Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»
Таблица 15 - Показатели экономической эффективности производства зерновых и зернобобовых культур
Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности зерновых был приемлемым только в 2007 году - 33,5%. В остальные годы он был низким или вообще отрицательным.
Таблица 16 - Показатели экономической эффективности производства подсолнечника
Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности подсолнечника был приемлемым только в 2004 и 2007 годах - 23,6 и 47,9%. В остальные годы он был очень низким. Известно, что социально - экономические явления находятся между собой в сложной взаимосвязи, зависимости. Эта зависимость имеет вид корреляционной связи, которая характеризуется тем, что проявляется лишь в массе случаев. При корреляционной связи отдельному значению факторного признака может соответствовать распределению значений результативного признака. Она заключается в том, что с изменением факторного признака меняется среднее значение результативного. Наиболее глубокое исследование корреляционно-регрессионного анализа. Произведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур и влияющих на нее факторов. Корреляционно-регрессионную связь будем исследовать по зерновым в среднем. Таблица 17- Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа зависимости прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур от производственных факторов
При изучении влияния одних факторов на другие выделяют две группы показателей: факторные и результативные. В качестве результативного признака принята прибыль от реализации зерновых и зернобобовых (Y), а в качестве факторного - цена реализации зерновых (Х1), себестоимость 1ц продукции (Х2). Расчет параметров уравнения множественной регрессии осуществляется по программе Excel (регрессия). Коэффициент множественной корреляции, характеризующий совместное действие этих факторов равен 0,98, а коэффициент детерминации - равен 0,96, что говорит о том, что вариация (изменение) прибыли на 96% зависит от влияния этих факторов, то есть они являются решающими в увеличении урожайности. После оценке тесноты связи между признаками необходимо определить ее форму. Для этого было выбрано уравнение прямой. В результате решения системы уравнений получены следующие коэффициенты уравнения связи: а0=37,6, а1=12,5, а2=-11,6. Запишем уравнение регрессии в решенном виде и дадим интерпретацию полученных параметров: Y(x)=37,6+12,5х1-11,6х2 Анализируя его, можно сказать, что с увеличением цены реализации на 1 руб. прибыль увеличивается на 12,5 руб., с уменьшением себестоимости 1ц. на 1 руб., прибыль увеличивается на 11,6 руб. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана и факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уәi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Используя данные таблицы 18, рассчитаем влияние данных факторов способом цепной подстановки, последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической в отчетном периоде (табл. 19). Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции растениеводства, тыс. руб.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного года и базисной величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж продукции в целом по предприятию, а затем базисную сумму прибыли скорректировать на его уровень. На данном предприятии индекс объема продаж составляет: IРП=∑(VРПi1*Сio)/∑(VРПio*Сio)=5020/4195=1,2
Если величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 20% и составить 1084,8 тыс. руб. Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базисном уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1*Цio) - ∑(VРПi1*Сio)=1080,5 тыс. руб.
Нужно подсчитать так же сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при себестоимости продукции базисного периода. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1*Цi1) - ∑(VРПi1*Сio)= 5359 тыс. руб.
Таблица 19 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Изменение суммы прибыли за счет: · объема реализации продукции ∆ПVРП=Пусл1-П0=1084,8-904=+180,8 тыс. руб.;
· структуры товарной продукции
∆Пстр=Пусл2-Пусл1=1080,5-1084,8=-4,3 тыс. руб.;
· средних цен реализации
ПЦ=Пусл3-Пусл2=5359-1080,5=+4278,5 тыс. руб.;
· себестоимость реализованной продукции
∆ПС=П1-Пусл3=1157-5359=-4202 тыс. руб.
Итого 253 тыс. руб. Результаты расчетов показывают, что сумма прибыли увеличится в основном за счет роста среднереализационных цен и объема реализованной продукции. За счет изменения структуры продаж прибыль уменьшилась на 4,3 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции суммы прибыли уменьшилась на 4202 тыс. руб. Таблица 20 - Анализ использования продукции
Производимое в хозяйстве зерно реализуется по нескольким каналам. Как видно из таблицы, наиболее выгодным каналом является реализация зерна различным обществам и частным лицам, на рынках. Хозяйство так же реализует свою продукцию работникам хозяйства и выдает натурой в порядке оплаты труда. Таким образом, мы можем сделать вывод, что СПК «Колхоз имени Карла Маркса» работает неэффективно. Хотя предприятие и функционировало без убытков, но оно не имело достаточной прибыли для дальнейшего развития производства и удовлетворения социальных нужд, что привело к отрицательным результатам деятельности. Для исправления ситуации крайне необходимо осуществить комплекс мер, направленных на существенное повышение рентабельности активов и продаж, сокращение общих издержек по производству, сократить либо ликвидировать убыточные производства.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |