PR и его методы в коммерческом секторе
- это феномен XX в., корни которого уходят глубоко в историю. Сама деятельность PR возникла в глубокой древности, как один из элементов управления обществом на протяжении всей его истории. Прообразы служб PR можно найти в древней Греции, древнем Риме, на древнем Востоке, в Китае, богато примерами и Новое время. Сам термин "public relations", впервые был официально употреблен президентом Соединенных Штатов Америки Г. Джефферсоном, в 1802 году. В 1906 году американским журналистом Айви Ли, которого по праву называют "отцом" современного PR, была опубликована Декларация о принципах PR, своего рода первый моральный кодекс профессии. В 20-е годы прошлого века в Нью-Йоркском университете, была открыта первая кафедра связей с общественностью, возглавил которую Эдвард Д. Бернайс. Широкое распространение PR получил в периоды Первой и Второй мировой войны, когда он был использован в целях укрепления оборонной мощи стран, единения всех сил общества, а так же морального разложения противника с широким использованием средств массовой информации. С течение времени, спрос на PR-технологии возрастает во всех сферах жизни общества. PR распространяется в ширь и в глубь, при чем это касается не только сфер его употребления, но и географических рамок. Возникнув первоначально в развитых странах европейской цивилизации, со временем его деятельность начала распространятся по всему миру. В России существует своя история развития PR как науки. Процесс его становления был значительно затруднен в силу нескольких причин, как объективного, так и субъективного характера. Основное место среди этих причин занимают серьезный социально-экономический кризис и постоянная политическая конфронтация. Конечно, за то время, в течение которого активно развиваются связи с общественностью в Российской Федерации, слишком сложно оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере., очевидно, является термином, по множественности и многогранности толкований превосходящим все остальные категории СМК. В 1975 году американский фонд Foundation/or Public Relations Research and Education провел исследования и выявил около 500 его определений. Не вызывает сомнений, что сегодня этих определений гораздо больше. Дословный перевод термина с английского ("связи с общественностью") отражает лишь одну из сфер функционирования, поэтому не может быть использован для обозначения всей категории. При этом стоит отметить, что термин "public relations" без перевода используется не только в англоязычных странах. Джо Маркони отмечает, что public relations - всеобъемлющий термин; это система, выполняющая множество задач и функций: коммуникацию, общественные взаимоотношения, производственные отношения, взаимоотношения между сотрудниками, контакты с потребителями, отношения с заказчиками, международные отношения, отношения с инвесторами, процесс управления проблемами, связи с масс-медиа, контакты с прессой, продвижение, паблисити, отношения с акционерами, подготовка текстов публичных выступлений и отношения с посетителями. Британский исследователь PR С. Блек - бывший президент международной ассоциации PR (IRPA) в своей книге "Паблик рилейшинз. Что это такое?" определяет связи с общественностью как одну из функций управления, составную часть системы управления организацией, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью. У Почепцова Г.Г. паблик рилейшнз - деятельность по организации коммуникативного пространства общества. По мнению Э.А. Уткина, "паблик рилейшнз являются неотъемлемой частью менеджмента, а наиболее точно - менеджмента коммуникаций… Эта работа представляет собой комплексную систему применения специальных инструментов, приемов, методов, процедур, технологий, обусловливающую всестороннее (особенно информационное) взаимодействие всех элементов, составляющих организацию (ее внутреннюю сферу) с внешней средой". Чумиков А.Н. рассматривает паблик рилейшнз, как систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта. Приведенные выше определения различных ученых и специалистов не являются исчерпывающими. Несмотря на кажущиеся различия в представлениях о PR, они лишь отражают многогранную его структуру как науки. В зависимости от того, каковы цели PR и на кого он направлен, выделяют несколько его разновидностей. К основным его видам можно отнести: . Международный - начал развиваться в эпоху глобализации, направлен на достижение взаимопонимания между гражданами разных стран, невзирая на культурные различия. 