Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Греко-римское языкознание



2020-03-18 280 Обсуждений (0)
Греко-римское языкознание 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарожд. науки о языке. Язык в Древней Индии

Совр. лингвистика представл. собой продукт длительного и довольно противоречивого истор. развития лингв-кого знания. Совр. языкознание явл. продуктом познавательной деят-ти, которая осущ-лялась усилиями представителей многих этнических культур, в самых разных регионах и странах мира.

Складывавшаяся в Индии под влиянием потреб-тей религиозного культа проблемная ситуация отли-чалась от тех, кот. имели место на Ближ. Востоке и в Китае: здесь приоритет отдавался звучащей речи, а не письму; письмо появилось относительно поздно. Соотв-но этому осн. внимание уделялось изучению законов мелодики, ритмики, метрики, фонетики (и этому потом у представителей индийской культуры учились китайцы, приобщаясь к буддизму), а также элементарному этимологизированию слов.

Древ. индийцы добились существ. успехов в изучении звуков речи и их классификации на основе артикуляторных признаков. Ими уже осознавалась не тождественность понятий звука речи и фонемы, у них имелись намётки понятия слогофонемы. Заметны достижения др. индийцев в области лексикографии. Им принадлежат составленные на санскрите обширные ритуально-мифологические трактаты - брахманы (8-7 вв. до н.э.), в кот. излагаются общие программы обрядовых действий жрецов и толкования исполняющихся при этом ведийских стихов.

Особенно высокого уровня достигает разработка проблем грамматики. Вершиной грам-кой мысли и образцом для множества подражаний явился труд ‘Восьмикнижие' Панини (5?4 в. до н.э.), ставящий задачей строгую регламентацию и канонизацию санскрита, кот. сложился рядом с ведийским языком на другой диалектной основе и постепенно вытеснял его в религиозном обиходе.

Синтаксис строится, прежде всего, как изложение совокупности сведений о функциях существительного в пред-ложении и т.п., разбросанных в разных местах труда. Послед. грамматические труды в древней и средневековой Индии предста. собой глав. образом комментарии или переработки канонизированной грамматики Панини. Особо широкое рас-пространение в Индии получили лингвофилософские идеи ведущего представителя "грамматической школы" философии Бхавртрихари (5-6 вв. н.э.), изложенные в знаменитом сочи-нении "Вакьяпадия" (‘О слове и предложении'). Этот мысли-тель отождествлял Брахмана как высшую реальность, не имеющую начала и конца, со Словом (Словом-сущностью), из которого развёртывается вся Вселенная с её бесконечным разнообразием предметов и явлений.

Китайская языковая традиция

На Востоке сложились 3 наиб. устойчивые и почти незави-симые языковед. традиции, оказавшие существ. влияние и на судьбу языкознания в соседних странах. К наиболее древним из них относятся китайская и индийская, в средневековый период к их числу присоединилась арабская. История изучения китайского языка в Китае насчитывает более 2000 лет.

Китайское языкознание представляет собой 1у из немно-гих независимых лингв-ких традиций, кот. заметно повлияла на языкознание Японии и ряда др. соседних с Китаем стран.

Китайское письмо зародилось в середине 2-го тыс. до н.э. Основная графическая единица китайского письма – иероглиф, кот. строится в виде набора стандартных и по-разному комби-нирующихся черт (до 28). Общее число знаков равно прибл-но 50 тысячам. В совр. письме исп-ся до 4-7 тысяч знаков. Гл. объектом для китайских языковедов всегда был иероглиф, имеющий написание, чтение и значение. В связи с изучением разных сторон иероглифа в языкознании древнего и средне-векового Китая выделялись 3 направления: толкование древних слов, изучение структуры и этимологии иероглифов, функциональная фонетика (с 5 в. н.э.). На протяжении тысяче-летий активно развивалась лексикография. Фонетика форм-ся в Китае под опред. воздействием буддизма, принёсшего с собой из Индии интерес к звучащей речи и соответственно к поэзии, рифме, мелодике и тону, а также знание принципов индийского алфавитно-слогового письма. В 14--15 вв. составляются практические словари-справочники, предназначенные для обычных грамотных людей.

В 1898 г. издаётся 1я настоящая грамматика древне-китайского языка - вэньяня (Ма Цзяньчжун). Она построена по образцу латинской универс. грамматики, декларируя вариа-тивность грамматики для всех языков при различии лишь звуковой стороны. В ней даются классификация знамена-тельных слов и их функций в предложении; описание значений служебных слов; сведения о структуре предложения. В 30-40-х гг. получают быстрое развитие фонетика и особенно грамматики, ориентированные на синтез и европейской лингвистической традиции, и собственной традиции, нередко более адекватно объясняющей специфические явления языков типа китайского.

Совр. китайское языкознание выступает как часть миро-вой науки о языке, оплодотворяемая её идеями и вносящая в её развитие свой вклад.

 

Греко-римское языкознание

Европ. культура в осн. своих истоках восходит к тому, что было создано древ. греками на протяжении ряда веков. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия - в языке богов и в языке смертных. Главная тема споров древнегреч. философов - характер связи между словом и предметом.

Ценнейший вклад в развитие философии языка и в теорию языка внёс Платон (420--347 до н.э.). Подлинным осново-положником античной языковедческой традиции был другой виднейший мыслитель древности, Аристотель (387--322 до н.э.). Он обращается к проблемам языка глав. образом в сочинениях о суждении, видах умозаключений, о проблемах словесных искусств. Существ. вклад в форм-е основ лингвис-тической теории внесли философы эллинистического периода (3-1 вв. до н.э.), особенно представители стоической школы (Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский).

В целом греческая философия 5-1 вв. до н.э. сыграла значит. роль в форм-нии логицистского подхода к языку, кот. на протяжении > 2 – 2,5 тыс. лет характ-вался острым внима-нием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, подчёркиванием приоритета функциональных крите-риев в выделении, определении и систематизации явлений языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками, утвер-ждением принципа универсальности грамматики чел-кого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями.

Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется. Получило развитие рукописное письмо. Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило источни-ком письменностей на многих новых европейских языках.

Грамматика как самост. наука возникает в Риме в сер. 2 в. до н.э. в связи с назревшей необх-тью критических изданий и комментирования множ-ва текстов худож., юридического, историч., религиозного хар-ра. Особое место в римском языко-знании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116--27 гг. до н.э.). Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представл. собой 2е взаимозависимые и вместе с тем вполне самост. сост-щие единой средиземноморской языковед-ческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в форм-нии единой европейской лингвистической традиции.

 

 

Арабское языкознание

Форм-нию арабского языкознания и достижению им за относительно короткое время высокого уровня развития спо-собствовали историч. условия, приведшие к быстрому возвышению арабского народа. В 632 г. было основано военно-теократическое государство - Арабский халифат, границы которого необычайно быстро расширились в результате победоносного шествия арабов.

Арабское письмо возникло ещё до принятия ислама. Оно имеет консонантно-буквенный характер, строки записываются справа налево. Арабское письмо складывается в нач. 6 в. в гор. Хира, столице арабского Лахмидского княжества. Дальнейшее развитие оно получает в середине 7 в., при первой записи Корана. Во второй половине 7 в. вводятся дополн. строчные, надстрочные и подстрочные знаки для различения сходных начертаний, для обозначения долгих и кратких гласных, удвоения согласных и отсутствия гласных. Одну из первых попыток составить арабскую грамматику, по преданиям, предпринял Абу л-Асуад ад-Ду'али, современник халифа Али. Он выделил 4 части речи: имя, глагол и частицы, ввёл знаки для кратких гласных, затрагивал вопросы словоизменения и пр. Арабская наука о языке существенно повлияла на разработку грамматик и словарей родных языков и общелингвистической теории во всём мусульманском мире, на становление еврейской лингвистической традиции, на становление и разви-тие в Европе арабистики и, наконец, на появление тюркологии в рамках арабской традиции.

Первой дошедшей до нас арабской грамматикой явл. "Al-Kitab" басрийца Сибаваихи. Он подверг детальному научно-теоретическому описанию многие явления синтаксиса, морфо-логии, словообразования и фонетики, используя достижения многочисленных предшественников и современников.

Арабские учёные обычно делили грамматику на синтаксис, морфологию и фонетику и уделяли значительное внимание вопросам словообразования. Существенные успехи были до-стигнуты в лексикографии. Составляются словари толковые, предметные, синонимов, редких слов, заимствований, перевод-ные, рифм. Слова в словарях располагаются как по месту образования согласных, так и по алфавиту с учётом последнего корневого согласного либо первого корневого согласного.



2020-03-18 280 Обсуждений (0)
Греко-римское языкознание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Греко-римское языкознание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)