Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория трех миров Поппера.



2020-03-18 297 Обсуждений (0)
Теория трех миров Поппера. 0.00 из 5.00 0 оценок




Карл Поппер – разработчик концепции критического рационализма. Известен концепцией 3 миров: 1) мир предметов, 2) мир сознания (субъективной реальности), 3) мир объективных мыслительных форм – мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов, теорий. Этот мир осязаем (книги, геогр.карты, картины). Если уничтожить машины, знания и навыки, но оставить книги, то цивилизация восстановится.

24/2. От логики открытия к логике подтверждения. Гипотетико-дедуктивная модель научного познания.

В первой пол. XX в. одной из наиб. популярных становится гипотетико-дедуктивная модель н.познания. Создание логики открытия предп., что сам процесс получения нового знания гарантирует его истинность. Но если не сущ-т никаких методов открытия, то очевидно, что в науку проникают утверждения, носящие гипотетический характер. Складывалось след.представление о процессе н.познания:

- Ученый выдвигает гипотет.обобщение, из него дедуктивно выводятся следствия, кот. затем сопоставл-ся с эмпир.данными.

- Те гипотезы, кот. противоречат опытным данным, отбрасываются, а подтвержденные утверждаются в качестве н. знания.

- Эмпирическое содержание любого обобщения и определяет его подлинный смысл.

- Теорет.утверждение, чтобы быть научным, обязательно должно иметь возможность соотноситься с опытом и подтверждаться им.

Сущность ГДМ заключ-ся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из кот. выводятся утверждения об эмпир.фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формир-и гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, + опыт, квалификация и талант ученого. Все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу. Исх.понятия:

· гипотеза (предположение) — положение, выдвигаемое в начале предварит-го условного объяснения некот. явления или группы явлений; предположение о существовании некот.явления.

· дедукция (выведение)— это переход в процессе познания от общего к частному (единичному), выведение последнего из первого.

Общая структура ГДМ (или метода гипотез):

1.Ознакомление с фактич.материалом, требующим теоретич.объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

2.Выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с пом. многих лог. приемов.

3.Оценка серьезности предположений и отбор из множества догадок наиб. вероятной. При этом гипотеза проверяется на:

1.логическую непротиворечивость;

2.совместимость с фундаментальными теоретич.принципами данной науки.

3.Выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания.

4.Экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается.      

Метод н.познания и рассуждения основан на выведении дедукций из гипотез. В дедуктивном рассуждении посылками служат гипотезы. В зависимости от типа посылок г-д-рассуждения разделяются на 2 осн.группы:

1.рассуждения, посылками которых явл.гипотезы и эмпирич.обобщения, истинность которых еще нужно установить.

2.выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых м.б.установлена.

В н.познании Г-Д-модель получил широкое распространение и развитие в 17-18вв, когда были достигнуты значит.успехи в области изучения механич.движения земных и небесных тел. Теория механики Ньютона – гипотетико-дедуктивная система, посылками которой служат основные законы движения. С логич.т.зрения ГДсистема – иерархия гипотез. На вершине находятся гипотезы, имеющие общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из них выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низком уровне – гипотезы, кот. можно сопоставить с эмпирич. данными. Такое построение н.теорий имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет осуществлять эмпирич.проверку и подтверждение н.теорий и гипотез. Если подтверждаются гипотезы самого низкого уровня, то это подтверждает и гипотезы более высокого уровня. Развитие логики тесно связано с практикой теорет.мышления и, прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т.д.

25/2. Верификационизм и фальсификационизм в истолковании науки.

Верификационизм – методологическая концепция (Шлик), согласно кот. н.истина устан-ся путем эмпирич.проверки ее фактов. В. получил широкое распр-е в связи с концепцией языка науки в логическом эмпиризме. Неопозитивисты считали, что есть только 2 вида н.знания, научных высказываний, обладающих значениями: все то, что отн. к частным дисциплинам — все эмпирические науки; логика и математика, явл-ся инструментом упорядочения и построения эмпирич.знания.

В этом разделении знания для философии не остается места. Неопозитивисты заявили, что философия — не наука, а просто деят-ть по прояснению языка науки. Принцип верификации устанавл-т 2 взаимосвяз.способа проверки и обоснования н.знания:

· это так назыв. прямая верифицируемость, которая заключ-ся в сведении н.положений непосредственно к данным "чистого опыта" и, тем самым, устанавливает степень их достоверности.

· это опосредственная или косвенная верифицируемость, кот. состоит в логическом сведении проверяемых научных положений к другим, прямо верифицируемым положениям.

Прямо верифицируемые положения сост. то, что логические позитивисты наз. "протокольными предложениями". =>, "протокольные предложения" - такие, кот. фиксируют эмпирические данные как конечную основу н.знания. Это значит, что именно "протокольные предложения" и образуют в логической структуре науки ее эмпирический базис. В рез. такой проверки предложения могут оказаться как истинными, так и ложными.

Фальсификационизм – методологич.позиция (Поппер), основанная на представлении о невозможности проверки индуктивного универсального обобщения из-за большой вероятности появления новых и потенциально опровергающих доказательств. Так, гипотезу может опровергнуть единичный неподтвержденный случай (напр, один черный лебедь не позв.сказать что все лебеди – белые). Однако если теория запрещает некоторые эмпирически проверяемые высказывания (класс потенциальных фальсификаторов), то возможна постановка эксперимента, исход которого принадлежал бы классу потенциальных фальсификаторов, и такая теория называется фальсифицируемой или научной. Если же класс потенциальных фальсификаторов теории пуст, то такая теория носит метафизический характер и называется нефальсифицируемой. (Грубо говоря, строгое универсальное высказывание не может быть эмпирически доказано, но только сфальсифицировано).

 Для понимания : Фальсификационизм рассм-ет "эмпирические науки", т.е. такие науки, утверждения, выводимые из которых, должны быть проверяемы в опыте (физика, химия). Иначе это метафизика. Математика не рассм-ся.

26/2. Герменевтическое измерение в истолковании науки.

Герменевтика возникла как искусство и методич.традиция истолкования древних, в основном, священных текстов, в частности Библии. Создавая комментарии священных текстов авторы вносили вклад в теорию истолкования текстов. Интуиция Г. предсказала способность языка, речи и слова, провоцировать самосознания в беседе с собой («Я беседующий»). Шпейермахер пытаясь решить проблему взаимодействия части и целого. Суть понятия: без целого не понять его часть, но чтобы понять его часть нужно понять целое. Бёк создал формулу: филология есть познание познанного.

Исток западной герменевтической философии создан трудами Хайдеггера. Он говорит, что бытие содержит изначально присутствующие в нем наименование (Суть). Основная роль в раскрытии Сути у Языка. Бытие, которое м.б.понято, есть Язык. Высшая цель герменевтики – воссоединение утраченного единства чел.языка.



2020-03-18 297 Обсуждений (0)
Теория трех миров Поппера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория трех миров Поппера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)