Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальный психологизм как основа концепции младограмматиков.



2020-03-18 478 Обсуждений (0)
Индивидуальный психологизм как основа концепции младограмматиков. 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце 70-х гг. 19 в.-20-е гг. 20 в. развитие сравн.-истор-кого языкознания и лингвистического компаративизма в целом ознаменовалось превращением языкознания в весьма точную науку со сложным методологическим аппаратом и строгой техникой анализа. Младограмматизм был по преимуществу (но, конечно, не только) течением немецкой лингвистической мысли, возникшим в Лайпцигском университете и широко распространившим своё влияние в Германии и далеко за её пределами. Осн. школами младограмматизма в Германии были возникшая первой лейпцигская / лайпцигская (представителям которой Фридрих Царнке и дал шутливое имя младограмматиков -- Junggrammatiker) и конкурировавшие с ней гёттингенская и берлинская.

Новому (младограмматическому) этапу развития сравн.-истор-кого языкознания соответствует в философии языка 19 в. психологическое направление, представленное в ряде весьма отличных друг от друга концепций. Становление младограм-матизма было обусловлено внутренними факторами развития лингвистической науки, поиском способов преодоления того своеобразного тупика, в котором оказалась компаративистика 60-х годов 19 в. Процесс оформления младограмматизма в самостоятельное течение, характеризующееся специфическими чертами в области теории и практики исследовательской работы. Нередко младограмматизм отождествляется в лингвис-тической литературе с Лейпцигским кружком, или Лейпциг-ской языковедческой школой. Этому способствовало то, что именно в Лейпцигском университете, шире – в Лейпциге, впервые с предельной ясностью были сформулированы и провозглашены новые принципы и задачи лингвистической работы. Сформулированные Лейпцигскими младограммати-ками принципы и задачи лингвистической работы были положены в основу методологии младограмматизма, сформировавшейся в языкознании на рубеже XIX-XX вв.

Младограмматизм оформляется и осознаётся как течение с 80-х годов XIX в. и выступает как активная научная сила примерно в течение 50 лет. По широте распространения, обилию лингвистических работ, отработанности метода и по своему воздействию на общественно-языковую практику младограмматизм не имеет себе равных среди течений и школ языкознания XIX и начала XX вв. Младограмматизм возник как результат понимания учёными неудовлетворительности состояния компаративистики середины XIX в. и желания изменить это положение.

 

19. Пражская школа функциональной лингвистики

Пражская школа – это одно из осн. направлений структурализма, причём именно в Праге последний впервые оформился как цельное течение в совр. лингв-ской науке. Пражский кружок был основан в 1926 г. профессором Вилемом Матезиусом (1882-1945), известным англистом и спец-ом по общему языкознанию, занимавшийся в осн. разра-боткой вопросов синтаксиса и фонологии.

Кружок Матезиуса объединил ряд молодых языковедов, славистов и германистов, стремившихся к разработке структурных методов исследования в лингвистике и литературоведении. Всех этих учёных больше объединяли общие интересы и общий подход к определённым проблемам лингвистики, чем единые рабочие методы.

Философской основой Пражской школы явл. теория познания неопозитивизма и феноменология Э. Гуссерля. Возникновение Пражской школы было обусловлено не только закономерными тенденциями развития мировой науки вообще, но и, в частности, некоторыми особенностями развития науки о языке в Чехословакии. С одной стороны, наблюдалось преобладание младограмматизма, а с другой – уже в конце 19–нач. 20 в. в работах ряда языковедов появля-лись положения, созвучные идеям Соссюра.

Пражская школа с самого начала противопоставила свою лингв-кую концепцию положениям младограмматического направления, его историзму и атомизму. По мнению Б. Трнки, о Пражской школе можно говорить как о школе функциональной лингвистики. Поскольку понятие функции пронизывает все области исследований пражцев. Они понимают язык как функциональную систему, т.е. «систему средств выражения, служащих определённой цели». Пражцы в отличие от Ф. де Соссюра стремятся к сближению синхронического и диахронического анализа.

Язык является системой, которая находится в опр-ном движении во времени. Поэтому они считают, что при исследовании развития отдельных явлений нужно иметь в виду всю систему, ибо только тогда можно прийти к удовлетвори-тельным результатам. Представители Пражского кружка не стремились выработать некий новый глобальный объективный метод описания языка. С новых позиций они стремились изучать целый ряд проблем: фонологии, грамматики, типологии, форм существования и функционирования литературного языка. Но центральным звеном исследования явились вопросы фонологии.

