Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад Древней Греции в развитие науки.



2020-03-18 179 Обсуждений (0)
Вклад Древней Греции в развитие науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Колыбелью науки считают античную Грецию периода наив .расцвета ее культуры - 6-4 вв. до н.э. Греки многое заимствовали у египтян и вавилонян, в частности матем.знания. Они «работали» не с реальными предметами, а их моделями, выделяя в них осн.понятия и недоказуемые утверждения, кот. они назвали аксиомами (не требующая доказ-тв истина). Ост.знания они пытались доказать, используя логику, из чего выводились теоремы. Т.о., в античной науке произошел переход от эмпиричного изучения и накопления знаний к их теоретич.исследованию. У истоков греч.науки – Фалес - положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии. Пифагор старался получить теоремы при помощи чисто логич.мышления, вне конкретных представлений. Он внес вклад в астрономию, «объявив Землю шаром, находящимся в центре Вселенной, знал о собственном движении планет и Солнца». Парменид , Зенон - идея, согласно кот. все знания следует разделить на чувственные знания – мнения и умопостигаемые – знания по истине. Важная заслуга – разработка методов и теории доказ-тв. Демокрит - идея, что в основаниях мира должны существовать некие неделимые частицы мироздания – атомы. В лице Демокрита наука продемонстрировала такие особенности, как теоретичность, логичность и доказательность суждений, умение оперировать абстрактными моделями. С Платона - размежевание философии и науки – философия отныне будет иметь дело с понятиями и идеями, наука – с миром, данным в ощущениях, физич.миром. Аристотель - произвел классификацию наук, дифференцировав разл.области знания и разделив все живое на виды и роды, ввел понятия пространства, времени, причинности. Евклид - труд «Начала» - первый труд по геометрии, охвативший все геометрич.знания древних. В основе положен аксиоматический метод, т.е. когда из неогран.числа теоретич. положений с логической необх-тью выводятся другие. Архимед решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей, ввел понятие центра тяжести, дал математич.вывод законов рычага. Птолемей предп., что чем быстрее движется планета, тем ближе к З. она расположена. Итоги:

· В античной культуре начала разв-ся «наука доказывающая», недаром понятия «аксиома», «теорема», «лемма».

· Сложился иной способ построения знаний – абстрагирование от наличной практики и её систематизация, что обеспечивало предсказание ее результатов.

· Идеальные объекты «погружаются» в особую сеть отношений, структуру, которая заимствуется из другой области знаний. Соединение исходных идеальных объектов с новой «сеткой отношений» способно породить новое знание, кот. может отражать новые, неизученные стороны действит-ти.

Начала Евклида.

Начала – гл.труд Евклида, посвященный систематическому построению геометрии. Написаны ок.300 г.до н.э. Прокл сообщает, что подобные сочинения создавались до Евклида, однако они не сохранились. Текст Начал на протяжении веков был предметом дискуссий, к ним написаны многочисл.комментарии. Она описывает метрические св-ва пространства, кот. совр.наука наз. евклидовым. Евклид придал матем.определенность атомистической идее пустого пространства, в кот. движутся атомы. Простейшим геометр.объектом у Евклида является точка, кот. он определяет как то, что не имеет частей. Др.словами, точка - это неделимый атом пространства. В Началах излагаются планиметрия, стереометрия, арифметика, отношения по Евдоксу. Весь труд состоит из 13 книг. Изложение в Началах ведётся строго дедуктивно. Каждая книга начинается с определений. В первой книге за определениями идут аксиомы и постулаты. Затем следуют предложения, которые делятся на задачи (в кот. нужно что-то построить) и теоремы (в кот. нужно что-то доказать). Первая книга начинается определениями, из кот. первые 7 гласят:

1.Точка есть то, что не имеет частей.

2.Линия — длина без ширины.

3.Края же линии — точки.

4.Прямая линия есть та, кот. равно лежит на всех своих точках.

5.Поверхность есть то, что имеет только длину и ширину.

6.Края же поверхности — линии.

7.Плоская поверхность есть та, кот. равно лежит на всех своих линиях.

Комментаторы эпохи Возрождения предпочитали говорить, что точка есть место без протяжения. Совр.авторы, напротив, признают невозможность определения осн.понятий, и Гильберт начинает «Основания геометрии» так: Мы мыслим 3 разл.системы вещей: вещи первой системы мы называем точками и обозначаем А, В, С..

Постулаты Евклида

За определениями Евклид приводит постулаты:

1.От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.

2.Огранич.прямую можно непрерывно продолжать по прямой.

3.Из всякого центра всяким раствором может быть описан круг.

4.Все прямые углы равны между собой.

5.Если прямая, пересекающая две прямые, образует внутренние односторонние углы, меньшие двух прямых, то, продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых.

Наиболее интересен в аксиоматике Евклида последний, знаменитый пятый постулат. Среди других, интуитивно очевидных постулатов, он нарочито чужероден, его громоздкая формулировка закономерно вызывает некоторое чувство протеста и желание отыскать для него доказательство. Такие доказательства уже в древности пытались построить Птолемей и Прокл; а в Новое время из этих попыток развилась неевклидова геометрия. Начала оказали огромное влияние на развитие математики вплоть до Новейшего времени. Переведены на языки мира.