2. Политический - начал развиваться в эпоху представительной демократии, когда политическим лидерам стало необходимо убеждать широкие круги избирателей голосовать за них. . Коммерческий - направлен на создание положительной известности производящих товары фирм. Коммерческий PR можно считать достаточно развитой сферой связей с общественностью. Ни одно крупное коммерческое предприятие в настоящий момент не работает без участия в своей деятельности хорошо отлаженной службы связей с общественностью. В коммерческих структурах PR является неотъемлемой частью системы управления, которая призвана обеспечивать согласие внутренней и внешней общественности с политикой и действительной практикой работы организации. В коммерческом секторе PR - подразделения имеют свою специфику, которая обусловлена принципом деятельности коммерческих организаций. В зависимости от того, какое выбрано направление действий, формируются принципы, которыми руководствуются в своей деятельности специалисты. К основным из них можно отнести: . Обеспечение взаимной пользы организации и общественности; осуществление программ и политики организации через призму общественного интереса. 2. Честность, правдивость и открытость при работе с общественностью и средствами массовой информации. . Осуществление коммуникаций до получения результата, т.е. до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между организацией и ее общественностью. . Осуществление коммуникаций должно производиться с использованием научных методов изучения общественного мнения и междисциплинарного подхода; опираться на выводы психологии, социологии, политологии, других социально - экономических наук. . PR-профессионалы обязаны разъяснять общественности суть проблем до того, как эти проблемы переросли в кризис. . Деятельность PR-профессионалов должна оцениваться с точки зрения единого критерия - этики поведения. Практики и специалисты единодушны во мнении, что в современном обществе PR выполняет сложную функцию и играет важную роль, выполняя поставленные перед ним задачи. Задачи PR - обеспечение оптимистического для личности отношения со стороны окружающих, средствами убеждения, которые основываются на знании особенностей человеческого восприятия. Задачи коммерческого PR лежат в области усовершенствования внешних и внутренних коммуникаций организации. Внешние - коммуникации со средствами массовой информации (отслеживание всех публикаций, подготовка собственных материалов, участие в брифингах и пресс-конференциях). Внутренние - создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества внутри организации. Большое внимание уделяется также и неформальной коммуникации (распространению слухов и домыслов, изучению мнений и оценок). Основные задачи связей с общественностью в коммерческом секторе: . Создание образа организации как единого члена общества путем налаживания коммуникаций организации с его социальной средой. 2. Предоставление приоритетных позиций в конкурентной борьбе. . Расширение сферы влияния организации в обществе. . Формирование ближнего круга из влиятельных и авторитетных людей. . Создание конкретного психологического настроя в самой организации. Далее, следует перейти к структуре связей с общественностью, при этом, необходимо отметить ее деление на внешние коммуникации и внутренние отношения. Так, внешние коммуникации соединяют компанию с окружающей средой, а внутренние отношения определяют специфику и качество деятельности фирмы. Схематично общая структура PR в коммерческом секторе выглядит следующим образом. Внешние коммуникации: . Поддержание постоянных контактов с партнерами, в том числе потенциальными. 2. Связь со средствами массовой информации. . Связи с гражданским обществом и институтами власти. . Международные связи. . Реклама. . Подготовка к кризисным ситуациям и ликвидация кризисов. Внутренние отношения: . Создание имиджа. 2. Имидж лидера. . Имидж организации и/или команды, включая фирменный стиль. . Создание корпоративной культуры. . Команда: творчество, работа, быт - система взаимодействия. . Кадровые вопросы. . Совершенствование управления и технологий. . Предотвращение конфликтов. . История и традиции. Как правило, в коммерческих структурах в области PR, работают следующие специалисты: менеджеры по рекламе, по связям со спонсорами, менеджеры по связям с общественными и государственными организациями. Принято считать, что в целом PR-подразделения в организации выполняют следующие функции: . Контроль (целенаправленное формирование) мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и достижения интересов организации. 2. Реагирование на общественность (мониторинг событий, проблем, поведения и выработка ответной программы действий с учетом полученной информации). . Достижение взаимовыгодных отношений между группами общественности внутри организации путем обеспечения их конструктивного взаимодействия, либо способствования ему. . Проведение консультаций, используя знание законов поведения человека. . Выявление для определенного предприятия или общества в целом возможных направлений, закономерностей и их последствий. . Исследование общественного мнения, отношения и прогнозов со стороны общественности для определения нужных мер по удовлетворению ожиданий, разработка рекомендаций. . Установление и поддержание диалога на основе достоверности используемой информации и ее полноты. . Ликвидация недопонимания и избежание конфликтов. . Способствование созданию атмосферы взаимного уважения и ответственности перед коллективом или обществом. . Приведение к гармонии личных и общественных интересов. . Участие в повышении прибыли компании. Выполняя эти функции, PR способствует осознанию всеми институтами общества - государственными и общественными, политическими и хозяйственными, благотворительными и сугубо коммерческими - социальной ответственности перед обществом, нынешними и будущими поколениями людей.