Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса» 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 15 - Показатели экономической эффективности производства зерновых и зернобобовых культур

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Площадь посева, га 2000 1760 1780 1750 1976
Урожайность, ц/га 10,6 15,4 15,8 17,0 18,7
Валовой сбор, ц 27721 27032 25040 26613 34102
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 2638 2591 4492 4424 4153
Выручка от реализации, тыс. руб 3145 2398 4392 5904 4835
Прибыль, тыс. руб. 507 -193 -100 1480 682
Уровень рентабельности, % 19,2 -7,4 -2,2 33,5 16,4

 


Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности зерновых был приемлемым только в 2007 году - 33,5%. В остальные годы он был низким или вообще отрицательным.

 

Таблица 16 - Показатели экономической эффективности производства подсолнечника

Показатели 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Площадь посева, га 600 600 800 600 570
Урожайность, ц/га 16,3 13,3 10,1 9,5 16,8
Валовой сбор, ц 9805 7970 8058 5719 9599
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 1447 4763 2917 4007 5027
Выручка от реализации, тыс. руб. 1788 5170 2970 5927 5396
Прибыль, тыс. руб. 341 407 53 1920 369
Уровень рентабельности, % 23,6 8,5 1,8 47,9 7,3

 

Из таблицы видно, что за анализируемый период уровень рентабельности подсолнечника был приемлемым только в 2004 и 2007 годах - 23,6 и 47,9%. В остальные годы он был очень низким.

Известно, что социально - экономические явления находятся между собой в сложной взаимосвязи, зависимости. Эта зависимость имеет вид корреляционной связи, которая характеризуется тем, что проявляется лишь в массе случаев. При корреляционной связи отдельному значению факторного признака может соответствовать распределению значений результативного признака. Она заключается в том, что с изменением факторного признака меняется среднее значение результативного. Наиболее глубокое исследование корреляционно-регрессионного анализа. Произведем корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур и влияющих на нее факторов. Корреляционно-регрессионную связь будем исследовать по зерновым в среднем.


Таблица 17- Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа зависимости прибыли от продажи зерновых и зернобобовых культур от производственных факторов

Годы Прибыль от реализации, тыс. руб. (у) Цена реализации, руб./ц (х1) Себестоимость 1ц, руб. (х2)
2004 507 189,1 158,6
2005 -193 183,2 228,5
2006 -100 217,6 236,8
2007 1480 345,7 259,1
2008 682 319,2 274,2

 

При изучении влияния одних факторов на другие выделяют две группы показателей: факторные и результативные. В качестве результативного признака принята прибыль от реализации зерновых и зернобобовых (Y), а в качестве факторного - цена реализации зерновых (Х1), себестоимость 1ц продукции (Х2).

Расчет параметров уравнения множественной регрессии осуществляется по программе Excel (регрессия).

Коэффициент множественной корреляции, характеризующий совместное действие этих факторов равен 0,98, а коэффициент детерминации - равен 0,96, что говорит о том, что вариация (изменение) прибыли на 96% зависит от влияния этих факторов, то есть они являются решающими в увеличении урожайности.

После оценке тесноты связи между признаками необходимо определить ее форму. Для этого было выбрано уравнение прямой. В результате решения системы уравнений получены следующие коэффициенты уравнения связи: а0=37,6, а1=12,5, а2=-11,6.

Запишем уравнение регрессии в решенном виде и дадим интерпретацию полученных параметров:

Y(x)=37,6+12,5х1-11,6х2

Анализируя его, можно сказать, что с увеличением цены реализации на 1 руб. прибыль увеличивается на 12,5 руб., с уменьшением себестоимости 1ц. на 1 руб., прибыль увеличивается на 11,6 руб.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана и факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Уәi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Используя данные таблицы 18, рассчитаем влияние данных факторов способом цепной подстановки, последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической в отчетном периоде (табл. 19).

Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции растениеводства, тыс. руб.