5/1. Мусульманское Возрождение и развитие науки на Востоке.

Взаимовлияние между восточной и западной философией – общественно исторический факт. Известно, что в средневековой Европе развитие философии, науки и искусства опред.время находилось в состоянии застоя, а на Востоке в это же время – расцвет. Арабо-мусульманские мыслители сохранили и развивали греч.фил.мысль. Начиная с 8 по 12 вв. на Востоке происходит бурное развитие науки, где разв-ся такие науки как алгебра, астрономия, оптика, химия, география, медицина, ботаника. Арабо-мусульманская наука занималась наукой в широком смысле (астрономия+астрология, химия+алхимия).

Арабы переводили труды европейцев. Новая математика Хорезми (1 в.) была удобна для решения вычислительных задач – алгебра. Физик, математик, историк Аль-Бируни (1 в.) проводил опыты по астрономии и математике. С 10 в. развив-ся экономические и культурные связи Европы и Востока.

6/1. Феномен астрологии и алхимии в мировой истории.

Астрология – термин, объединяющий ряд разнообр.ложных учений, традиций и верований о связи движения небесных тел с жизнью субъектов и объектов, распол-х на Земле и ходом развития событий. В отличие от астрономии она не заним-ся исслед-ми физ.взаимодействия космических и зем.процессов. С т.зр.совр.науки астрология явл.лженаучным учением. Астрология пришла в Европу из египетских вавилонских и персидских источников. Греч.труды - источник астрологии для тех цивилизации. Естественнонаучное обоснование астрологии с позиций аристотелевской физики и математики было дано во 2 в.н.э. Птолемеем в его «Четверокнижие». К 6 веку н.э. астрология утвердилась в Римской империи как общепризнанная наука. В эпоху упадка Римской империи астрология становится известна по всей Азии, а затем в Зап.Европе (с 12 в. – университетская дисциплина). 17-18 вв.-кризис Европ.астрологии. Возобновление интереса к астрологии в 19 в. вызвано в значит.степени неверием общества в то, что тайны Человечества можно объяснить с помощью разума. Психологи в 20 в. решили сблизить психологию и астрологию = психологич.астрология (ориент-на на внутр.мир человека). Алхимия - общее название существующих в разл.культурах систем трансформации физич.предметов (в первую очередь металлов) или чел.организма. Алхимия склад-ся в эпоху поздней античности и предст.собой форму ритуально-магического герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Осн.объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится у арабов) явл. металлы. После падения Римской империи и центр алхимических исслед-й перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исслед-ми и хранителями античных трудов. В конце 8 в. персидский алхимик Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных св-вах вещ-в (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё 2: горючести и «металличности». В 14—16 вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практич.металлургии, горного дела, медицины. Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу 19 в., было полностью пересмотрено в 20 в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию совр.химии.

7/1. Коперниканская революция в науке.

К.революция явл.важным этапом в развитии науки и культуры. К.рев-я – это не только научная, но и мировоззренч.революция, что и обусловило ее колоссальные последствия для всей истории Европ.культуры. Черта КР – она была ассимилирована наукой, несмотря на то, что не имела новых эмпирич.подтверждений по сравнению с системой Птолемея по: критерию эмпирич.содержания теорий; с инструменталистической т.зрения (не позволяла делать более точные астрономические предсказания). К. не опровергает геоцентрическую систему, он изменяет только систему соотнесению: точка пересечения координат перемещается с Земли на Солнце => гелиоцентрическая гипотеза. Солнце – центр планетарной системы. Система К. была проще и точнее системы Птолемея, и ее сразу же использовали в практич.целях. На ее основе составили «Прусские таблицы», уточнили длину тропического года и провели в 1582 г. давно назревшую реформу календаря - был введен новый, или григорианский, стиль. "Пока Земля оставалась неподвижной, оставалась неподвижной и астрономия", — так сказал по поводу Коперника Лихтенберг. Действительно, расположив в центре мира Солнце вместо Земли и заставив Землю вращаться вокруг Солнца, а не наоборот, Коперник вновь привел в движение астрономическую науку. Но когда Ньютон, спустя 150 лет после К., придал физике форму, которую мы именуем "классическая физика", от учения К. почти ничего — за искл. той идеи, что Солнце нах. в центре вселенной, — не осталось. Главное в КР - это реформа осн.понятий астрономии (Кун). Устранив Землю из центра Вселенной, К. изменил также и место чел-ка в космосе. Революция в астрономии повлекла за собой революцию в философии. Его учение о планетах, — пишет Кун и связанная с ним концепция вселенной с центром-Солнцем служили инструментами перехода от средневек.общества к совр-му, поскольку они определяли... отношение чел-ка со вселенной и Богом. Теория Коперника, стала фокусом противоречий в области религии, философии, которые в последующие два века, вслед за открытием Америки, определили направление европейской мысли. Вот почему К. и сегодня олицетворяет радикальное и революц.обновление.



2020-03-18 179 Обсуждений (0)
Вклад Древней Греции в развитие науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад Древней Греции в развитие науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)