функционирует во всех сферах жизни общества, поскольку его принципы отражают важнейшие человеческие стремления: быть всем понятным, открытым для широкого сотрудничества в атмосфере взаимной благожелательности. В своей практической деятельности институт public relations, как раз и формализует эти стремления.в коммерческой деятельности должен быть беспрерывным и планируемым. Связи с общественностью также должны ориентироваться на перспективу, что является одной из их важнейших особенностей. Отличительной чертой PR в организации является то, что это работа направлена не столько на сиюминутный результат, сколько на достижение долгосрочных выгод. В фирмах и компаниях, где функционируют службы или специалисты PR, удается смягчать многочисленные трения, снимать вредные слухи в обществе, успешно популяризировать прогрессивные направления коммерческой деятельности, спонсирования, благотворительности в целях осуществления ощутимого вклада в национальную экономику. Концепция связей с общественностью в коммерческом секторе состоит в проявлении зрелой и развитой культуры предпринимательства, определенного стиля и имиджа фирмы, манеры поведения руководителя и персонала между собой и обществом. В современной литературе PR соотносится с такими коммуникационными дисциплинами, как реклама, агитация и пропаганда, журналистика и паблисити, политика и лоббирование. Поскольку в основе всех дисциплин лежит коммуникация, ее структура и составляющие, было бы неправомерно очень далеко разводить их друг от друга. В целом значение PR для развития имиджа организации огромно. С помощью тщательно продуманных и хорошо выполненных PR-акций возможно как успешное позиционирование, а затем возвышение объекта, так и его полное уничтожение в глазах общественности. Использование PR-технологий для развития имиджа в коммерческом секторе - это комплексное и многократное использование PR-средств в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях поддержания репутации, создания и популяризации имиджа. В основе действий по созданию имиджа организации, лежит осуществление определенной PR-кампании.кампания - это логическая последовательность действий, состоящая из четырех этапов: исследовательской (аналитической) работы; планирования (плюс подготовка); реализации; оценки эффективности. . Аналитический этап. На аналитическом этапе PR-кампании происходит сбор, обработка, анализ всей информации, необходимой для проведения задуманной акции. Так же, на данном этапе происходит оценка ситуации и определение целей PR-кампании. Происходит исследование элементов процесса коммуникации: источников сообщений, целевых аудиторий, самих сообщений (информационных посланий) и каналов их распространения. Важным аспектом аналитического этапа, является определение каналов распространения информации. К числу возможных каналов относятся средства массовой информации, визуальные средства (например, наружная реклама), Интернет, специальные мероприятия (круглые столы, конференции, презентации, праздничные акции), распространение информации через предмет (например, сувениры с фирменной символикой). 2. Этап планирования. После того как определены цели PR-кампании и целевые аудитории, выбраны источники коммуникации и каналы, можно переходить к этапу планирования. Планирование позволяет увидеть ситуацию в целом, оптимизировать ресурсы и бюджеты. На этом этапе закладываются критерии для оценки эффективности PR-кампании. Поэтому необходимо максимально точно определить качественные и количественные цели для каждого мероприятия и действия, включенного в план. Можно использовать различные виды планов PR-кампании: стратегический (предусматривает мероприятия на длительную перспективу); оперативный (охватывает мероприятия годового цикла); ситуативный (решает локальные задачи); текущий план-график (конкретная PR-акция, расписанная по временному циклу). . Реализация. Реализация - практическое воплощение разработок, сделанных на первых двух этапах. Основой реализации кампании выступают акции или мероприятия, задача которых - напомнить, сообщить об организации максимальному числу потребителей, способствовать созданию благоприятного имиджа и репутации, рекламе его товаров или услуг. Среди основных PR-мероприятий можно выделить: