Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и ее функции, способы построения теории.



2020-03-18 354 Обсуждений (0)
Теория и ее функции, способы построения теории. 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная классификация наук

Наука – особый вид чел.познават.деят-ти, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деят-ти явл. сбор фактов, их систематизация, критич. анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, кот. не только описывают наблюдаемые природные или обществ.явления, но и позволяют построить причинно-следств.связи, и, как следствие, - прогнозировать. Попытки классиф-ть области чел.знания по разл.основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял 3 большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика). Классификация римского энциклопедиста Варрона включала в себя след. науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура. Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностр.науки (астрономия, медицина, математика). Попытки классификации продолжились в сред.века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на 4 группы: Теоретич.науки (математика, физика, теология). Практич.науки. Механич.науки (навигация, с/х, охота, медицина, театр). Логика, включающая грамматику и риторику. Роджер Бэкон также выделял 4 класса наук: грамматика и логика, мат-ка, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал мат-ку. Классификация соврем.наук проводится по разным критериям. По предмету и методу познания выделяют: науки о природе (естествознание), об обществе (обществознание: гуманитарные, социальные науки), о познании и мышлении (логика, гносеология и др.), технич.науки. Своеобр.наукой явл. математика – не отн. к естеств.наукам, но является неотъемлемой частью их мышления. Каждая группа м.б.подвергнута дробному членению. По своей удаленности от практики науки можно разделить на: фундаментальные (выясняют осн.законы и принципы реального мира, где нет ориентации на практику) и прикладные (непоср.применение результатов н.познания для решения конкр.производственных и соц.-практ.проблем, опираясь на закономерности, установл-е фундамент.науками). В 60-х гг.20 в.свою классиф-ю наук предложил отеч.философ Б.Кедров. Он основывался на раскрытии взаимосвязи 3 гл.разделов н.знания: естествознания, обществ.наук, философии.

Методы и средства науки.

Теория строится двумя способами: аксиоматически и индуктивно. Методы научного познания есть: индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), анализ (разложение на составляющие), синтез (соединение), абстрагирование (умение выделить, что необходимо), м-д гипотезы на эмпирическом и теоретическом уровне, м-д идеализации (нет абсолютно твёрдых тел, а я ввожу), м-д моделирования (модель материальная, математическая). Напр.: организованное движение - мат. модель- уравнение. Спец.методы: в эмпирич.познании. Наблюдение (до 17в он и был). Алхимики начали экспериментировать - возгонка, но это не научные знания. При наблюдении знания получены в результате миним.контакта с реальностью. Эксперимент (опыт). Знания получены при максим.контакте с реальностью (меняем условия- смотрим как реагирует объект под контролем приборов). Требуется естествоиспытатель. (Галилей со светом). Есть трудности с изобретением приборов. Границы применения этих опытов таковы: при наблюдении нет прошлого, будущего, микромира; при эксперименте нет космоса, прошлого, будущего, люди участвуют без вреда для здоровья, животные- минимизировано. Социологический опрос хар-ся корректностью и косвенностью. История - контакт с письменными и устными источниками. Мыслительный эксперимент: в теоретическом познании (чтобы телега двигалась нужно…, шарик катится). Для движения не нужна сила, сила противодействуют движению. Закон инерции- закон механики. Для теории важна интерпретация теории, т.е. соотнесение с миром, истолкование (в квантовой механике пузырьковая камера: паровая частица движется по траектории, а мы по траектории судим о частице. Понимание начинается с текста, с установки. Средства науки классифицируются: язык науки, приборы, устройства. Язык развивает, фиксирует новые объекты (электрон, кварки), транслирует знания. Совершенств-е языка- важн.фактор.

Теория и ее функции, способы построения теории.

