Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ



2020-03-19 238 Обсуждений (0)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. - 42,2 %, в 2001 г. - 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8%[9]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции - оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства - обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах - членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 1.

Рис. 1. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

 

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.


Таблица 1

Структура государственного бюджета Франции

Вид налогов Удельный вес %
Налог на добавленную стоимость 41,4
Подоходный налог на физических лиц 18,1
Налог на предприятия 10,6
Пошлины на нефтепродукты 7,3
Прочие налоги 15,2

 

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов бюджета Дании

Статьи доходов Удельный вес %
Подоходный налог с физических лиц 48
Налог на добавленную стоимость 19
Акцизы 17
Налог на доходы корпораций 8
Налог на имущество 4
Отчисления на социальное страхование 3
Таможенные пошлины 1
Итого 100

 

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% - второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны[10].

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 - 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово–хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая, является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема налога на добавленную стоимость актуальна в наши дни не только для России, но и для всех стран, применяющих данный налог.

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (далее НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

· Ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

· Обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

· Систематизация доходов.

Десятилетняя практика применения НДС показала, что в российском законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. Именно эти проблемы и призван решить Налоговый Кодекс Российской Федерации.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», Закон РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с учетом внесенных в них изменений и дополнений, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.

Из проведенного сравнительного анализа действующих сисем налогообложения добавленносй стоимости в странах ЕС и России можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). – М. “Юрайт”, 2003.

2. Налоговый кодекс РФ, глава 25, введена Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

4. Федеральный закон от 06.08.01. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

5. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении методических рекомендаций по применению Главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" № БГ-3-22/706 от 10.12.2002г. (в редакции от 17.04.2003г.). –"Российская Бизнес-газета", № 3, 2003.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ ”Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (ред. от 31.12.2002).

7. Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (ред. от 26.11.2002).

8. Федеральный закон от 09.12.91 № 2005-1 “О государственной пошлине” (ред. от 25.07.2002).

9. Федеральный закон от 12.12.91 №2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами” (ред. от 30.05.2001).

10. Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 “О таможенном тарифе” (ред. от 24.12.2002).

11. Федеральный закон от 02.04.93 № 4737-1 “О сборе за использование наименований “Россия”, ”Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний” (ред. от 28.04.97)

12. Федеральный закон от 11.10.91 № 1738-1 “О плате за землю” (ред. от 25.07.2002 с изм. От 24.12.2002)

13. Федеральный закон от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ” (ред. от 31.12.2002)

14. Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ ”О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”.

15. Приказ Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации от 26.03.2003 № БГ-3-22/35 “О внесении изменений и дополнений ...”.

16. Письмо МНС России от 17.12.2003 № ОС-6-03/1316а "Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением налоговой ставки 18 процентов"

17. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

18. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

19. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2001.

20. Бакаев А.С. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета. – М.: ИПБ-БИНФА, 2001. – 423 с.

21. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 719 с.

22. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11

23. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. / Кожинов В.Я. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003

24. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2003. – 464 с.

25. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. - 2001. - №11.

26. Газета Коммерсант № 69/П от 21 Апреля 2003 года. Стр.18, статья «Об основных направлениях налоговой реформы на 2003-2005гг.»

27. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Казань; Изд-во КФЭИ, 2002 – 512 с.

28. Главная книга. Специальный выпуск: "Все об упрощенной системе налогообложения". –М.: ООО НПО "ВМИ", 2003.

29. Гладышева Ю.П. Как организовать налоговый учет. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 184 с.

30. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. -М.: "Статут", 1996.

31. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

32. Куликова Л.И. Налоговый учет. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 336 с.

33. Макарьева В.И. Расходы, не учитываемые налогоплательщиком в целях налогообложения при методе начисления.// Налоговый вестник, 2003, № 8

34. Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации - www.nalog.ru.

35.  Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: ЮРЛАЙТ 2001

36. Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: «Информэкспо», Воронеж: издательство Борисова, 2003.

37. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.


[1] Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2003. – 464 с.

[2] Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2003. – 464 с.

[3] Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – М.: Проспект, 2003. – 464 с.

[4] Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации - www.nalog.ru.

[5] Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации - www.nalog.ru.

[6] Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации - www.nalog.ru.

[7] Газета Коммерсант № 69/П от 21 Апреля 2003 года. Стр.18, статья «Об основных направлениях налоговой реформы на 2003-2005гг.»

[8] Газета Коммерсант № 69/П от 21 Апреля 2003 года. Стр.18, статья «Об основных направлениях налоговой реформы на 2003-2005гг.»

[9] Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 2003, 191с.

[10] Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 2003, 191с.



2020-03-19 238 Обсуждений (0)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)