитала, денег, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли.

Инвестиционная политика государства - это система мер, направленная на стимулирование инвестиционной активности, включая формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение дополнительных источников инвестирования и создание единых стандартов, обоснование эффективности инвестиций.

Условно экономисты выделяют три модели инвестиционной политики, первую модель называют "американской", вторую - "японской" и третью - "тайваньской". Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой.




2020-03-17 277 Обсуждений (0)
Специфика инвестиционной политики в переходной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика инвестиционной политики в переходной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)