Теория – наиболее сложная и развитая форма науч.знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей опред.области действит-ти. А.Эйнштейн считал, что любая науч.теория должна отвечать след.критериям: а) не противоречить данным опыта, факта; б) быть проверяемой; в) отлич-ся логич. простотой осн.понятий; г) содержать наиб. определ-е утверждения; д) не явл-ся логически произвольно выбранной среди аналогично построенных теорий; е) характ-ся многообразием предметов, кот. она связывает; ж) иметь широкую область своего применения. Любая теор.система, как показал Поппер, должна удовлетворять 2 требованиям: непротиворечивости и опытной проверяемости. Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включая элементы заблуждения), кот.имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современ.методологии выделяют след.основные элементы теории: 1. Исходные (фундамент.понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы). 2.Идеализированные объекты (абстрактные модели существенных свойств и связей предметов). 3. Логика теории (совокупность правил, способов доказательства). 4. Фил.установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствия из этой теории.

К числу осн.функций теории относят:

1.Синтетическая – объединение отд.достоверных знаний в единую целостную систему.

2.Объяснительная – выявление причинных зависимостей, связей явления, его харак-к, законов происхождения и пр.

3.Методологическая – формулир-ся многообразные методы, способы и приемы исслед-й деят-ти.

4.Предсказательная – функция предвидения.

5.Практическая.

Способы построения теории. Теории совр.науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта, а за счет первоначального движения в поле ранее созданных идеализированных объектов, кот.используют в качестве средств конструирования гипотетических моделей новой области взаимодействия. Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории.

4/2. Объект и предмет науки.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на кот. направлен процесс н. познания. Предмет науки - наиболее значимые св-ва, стороны, хар-ки, особенности объекта, кот. подлежат непосредств.изучению или познание кот. особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической). Как известно, под объектом науки обычно понимают опред.область реальности (природной или социальной), на кот. направлен процесс н.познания. Под предметом же понимают наиб. значимые свойства, стороны, хар-ки, особенности объекта, кот. подлежат непосредств.изучению или познание кот. особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической). В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки - это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой и решает наука, общество в целом.

Субъект науки.

Получение н.знания является главной целью научной деят-ти. Изучать науку – это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний. Структура любой деят-ти включает в себя след.элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки – ключевой ее элемент. В научной познавательной деят-ти в качестве субъекта выступает индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Субъект научной деят-ти функционирует в совр.обществе на 3 взаимодействующих уровнях – индивидуальном, коллективном и общественном.
Размышляя об этой особенности субъекта научно-познавательной деят-ти, физик Бройль считал, что «нельзя допускать, чтобы коллективный ум и направляемое исследование исключали оригинальность стремлений и независимость мысли. Объект научной деят-ти становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деят-ти исследователя.

Проблема: что выступает в качестве субъекта н. познания?.

1.В классической философии субъект выступает в качестве несомненного основания любого знания, т.е. без субъекта знание не возможно. Пример: Декарт - самосознания предшествует всякому познанию.

2.Современная фил. Субъект - конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и во времени, имеющий биографию, находящийся в коммуникационных отношениях с другими людьми.

Персонали:

· Кант - классический, но есть важная мысль об "активности" в познании.

· Маркс - субъект - общесвенная практика. Т.е. это не конретный индивид, а общество на определенном этапе своего развития.

· Кун - субъект оказывается историческим (историчным). Это история науки. Субъект ограничен парадигмой исторической эпохи.

Продукт науки

Наука — рациональная деят-ть, направленная на обнаружение, хранение, передачу и применение специализированных знаний или сведений об окруж.мире. Основными конечными продуктами научной деят-ти являются, знания, открытия, излагаемые в научных книгах, учебниках и научных статьях. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деят-ти людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не явл. главной, определяющей целью этих сфер деят-ти. Промежуточным продуктом явл. научные гипотезы и теории. Всё это, по существу, нужно для воспроизводства самой науки. Внешними продуктами явл. обучение и консультирование потребителей (напр., метеорологические прогнозы), посредством чтения лекций, написания популярных статей и книг. Результаты научных исследований, для дальнейшего сохранения и передачи, должны фиксироваться на материальных носителях. Традиционно такими носителями служили книги, но в новейшее время возникли электронные методы хранения информации.



2020-03-18 354 Обсуждений (0)
Теория и ее функции, способы построения теории. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и ее функции, способы построения теории.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)