презентации; конференции; круглые столы; дни открытых дверей; приемы; промоушин-акции. Таким образом, концепция PR-кампании соединяет в едином замысле постановку целей и задач, формулировку основных проблем, а также принципиальный способ решения проблемы и средства реализации планов действий. . Оценка эффективности. Это анализ соответствия достигнутых результатов тем задачам, которые были определены на этапе планирования PR-кампании. Применяются следующие формы оценки эффективности PR-кампании. "План-факт". Результативность рассматривается с точки зрения всех запланированных мероприятий "От достигнутого". Применяется при достаточно регулярных акциях одного типа (например, ежегодный день открытых дверей или отчетный концерт) и позволяет сравнивать планируемые показатели сходных мероприятий, выделяя достижения или их отсутствие, учитывая бюджет каждого из сравниваемых мероприятий. "Цель - конечный результат". Эффективность PR-кампании оценивается как реализация поставленных целей, с учетом временных и финансовых соответствий плану. При реализации любой PR-кампании, специалист по связям с общественностью определяет наиболее приемлемые методы ее ведения. Использование тех или иных методов зависит от специфики деятельности, целей и задач, которые организация ставит в своей работе, перспектив развития. В коммерческом секторе цель PR заключается в продвижении товаров или услуг. Для этого PR воздействует на потенциального покупателя, используя целый ряд различных методов и приемов, которые направлены на психические структуры человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Стоит отметить, что, по мнению некоторых специалистов, PR не обладает своими собственными методами, а заимствует их из различных наук. . Методы воздействия из средств массовой информации. "Утвердительные высказывания". Метод состоит в использовании утверждений, которые представляются в качестве факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств. "Использование слоганов". Одним из широко используемых методов в PR является использование разнообразных лозунгов, девизов и слоганов. Это позволяет "сконцентрировать" основные особенности, название и/или образ рекламируемого товара в одну фразу, которая и внедряется в сознание потребителя. Другой особенностью метода является то, что при использовании слогана запоминается не только и не столько особенности конкретного продукта, сколько его идеализированный и положительный образ. "Концентрация на нескольких чертах или особенностях". В рамках одного сообщения и объявления концентрируется лишь на некоторых чертах имиджа и/или качеств и черт товара. В качестве таких особенностей и черт могут выступать: образ товара создающего хорошее настроение, увеличивающий привлекательность, способствующий улучшению здоровья, имеющего высокие потребительские качества, меньшую цену, по сравнению с аналогичными товарами, высокую скорость работы. "Победившая сторона". В данном методе эксплуатируется желание людей быть на "выигравшей стороне", быть "как все". "Использование авторитетов (групп влияния)". Источник свидетельства выступает в виде отдельных авторитетных и известных для аудитории личностей или групп. . "Создание контраста". Основная задача этого метода: показать товар, как нечто отличающееся от остальных, радикально улучшающее ситуацию, обладающее исключительными свойствами. Основной акцент при этом делается на эмоции. "Сравнение". В методе сравнения основной акцент делается на разумную и наглядную демонстрацию преимуществ того или иного товара по сравнению с другими, аналогичными. "Продвижение положительного образа товара на базе образа другого". Суть метода состоит в использовании уже раскрученной и известной марки для продвижения нового товара. Это повышает узнаваемость, выступает в качестве "доказательства" качества, психологически упрощает восприятие и переносит положительный образ первоначальной марки на новый товар. "Акцент на простоте и скорости получения эффекта". В случае, если предлагаемая процедура использования того или иного товара является слишком сложной или ожидаемый эффект наступает через продолжительный промежуток времени, то потребители склонны делать другой выбор. . Методы из социологии. Кабинетные исследования. Главной целью кабинетных исследований является сбор и анализ максимального количества информации по теме. Полевые исследования. Основная задача полевых исследований заключается в непосредственном контакте с целевой аудиторией, с целью изучения ее отношения к различным проблемам и выяснения мотивов принятия решений. Метод опроса. Виды: Анкетные опросы (респондент самостоятельно заполняет опросный лист). Экспертные интервью (направлены на получение подробной информации по узкой тематике.) Глубинное интервью (опрос, проводимый в форме беседы по интересующему кругу вопросов). Фокус-группа (групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от