20. Копенгагенская школа структурализма. Глоссематика.

Это направл. возникло в 1931 г. в результате объединения датских языковедов (в основном Коп-кого универ-а в Коп-кое лингв-кое общество, или коп-кий кружок). Основателем общества явл. проф. Луи Ельмслев (1899-1965) (директор института лингвистики и фонетики при филос-ком факультете Коп-кого универ-а), а осн. представителями были В. Брёндаль (1887-1942), Х. Ульдалль (1907-1957) и др. Представители Коп-кой школы хорошо осознавали свою связь с предшество-вавшими и совр.направлениями в лингвистике. Осн. теор-кими источниками нового направления явл.:

1. учение Ф. де Соссюра о языке;

2. логическая теория языка, разработанная Уайтхедом и Расселом, а также Венской логистической школой и особенно Карнапом в его работах по синтаксису и семантике.

 Логистическая теория языка профессора Карнапа определила понимание Ельмслевым структуры как явления чистой формы и чистых отношений, т.е. каждое научное утверждение должно быть утверждением об отношениях, не предполагающих описания самых элементов, входящих в отношения. Согласно логистической теории языка теорети-ческая мысль должна сводиться к идеальному языку, в котором каждый символ был бы однозначен.

Очень важными предпосылками для попыток создания общей теории языка как системы исчислений являлся тот факт, что в результате развития теории математики возникло понятие математики как системы знаков, кот. конструируется в соответствии с опред. формальными правилами. Целью Брёндаля явл. построение общей, или логической, грамматики.

Датский структурализм иногда опр-ют также специальным термином «глоссематика». Термин «глоссема-тика» был введён создателями теории, по их словам, для того, чтобы провести грань между традиционным языкознанием и новым структурным методом исследования. Создателем глоссематики принято считать Л. Ельмслева. Целью глоссематической теории явл. создание метода описания языка. Л. Ельмслев как и другие представители копенгагенского направления, стремится к точному исследованию языка при помощи чисто лингвистических понятий. Его цель – «алгебра языка, оперирующая неопределёнными единствами». 

У истоков Копенгагенской школы структурализма стоят В. Брёндаль (1887-1942), Х. Ульдалль (1907-1957) и Л. Ельмслев (1899-1965), заложившие основы новой лингв-кой теории, известной под названием «глоссематика» (от греч. - язык). Школа Ельмслева сложилась в Коп-ком универ-е в 1930-е годы. При небольшом числе лингвистов, работавших в рамках глоссематики, ее положения в течение нескольких десятилетий оставались весьма влиятельными. К 1970-м годам глоссематика прекратила сущ-ние. Число сторонников этого направления сравнительно невелико; кроме того, между ними существуют известные теоретические расхождения.

В статье «Метод структурного анализа в лингвистике» Ельмслев указывает на теор-кие источники глоссематики – учение Ф. де Соссюра и логистическую теорию языка, вышедшую из математических рассуждений А. Уайтхеда и Б. Рассела, а также положения венской логической школы, и особенно идеи Р. Карнапа. Чтобы провести принципиальную грань между традиционным языкознанием и чисто структурным методом исследования языка, и чтобы отличать новую лингвистику от традиционной, весьма тесно связанной с психологией, физиологией, историей и т.д., Ельмслем предлагает для нового метода особое назв. – глоссематика.

Философской основой глоссем-кой теории явл. позитивизм, кот. последовательно отрицает реальное сущ-е предметов материальной действит-ти, объявляя эти предметы пучками пересечения их взаимных зависимостей – функций. Концеп-ция глоссематики, в целом не принятая др. направлениями структурализма, оказалась слишком абстрактной и непос-редственно не применимой к конкретной лингв-кой практике. С точки зрения теории моделей, глоссематика оказалась слишком сильной моделью, пренебрегающей многими свойствами естественного языка и описывающей скорее семиотическую систему вообще. Некоторые принципы глоссематики все же вошли в научный обиход; весьма удачными оказались многие терминологические новации, предложенные Ельмслевым.



2020-03-18 478 Обсуждений (0)
Индивидуальный психологизм как основа концепции младограмматиков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальный психологизм как основа концепции младограмматиков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)