Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.



2020-03-18 470 Обсуждений (0)
Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Все в мире взаимосвязано (системно). Любой элемент любой системы взаимосвязан с др.элементами, поэтому в науке также все знания также должны быть систематизированы, взаимосвязаны. Все разделения в науке абстрактны, нет в реальности отдельного физического, химического мира и т.д., идеального и материального – все едино. Поэтому и в науке все должно быть взаимосвязано. Правда, здесь бывают не совсем адекватные проявления – редукционизм.

Эволюция – необратимое количественное изменение, приводящее к качественным изменениям. В Средневековье эти изменения в обществе трудно было заметить. Значительные изменения произошли в эпоху промышленных революций (17 – 18 вв.). Тогда и стали заметны изменения в обществе, научно-технический прогресс, отсюда появились идеи эволюции животного, растит.мира, и как следствие галактики, Вселенной. Решающим прорывом стала концепция Большого взрыва.

Принцип фундаментальности гласит, что основные законы на высших уровнях познания должны найти свое обоснование на низших уровнях познания. Классический пример: периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химические законы в соответствии с принципом фундаментальности нашли свое обоснование на более низком – физическом уровне. Отсюда предположение, что законы социологии должны найти свое фундаментальное обоснование на биологическом уровне – это попыталась объяснить новая дисциплина – социобиология.

Системный метод – общенаучный метод, применяющийся на любом уровне научного познания (можно сослаться на учебник Кохановского).

На стыке любых уровней организации материи могут быть такие явления, которые нельзя объяснить исключительно, например, либо с позиции физики, либо с позиции химии. Переплетение направлено на решение какой-либо проблемы.

Стержнизация: единый принцип системы пронизывает все объекты, уровни.

29/2. Роль средств науки в ее развитии.

Естественно-научное познание невозможно без использования соотв.средств - способов действия и орудий для осуществления какой-либо деят-ти. Язык науки явл. важнейшим средством изучения природы. Он хар-ся специфической лексикой, особой стилистикой, определенностью используемых понятий и терминов, стремлением к четкости и однозначности утверждений, строгой логичностью в изложении всего материала, использованием математич.методов. Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств наблюдения и экспериментальных установок. Так, создание радиотелескопов стало революционным событием в постижении Космоса, превратив астрономию во всеволновую. Микроскоп открыл человеку новые миры, а современный электронный микроскоп позволяет видеть даже атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале XX в. вызывало сомнение. Физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобных синхрофазотронам. Для проведения экспериментов и наблюдений сегодня активно используются космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники. Научные исследования требуют приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку, что предполагает создание специальных средств обработки результатов наблюдения и эксперимента.

Однако основным средством науки, в частности естествознания, были и остаются ее методы. В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научных знаний), но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Естествознание и его отрасли имеют не только свой предмет, но и свою систему методов, обусловленных этим предметом. Под методом в самом широком смысле слова понимают путь исследования. Методологией именуют систему определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деят-ти (в науке, политике, искусстве и т.п.), а также учение об этой системе. Метод организует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Осн.функция метода - регулирование познавательной и иных видов деят-ти. Методы: аналитический, диалектический и пр.

30/2. ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ в истолковании развития науки.

— направления в историографии и философии науки 20 в., разл.образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий. Представители интернализма (И.) (Койре, Холл, Росси и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутр.потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д. Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Гегеля. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания. Напротив, экстернализм (Э.) (Гессен, Бернал и др.), возникший в 1930-е гг. в значит.мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки осн.задачей явл. реконструкция социально-культурных условий, в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории. И научную революцию 16—17 вв. историк-экстерналист представляет как следствие развития машинного производства и капиталистических отношений. Наука развивается, реагируя на воздействие социальной среды, в которой она находится. В течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия между И. и Э., однако к кон. 1970-х гг. большая часть историков и философов науки склонилась к мнению о том, что экстерналистская позиция более адекватна реальной истории. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать влияния этих условий. Особенно ясно это стало во втор. пол. 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.



2020-03-18 470 Обсуждений (0)
Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)