её участников "субъективной информации" по восприятию ими различных объектов: конкретных товаров и услуг и мотивации их покупок, имиджа торговой марки). . Методы из маркетинга. Сегментирование. Заключается в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения. Позиционирование. Процесс определения места нового товара в ряду существующих товаров, то есть установление области его применения, продаж наряду с другими товарами, возможности вытеснения им старых товаров на рынке и конкуренции с ними. Позиционирование необходимо для уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок. . Методы из психологии. Метод манипулирования. Заключается в процессе идеологического и социально-психологического воздействия на людей с целью изменения их поведения попреки их интересам. Метод пропаганды. Заключается в психологическом воздействия на население с помощью средств массовой информации и коммуникации. Пропаганда является методом воздействия, выполняющим функцию ценностной регуляции сознания и основана на психологических механизмах сравнения и оценки и т.д. К методам PR так же можно отнести: . Отношения со средствами массовой информации (паблисити) - создание новостей о лице, продукте или услуге, которые появляются в СМИ (газетах, телепередачах и т.д.). . Отношения с персоналом - внутренние коммуникации компании со своими сотрудниками. В их основе лежат программы мотивации сотрудников к выполнению своей работы наилучшим образом. . Отношения с финансовым сообществом - взаимодействие с государственными финансовыми органами, с частными и корпоративными инвесторами, с фондовыми брокерами и финансовой прессой. . Отношения с властными структурами - тесное сотрудничество (включая лоббирование) с федеральными, региональными, окружными и местными органами власти. . Отношения с местным населением - поддержание позитивных связей с местным сообществом включает спонсорство, например - помощь в решении экологических проблем региона. В последнее время большую популярность обретает электронный PR, в связи с этим происходит формирование методов PR характерных для данного направления. Например: . Работа с аудиторией в форумах, дискуссионных листах и чатах. . Публикация новостей и информационных материалов компании в Интернет - СМИ (общих и специализированных Интернет - газетах и журналах, на новостных сайтах). . Подготовка аналитических материалов (статей) по темам, близким к сфере деятельности компании (разумеется, содержащих ссылки на ее сайт и упоминания о ней, но не прямые, а в контексте рассматриваемой темы), и публикацию этих материалов на специализированных сайтах. . Публикация материалов в традиционных средствах массовой информации. Прямое размещение offline-рекламы. Низкая цена таких offline-публикаций делает их эффективными. . Участие в специализированных выставках. . Проведение презентаций. . Организацию семинаров, докладов, лекций и т.п. . Учреждение наград, проведение конкурсов и т.п. Подводя итоги параграфа, следует отметить, насколько важно использование PR в современной жизни. Многие предприниматели все чаще используют PR-технологии, осознавая, что без них вести управление бизнесом становится все труднее. PR в коммерческом секторе, преследует цель налаживания двухсторонних коммуникаций между организацией и различными сегментами ее целевой аудитории, что позволяет создать для функционирования наиболее благоприятную среду. Таким образом, после изучения параграфа, можно сделать вывод, что хоть PR и является относительно молодой наукой, его технологии используют во многих сферах человеческой деятельности. Активно развивается PR в коммерческом секторе. С его помощью осуществляется успешное функционирование организации на современном рынке. Поэтому во многих компаниях PR - это неотъемлемая часть системы управления, способствующая усовершенствованию как внешних, так и внутренних отношений. В зависимости от специфики деятельности фирмы, целей и задач, а так же перспектив развития, изменяются методы по организации PR процесса. Тем самым, позволяя налаживать взаимодействие с общественностью в любых условиях. Подводя итог теоретической части, следует отметить, что значение PR для развития имиджа огромно. С помощью тщательно продуманных и хорошо выполненных PR-акций возможно как успешное позиционирование, а затем возвышение объекта, так и его полное уничтожение в глазах общественности. Применяемые PR-технологии для развития имиджа - это комплексное и многократное использование PR-средств в рамках единой концепции, общего плана воздействия на мнения и отношения людей, в целях поддержания репутации, создания и популяризации имиджа. На основе анализа специализированной литературы был сделан вывод, что использование PR и имиджа необходимо для успешного закрепления, функционирования и продвижения объекта на рынке.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |