Глава 3. Региональная инвестиционная политика
Инвестиционная привлекательность регионов и варианты региональной инвестиционной политики
Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов. В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций. Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса. Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям. К числу основных относятся следующие направления: . Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область. . Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот. . Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область. . Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала. . Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т.д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Выделим характерные типы регионов. ) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. ) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада. ) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т.п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). ) Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области). ) Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов. При анализе инвестиционного потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной "консервативностью". В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи. Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей - нефтяной, угольной и других. Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует ни достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску. Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО Выявленные межрегиональные инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона. Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов. Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров. Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как "имидж региона". Имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией. Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |