Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия языка Гумбольдта



2020-03-18 281 Обсуждений (0)
Философия языка Гумбольдта 0.00 из 5.00 0 оценок




В. Гумбольдт (1767-1835), видный немецкий учёный, филолог и гос. деятель, принадлежал к наиболее культурным и передовым слоям прусской чиновничьей аристократии. Являясь в 1808-1810 гг. министром исповедания и народного просвещения, Гумбольдт способствует реорганизации средней и высшей школы, создаёт новый центр немецкой науки – Берлинский университет (ныне имени А. и В. Гумбольдтов).

Круг лингв-ких интересов Г-та был исключительно широк. В своих лингв-ких построениях он активно исполь-зовал материал не только индоевропейских языков, но и древнеегипетского, японского и других языков мира. Такие огромные познания обеспечивали ему необычайную широту лингв-кого кругозора и служили основой для тонких и глубоких наблюдений.

Многие общелингв-кие идеи Г-та вытекают из его истори-ко-философской концепции и отражают положения нем-кой классич. философии. В известных отношениях философ-ские и лингв-кие взгляды Г-та обнаруживают тесную связь с фор-мальными основами кантовской системы, в частности с построениями «критической философии» И. Канта и концеп-цией истории И. Ф. Шиллера. Во взглядах Г-та нашло своё отражение и влияние идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Г. исп-ет шиллеровскую и гегелевскую концепцию всемирной истории для объяснения самобытности духовной культуры разных народов, множественности языков, разнообразных форм соотношения языка и мышления.

По Г-ту, язык есть деят-ть духа, мышления. На духе лежит печать материи. Ни язык, ни мышление не могут рассматриваться как первичное. По убеждению Г-та, «различ-ность» и множественность форм проявления, будь то в языке или в культуре, - залог прогресса, фактор, обеспечивающий взаимное обогащение и совершенствование (в форме и содержании). Языковая деят-ть, по Г-ту, носит изначально массовый и в принципе однородный характер.

Языкотворческий процесс у Г-та непосредственно не связан с конкретным шагом в развитии знания, движение в языке не есть проявление движения в формировании знаний, оно есть проявление творческого начала «в духе народа». Мир, по Г-ту, преломляясь в нац. сознании, стихийным образом отражается в языковой ткани. (Форма этого процесса обладает нац-ной спецификой). Слово как инструмент познания и практической деят-ти людей – весьма важное специфическое качество языка – оказывается на периферии лингвистической системы Г-та.

Язык, по Г-ту, развивается как естественно данный объект, как природный организм, т.е. стихийно; различия в культурах есть только следствие истор-го развития различий в нац-ных системах. Эволюция теории языка занимает в общелингв-кой концепции Г-та важнейшее место. По мнению Г-та, звуковой язык сыграл решающую роль в становлении чел-а как нового биол-кого вида и как мыслящего социального существа.

С помощью языка интеллект-ные и духовные устремления прокладывают «себе путь через уста во внеш. мир, и затем результат этого стремления в виде слова через слух возвращается назад». Г. по праву считается основополож-ником теор-кого языкознания и создателем цельной системы философии языка 19 в. Он даёт научное обоснование необходимости генетико-типологического подхода к языку. Г. своими трудами ознаменовал форм-е общего языкознания как отдельной дисциплины. Система, созданная Г-том, представл. собой поворотный пункт в развитии теории языкознания. Он смог создать предпосылки для возникновения теории методов лингв-кого исследования, успешно развитой в XX в.

11. Первые попытки установления родства языков и истор-кое изучение сравн.-исторического направления

Мысль о генетических связях между языками, т.е. идея родства языков, зародилась задолго до возникновения сравн.-истор. метода. В 1538 г. появился труд франц. гуманиста Гвилельма Постеллуса «О родстве языков» - 1ая попытка клас-сификации языков. Проблема родства языков волновала в этот период и философов. Лейбниц убеждён, что со временем будут созданы словари и грамматики всех языков мира и что это даст возм-ть решить проблему родства языков и их классификации.

В 18 в. положение о родстве и общности происхождения ряда языков разрабатывается М.В. Ломоносовым в работах «Российская грамматика». Ломоносов формулирует положение о новообразовании родственных языков путём последова-тельного дробления языка, принадл-щего к более древ. эпохе.

На рубеже 18 и 19 вв. идеи сравн.-истор-го подхода к анали-зу яз-а, позиции которого всё более укреплялись, как бы всту-пили в противоречие с теоретической концепцией, характерной для всеобщей грамматики.

Обработка материала в процессе научного исследования – это акт, воздействующий на объект исслед-я и его изменяю-щий. Опред. видение объекта форм-ет предмет исследования.

Сравн.-истор-кое языкознание – огромная область теории яз-а. Она включает большой раздел, касающийся философии языка и теории развития языка, с одной стороны, и громадное количество конкретных описаний языков – с другой. Практически одновременно в нескольких странах был «открыт» сравнительно-исторический метод исследования языков. Бопп, Востоков, Гримм, Раск фактически независимо друг от друга пришли к аналогичным, взаимно дополняющим один другого выводам в отношении сравнительно-исторического метода. У каждого были свои положительные стороны, свои отличительные черты. С открытием сравнительно-исторического метода в теорию языка было введено представление о сравнении структур различных языков на исторической основе. Сравнительно-исторический метод исследования в соответствии с идеей его создания применим только в отношении родственных языков, т.е. языков, имеющих общее происхождение.

Родоначальником сравн.-истор-кого языкознания считается Франц Бопп (1791-1867). В своих исследованиях Бопп ставит перед собой две основные задачи: 1) детально обследовать и доказать родство индоевропейских языков; 2) раскрыть тайну возникновения флексий. Заслугой Боппа считается тот факт, что при сравнении языков он берёт за основу грамматический строй, опирается при доказательстве языкового родства на сходство флексий, поскольку последние относятся к элементам, которые редко заимствуются из одного языка в другой. На формирование лингвистической концепции Боппа оказали огромное влияние как современные ему западные историко-филологические и лингвистические концепции, так и учение древнеиндийсих грамматиков. 

12. Принципы доказательства родства языка. Теория агглютинации Боппа.

Франц Бопп (1791-1867) считается родоначальником сравнительно-исторического языкознания.

В своих исследованиях Бопп ставит перед собой 2 осн. задачи: 1) детально обследовать и доказать родство индоевро-пейских языков; 2) раскрыть тайну возникновения флексий. Заслугой Боппа считается тот факт, что при сравнении языков он берёт за основу грамматический строй, опирается при доказательстве языкового родства на сходства флексий.

Теория 2х классов корней теория о разложении каждой глагольной формы на 3 осн. элемента в соотв. с «органичес-ким» образованием грамматических форм по законам логичес-кого мышления послужили для Боппа основанием при создании его знаменитой теории агглютинации, по которой глагольные корни в словах – это носители реального значения, а местоименные корни – источники образования флексий. Согласно его теории, любые флексии – это результат соединения полнозначного слова, восходящего к глагольному корню, со служебным, восходящим к местоименному.

Метод доказательства выдвинутой гипотезы у Боппа заключается в следующем: опираясь на санскрит как на отправной пункт исследования он прослеживает развитие форм по другим древним индоевропейским языка, разбирает подробно различные явлении, расчленяя их и пытаясь найти первоисточник. При этом для ряда групп избирается предста-витель, сохранивший наиболее древние формы.

 

13. Психологическое направление в языкознании (Штейнталь).

Уже в работах В. Гумбольдта лингв-кие положения получа-ют нередко психологическое осмысление. Психологизм Г-дта – это психологизм универсального плана, психологизм, осн-щийся на концепции общечел-ского разума, мышления, духа.

Психологическая и натуралистическая концепция языка некоторое время сосуществует, по-разному связывая общую в рамках сравнительно-исторического языкознания теорию с конкретной исследовательской работой. Предметом рассмотре-ния в рамках обеих названных концепций был, прежде всего, язык. Однако в сфере концепции индивидуального психо-логизма и в конкретных исслед-ях младограмматиков предме-том анализа всё в большей степени становилась речь.

Под психологией языка понимается анализ психических процессов, связанных с речевыми актами (что правильнее было бы назвать психологией речи), или же изучение психол-ских закономерностей, проявляющихся в историческом развитии системы языка. Психологизм отчасти объясняет и некоторые особенности исследовательского подхода, свойственные младограмматическому направлению, в частности те его черты, которые были определены критикой как «атомизм» младограмматиков.

Представители психол-кого направления (Ф. Кайнц, Ф. Бенека, Г. Лотц, Г. Штейнталь, М. Лацарус, А. А. Потебна…) выдвигают требование, чтобы язык рассматривался как: а) особый механизм деят-ти индивидуальной психики, механизм представлений в сознании отдельного чел-а или б) как специ-фическое проявление психологии народа. Первое наиболее характерно для индивидуального психологизма. Второе – для психологизма социального, в центре внимания которого находится народ, коллектив, нация и свойственные им как некоему целому психологические проявления и процессы.

 



2020-03-18 281 Обсуждений (0)
Философия языка Гумбольдта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия языка Гумбольдта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)