Показатель 2004 год Данные 2004 года, пересчитанные на объем продаж отчетного года 2008 год
Выручка от реализации продукции (В) ∑(VРПioio)= 5099 ∑(VРПi1io)=6100,5 ∑(VРПi1i1)=10379
Затраты по реализации продукции (З) ∑(VРПioio)=4195 ∑(VРПi1io)=5020 ∑(VРПi1i1)=9222
Прибыль (П) 904 1080,5 1157

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного года и базисной величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж продукции в целом по предприятию, а затем базисную сумму прибыли скорректировать на его уровень.

На данном предприятии индекс объема продаж составляет:


IРП=∑(VРПi1io)/∑(VРПioio)=5020/4195=1,2

 

Если величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 20% и составить 1084,8 тыс. руб.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базисном уровне себестоимости и цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

∑(VРПi1io) - ∑(VРПi1io)=1080,5 тыс. руб.

 

Нужно подсчитать так же сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при себестоимости продукции базисного периода. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

∑(VРПi1i1) - ∑(VРПi1io)= 5359 тыс. руб.

 

Таблица 19 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость
По 0 0 0 0 Воо 904
Пусл1 1 0 0 0 По*IРП 1084,8
Пусл2 1 1 0 0 Вуслусл 1080,5
Пусл3 1 1 1 0 В1усл 5359
П1 1 1 1 1 В11 1157

 

Изменение суммы прибыли за счет:

·   объема реализации продукции


∆ПVРПусл10=1084,8-904=+180,8 тыс. руб.;

 

·   структуры товарной продукции

 

∆Пструсл2усл1=1080,5-1084,8=-4,3 тыс. руб.;

 

·   средних цен реализации

 

ПЦусл3усл2=5359-1080,5=+4278,5 тыс. руб.;

 

·   себестоимость реализованной продукции

 

∆ПС1усл3=1157-5359=-4202 тыс. руб.

 

Итого 253 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что сумма прибыли увеличится в основном за счет роста среднереализационных цен и объема реализованной продукции. За счет изменения структуры продаж прибыль уменьшилась на 4,3 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции суммы прибыли уменьшилась на 4202 тыс. руб.

Таблица 20 - Анализ использования продукции

Показатель

Зерно, ц.

  2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год Отклонение 2008 к 2004 году
Наличие на начало года 2090 4827 8645 3132 4307 2217
Валовой сбор урожая 20315 25815 24120 25733 32342 12027
Покупка сортовых семян 5706 190 200 420 719 -4987
Итого 28111 30832 32965 29285 37368 9257
Реализация: Работникам организации 4873 5800 6990 4087 2418 -2455
организациям, предпринимателям, на рынках и пр. 9000 - 10800 10476 9691 691
На оплату дивидендов, доходов по паям 2000 2000 2393 2573 2500 500
Использовано: на семена 2672 4171 3903 3909 3217 545
На переработку 3981 4929 5747 3993 5588 1607
Оплата сельскохозяйственных работ сторонними организациями 758 826 - - 536 -222
Итого 23284 11926 22843 20951 21532 -1752
Остаток на конец года 4827 8645 3132 4307 13418 8591

 

Производимое в хозяйстве зерно реализуется по нескольким каналам. Как видно из таблицы, наиболее выгодным каналом является реализация зерна различным обществам и частным лицам, на рынках. Хозяйство так же реализует свою продукцию работникам хозяйства и выдает натурой в порядке оплаты труда.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что СПК «Колхоз имени Карла Маркса» работает неэффективно. Хотя предприятие и функционировало без убытков, но оно не имело достаточной прибыли для дальнейшего развития производства и удовлетворения социальных нужд, что привело к отрицательным результатам деятельности. Для исправления ситуации крайне необходимо осуществить комплекс мер, направленных на существенное повышение рентабельности активов и продаж, сокращение общих издержек по производству, сократить либо ликвидировать убыточные производства.

 




2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)